Можно ли подавать hardware-проект на Kickstarter в надежде привлечь инвесторов без готового прототипа?

[responsivevoice_button voice=”Russian Female” buttontext=”Прослушать”]

 

В тематическом сообществе Startup Hub в соцсети Facebook развернулась дискуссия на тему того, можно ли подавать на площадку коллективного финансирования свой hardware-проект, не имея готового работающего прототипа, и при этом надеяться на привлечение крупных инвесторов; а также в каких ситуация инвестор готов вложиться в «железный» проект без реально работающей модели:

Павел Черкашин, выходец из Adobe, успевший до того поработать в Microsoft, а в настоящее время — партнёр фонда Vestor.In Partners, полагает, что выход на краудфандинг без реального прототипа сопряжён с несколькими рисками:

«— Инвесторы не любят вкладывать в прототип, потому что это “бинарный” риск (взлетит / не взлетит), который предприниматель должен сам снять. При прочих равных лучше инвестировать в проект, где бинарный риск уже снят и остаются только риски масштабирования. Тем не менее, я вполне могу допустить ситуацию, когда ажиотажный спрос краудфандинга может стать поводом нарушить общее правило и проинвестировать ещё на стадии прототипа. Но тогда это должен быть действительно ажиотажный спрос, т.е. такой, который существенно превышает средний для данной категории. Если в среднем проект в этой нише собирает $50 тыс., а тут вдруг появился проект, который за пару дней собрал $500 тыс., то любой инвестор начнёт ёрзать нетерпеливо на стуле. Так что мой совет — смотрите не на абсолютный объём, а на относительные показатели (относительно других аналогичных проектов) и скорость роста аудитории поддерживающих».

Большинство комментаторов в обсуждении также указали, что нет никакой прямо корреляции между выходом проекта на Kickstarter и тем, насколько он будет потенциально интересен крупным инвесторам. Денис Довгополый, глава GrowthUP, руководящий рядом инициатив по развитию предпринимательства в Украине и построения связей украинских ІТ-предпринимателей с венчурными инвесторами в Долине, Израиле и других странах, полагает, что выход на площадку коллективного финансирования, — лишь ступенька к успеху среди потенциальных инвесторов, но она будет далеко не главной:

«— Те инвесторы, с которыми я работал, при выходе на Kickstarter меряют метрики:

  • скорость набора бэкеров (продажи с первого дня показывают, что до того проведена большая работа с комьюнити потенциальных пользователей);

  • реакция прессы;

  • кратное превышение таргета (просили 50к, получили 150к);

  • наличие канальных бэкеров (оптовые лоты, дорогой доступ к АПИ);

  • «железные яйца» (заявка не на 50к, а на 100к или даже 200к).
    Но это не гарантирует инвестиции, а гарантирует внимание со стороны инвесторов. Ну и все пункты выполнить — та ещё задача».

Так что, как видим, выход на площадку вроде Kickstarter, Indiegogo или хотя бы «Спільнокошт» вовсе не означает, что помимо индивидуальных «вкладчиков» на ваш стартап сбегутся ещё и люди с крупным венчурным капиталом. Но если уж и решили выходить — то над реально существующим прототипом стоит поработать.

 

По материалам дискуссии в Facebook-сообществе StartupHub.