Михаил Иванов, сооснователь проекта Smart Reading — о пересказе деловой литературы и собственном деле

Мир стремительно меняется, информации становится всё больше, а времени на её изучение – всё меньше. Если некогда читать полезную бизнес-литературу, можно ознакомиться с кратким изложением главных идей книги — саммари на издание.

Редакция блога Imena.UA пообщалась с Михаилом Ивановым, в прошлом — книжным издателем, а сейчас — сооснователем проекта Smart Reading. Мы узнали, как пришла идея продавать не книги целиком, а их краткое содержание, а также, попросили поделиться видением опытного издателя на развитие книжной индустрии в наш век информационных технологий.

— Как пришла идея продавать вместо целой книги короткую выдержку (саммари)? Откуда уверенность, что пользователи станут платить за чью-то версию пересказа оригинального текста?

Идея создания библиотеки саммари пришла от клиентов и собственных потребностей. Наши корпоративные клиенты поняли, что когда они в последнее время покупали книги для сотрудников, те их просто не читали. Несколько наших клиентов попросили сделать саммари на уже купленные книги с тестовыми вопросами.

У меня у самого возле кровати скапливались книги, которые я всё никак не мог прочесть. Я их покупал, но мне не хватало времени на то, чтобы их прочитать. Важно, что здесь речь идёт о нон-фикшн (не художественных) книгах, которые мы читаем не для удовольствия, а для того, чтобы получить знания или решить какую-то свою задачу.

Формат потребления информации очень быстро меняется, а книги нет. Человечество производит и потребляет информации больше, чем когда-либо в своей истории. У писателей нет времени писать традиционные книги, у читателей – их читать.

Михаил Иванов, сооснователь проекта Smart Reading

Михаил Иванов, сооснователь проекта Smart Reading

В мире модель с саммари работает уже много лет. В США есть компания, которая делает саммари на бизнес-книги с 1978 года. Интернет сделал возможным быстро распространять информацию.

В целом, саммари не является полной заменой книге. Вы можете быстро понять ключевые идеи книги и решить, хотите ли вы углубляться в чтение. Мы всегда ставим ссылку на полную версию книги.

— Как отбираете книги для саммари: самостоятельно; на редакционном совете Smartreading или обращаетесь к рейтингам вроде: «ТОП-100 самых полезных/мотивирующих/читаемых/покупаемых книг»?

Я отвечаю за формирование библиотеки Smart Reading так же, как когда-то отвечал за формирование портфеля МИФа. В мире ежегодно выходят тысячи новых книг и выбрать самые интересные не так просто. Я опираюсь на свой опыт и вкус. Конечно, просматриваю рейтинги. Мы внимательно прислушиваемся к мнению читателей.

Мы делаем саммари на книги по воспитанию, менеджменту, политике, истории, здоровью, не ограничиваясь только бизнес-темами. Еженедельно мы добавляем по 2 новых саммари. Более половины библиотеки есть в аудио-формате. Мы начинаем экспериментировать с инфографикой, графически представляя идеи книги.

Традиционные издательства не могут себе позволить переводить и издавать книгу, если рассчитывают продать меньше 3000 экземпляров. Мы можем это делать, поскольку у нас другая структура издержек. Рынок, в целом, двигается к фрагментации. Всё меньше хитов, которые нужны всем.

Кроме того, мы значимо быстрее. Мы делаем саммари на книги, которые только вышли на других языках. Обычно на перевод уходит около года.

— Ваш продукт, саммари, поставляется исключительно в электронном формате. Как организована техническая часть работы, используете ли специфическое ПО?

Мы используем довольно стандартные инструменты для совместной работы:

  • DropBox — хранение документов
  • Google Docs — управление издательским планом
  • Asana — управление разработкой
  • Mailchimp — для рассылок.

— Кто, собственно, пишет саммари? Сколько человек запускало проект Smartreading, сколько сейчас работников в штате?

В штате всего 5 человек. Остальные работают на подряде по всему миру. Мы сформировали команду из авторов саммари с разными компетенциями.

— Сколько подписчиков у Smartreading? Саммари на какую книгу самое востребованное среди ваших читателей?

На сегодняшний день у Smart Reading 1 760 частных платных подписчиков и 59 корпоративных. У каждого корпоративного клиента примерно 100 подписчиков.
Поскольку саммари появляются не все вместе, сложно сказать, какое самое популярное. Можно выделить несколько: «7 навыков», «После трёх уже поздно», «Великая шахматная доска».

— У Вас достаточно большой опыт в издательском деле. Каковы прогнозы развития рынка бумажной и электронной книги? Есть ли смысл держаться за «бумагу» или пора полностью переключаться на написание и выпуск электронных текстов?

Бумага ещё долго сохраниться так, как сохранились сигары после появления сигарет, лошади после появления двигателя внутреннего сгорания, театр, после кино. Но объём и прибыльность этого бизнеса будет постепенно снижаться.

И здесь речь идёт не о противостоянии бумажной и электронной книги, а о том, что появились другие типы контента, забирающие долю у книг. Так, например, совсем исчезли бумажные словари, карты, энциклопедии. Многие вещи удобнее посмотреть на YouTube, чем читать на бумаге.

— Что посоветуете нашим читателям, которые раздумывают над запуском собственного электронного проекта?

Отвечу цитатой из книги Rework: «чешите там, где чешется». Если у вас есть потребность, которую нельзя удовлетворить с помощью текущих сервисов, и таких людей как вы, много, — это хорошее основание для открытия бизнеса.