Михаил Иванов, сооснователь проекта Smart Reading — о пересказе деловой литературы и собственном деле

Мир стремительно меняется, информации становится всё больше, а времени на её изучение – всё меньше. Если некогда читать полезную бизнес-литературу, можно ознакомиться с кратким изложением главных идей книги — саммари на издание.

Редакция блога Imena.UA пообщалась с Михаилом Ивановым, в прошлом — книжным издателем, а сейчас — сооснователем проекта Smart Reading. Мы узнали, как пришла идея продавать не книги целиком, а их краткое содержание, а также, попросили поделиться видением опытного издателя на развитие книжной индустрии в наш век информационных технологий.

— Как пришла идея продавать вместо целой книги короткую выдержку (саммари)? Откуда уверенность, что пользователи станут платить за чью-то версию пересказа оригинального текста?

Идея создания библиотеки саммари пришла от клиентов и собственных потребностей. Наши корпоративные клиенты поняли, что когда они в последнее время покупали книги для сотрудников, те их просто не читали. Несколько наших клиентов попросили сделать саммари на уже купленные книги с тестовыми вопросами.

У меня у самого возле кровати скапливались книги, которые я всё никак не мог прочесть. Я их покупал, но мне не хватало времени на то, чтобы их прочитать. Важно, что здесь речь идёт о нон-фикшн (не художественных) книгах, которые мы читаем не для удовольствия, а для того, чтобы получить знания или решить какую-то свою задачу.

Формат потребления информации очень быстро меняется, а книги нет. Человечество производит и потребляет информации больше, чем когда-либо в своей истории. У писателей нет времени писать традиционные книги, у читателей – их читать.

Михаил Иванов, сооснователь проекта Smart Reading

Михаил Иванов, сооснователь проекта Smart Reading

В мире модель с саммари работает уже много лет. В США есть компания, которая делает саммари на бизнес-книги с 1978 года. Интернет сделал возможным быстро распространять информацию.

В целом, саммари не является полной заменой книге. Вы можете быстро понять ключевые идеи книги и решить, хотите ли вы углубляться в чтение. Мы всегда ставим ссылку на полную версию книги.

— Как отбираете книги для саммари: самостоятельно; на редакционном совете Smartreading или обращаетесь к рейтингам вроде: «ТОП-100 самых полезных/мотивирующих/читаемых/покупаемых книг»?

Я отвечаю за формирование библиотеки Smart Reading так же, как когда-то отвечал за формирование портфеля МИФа. В мире ежегодно выходят тысячи новых книг и выбрать самые интересные не так просто. Я опираюсь на свой опыт и вкус. Конечно, просматриваю рейтинги. Мы внимательно прислушиваемся к мнению читателей.

Мы делаем саммари на книги по воспитанию, менеджменту, политике, истории, здоровью, не ограничиваясь только бизнес-темами. Еженедельно мы добавляем по 2 новых саммари. Более половины библиотеки есть в аудио-формате. Мы начинаем экспериментировать с инфографикой, графически представляя идеи книги.

Традиционные издательства не могут себе позволить переводить и издавать книгу, если рассчитывают продать меньше 3000 экземпляров. Мы можем это делать, поскольку у нас другая структура издержек. Рынок, в целом, двигается к фрагментации. Всё меньше хитов, которые нужны всем.

Кроме того, мы значимо быстрее. Мы делаем саммари на книги, которые только вышли на других языках. Обычно на перевод уходит около года.

— Ваш продукт, саммари, поставляется исключительно в электронном формате. Как организована техническая часть работы, используете ли специфическое ПО?

Мы используем довольно стандартные инструменты для совместной работы:

  • DropBox — хранение документов
  • Google Docs — управление издательским планом
  • Asana — управление разработкой
  • Mailchimp — для рассылок.

— Кто, собственно, пишет саммари? Сколько человек запускало проект Smartreading, сколько сейчас работников в штате?

В штате всего 5 человек. Остальные работают на подряде по всему миру. Мы сформировали команду из авторов саммари с разными компетенциями.

— Сколько подписчиков у Smartreading? Саммари на какую книгу самое востребованное среди ваших читателей?

На сегодняшний день у Smart Reading 1 760 частных платных подписчиков и 59 корпоративных. У каждого корпоративного клиента примерно 100 подписчиков.
Поскольку саммари появляются не все вместе, сложно сказать, какое самое популярное. Можно выделить несколько: «7 навыков», «После трёх уже поздно», «Великая шахматная доска».

— У Вас достаточно большой опыт в издательском деле. Каковы прогнозы развития рынка бумажной и электронной книги? Есть ли смысл держаться за «бумагу» или пора полностью переключаться на написание и выпуск электронных текстов?

Бумага ещё долго сохраниться так, как сохранились сигары после появления сигарет, лошади после появления двигателя внутреннего сгорания, театр, после кино. Но объём и прибыльность этого бизнеса будет постепенно снижаться.

И здесь речь идёт не о противостоянии бумажной и электронной книги, а о том, что появились другие типы контента, забирающие долю у книг. Так, например, совсем исчезли бумажные словари, карты, энциклопедии. Многие вещи удобнее посмотреть на YouTube, чем читать на бумаге.

— Что посоветуете нашим читателям, которые раздумывают над запуском собственного электронного проекта?

Отвечу цитатой из книги Rework: «чешите там, где чешется». Если у вас есть потребность, которую нельзя удовлетворить с помощью текущих сервисов, и таких людей как вы, много, — это хорошее основание для открытия бизнеса.

Читайте также:

15 книг по копірайтингу завдяки яким ви станете писати цікавіше та ефективніше

П’ять книг про Місяць, які варто прочитати

Інтерактивна карта найпопулярніших книг

Як правильно читати книги, щоб вони були максимально корисними