Тема недели: Как мы потребляем информацию на самом деле?

Принято считать, что мы потребляем слишком много объёмной информации и у нас уходит на это масса времени. Но так ли это?

Взгляните на популярные сервисы современности. Блоги и онлайн-СМИ пишут о платформе Smartfiction, которая позволяет читать краткую выжимку по известным востребованным деловым книгам вместо того, чтобы читать всю книгу целиком. Каждый год энтузиасты делают трейлеры и подборки «100 фильмов за 10 минут» — вместо того, чтобы смотреть все 100 фильмов, тратя на это не менее 50 дней.

Даже в нашем блоге утренний и вечерний дайджесты (по сути — выжимка новостей и статей за день) собирают не меньше просмотров, чем среднестатистическая отдельная новость (а зачастую — и больше). Новостные приложения NYT Now, The Economist Espresso, AP Mobile, Flipboard, Feedly собирают многомиллионную ежедневную аудиторию — при том, что отдельно взятые статьи собирают лишь пару тысяч (максимум — пару десятков тысяч) просмотров.

Чем короче и лаконичнее контент, чем больший объём информации «упакован» в меньшую форму — тем выше его популярность. Времени у современного пользователя не так уж много, а область интересов простирается от деловой литературы до эксклюзивных интернет-сервисов или цены на новый Macbook. И всё это надо успеть узнать за несколько минут.

Парадокс заключается в том, что аудитория медиапроектов охотно читает длинные аналитические материалы, — но при этом хочет за 5 минут узнать с экрана смартфона или планшета все новости из всех сфер за прошедшие 24 часа.

Обратите внимание на то, как люди читают новости в метро, на остановках или в общественном городском транспорте. Какой инструмент они чаще всего используют для получения информации? Правильно: смартфон. Форм-фактор, диагональ экрана и мобильная ОС неважны — важна скорость взаимодействия и возможность прочесть всю ленту по заголовкам или подборку новостей меньше, чем за 3-5 минут (ровно столько в среднем приходится ждать следующего поезда в метро, трамвая на остановке, маршрутного такси или троллейбуса).

Мы — поколение, которое будто «склеивает» цельную информационную картину мира из «кусочков», создаёт «мозаику». От потребления информации мы переносим такой способ сбора и передачи информации, эмоций и мыслей и в другие сферы деятельности. «Быстрые свидания» (speed-dating), кофе «с собой», доставка фаст-фуда в офис (чтобы никуда не идти и не тратить на еду дольше 10-15 минут), казуальные игры в Facebook с игровыми сессиями не дольше 10 минут — лишь несколько примеров такого «мозаичного» стиля жизни.

Наиболее ярко феномен быстрого и однотипного «возведения» целой картинки из отдельно взятых элементов могут отражать как множественные агрегаторы новостей, так и… Minecraft. Да-да, та самая игра Minecraft, пользующаяся огромной популярностью у подростков — игра, где из однотипных блоков и путём бесконечного «копания» можно создавать как собственные объекты, так и виртуальные копии реально существующих сооружений. И всё это — из пиксельных «кубиков». Сессии можно делать короткими, но игровой процесс в итоге растягивается на недели.

Оставим игры и развлечения. Вспомните, как вы обычно работаете в течение дня? Сколько раз в час вас отвлекают от работы? Как часто вы проверяете почту? Насколько регулярно переключаетесь между разными мобильными приложениями?

Если раньше колебание интереса к информации напоминало морскую волну (то набегает, то отступает), то сейчас перед нами — график взбесившегося осциллографа. Информационные феномены могут рождаться неожиданно и создавать нагрузки, которых никто раньше не видел. И неизвестно, когда будет следующий «пик»: через несколько минут или через неделю.

Главная задача, с которой сталкиваются как современные медиа, так и интернет-сервисы — это удержание внимания. Как захватить хоть ненадолго внимание поколения, которое не умеет дольше 10 минут заниматься чем-то одним — вот основной вопрос. Каждый главный редактор, руководитель проекта или автор контента задаёт его себе. И разработчики задают себе эти вопросы. И менеджеры. И любой, чья успешность работы зависит от трафика, посещаемости и внимания аудитории, которая никак не может выбрать, кому отдать следующие 10 минут своей жизни.

Неумение зафиксировать внимание и сосредоточиться на чём-либо — это и проблема нашего поколения, и его достижение. Скорость потребления может вести и к снижению качества предоставляемой информации, и к формированию гибкости в создании или упорядочивании такой информации. Очень важно не начать гнаться за трафиком, переходами и привлечёнными пользователями в ущерб качеству. Зато важно стать достаточно гибким, научить гибкости свою команду: и потреблять данные, и использовать их, и анализировать.

Да, мы лишаем себя вкуса к жизни, потому что новости, книги, музыку, кино и аналитические статьи мы стали потреблять, как бургер — давясь, запихивая на бегу, подыскивая местечко, где за четверть часа можно всё умять и забыть об этом навсегда (или до следующего раза, когда вам захочется немного вредной, но вкусной еды). Но даже тот факт, что бургер вреднее какого-нибудь салата, не означает, что бургеры надо делать отвратительными на вкус. То же — с информацией.

Даже лаконичные форматы стоит разрабатывать и «подавать» так, чтобы читатель захотел возвращаться регулярно. Не отбивайте «вкус» к тому, как ускоряется окружающая нас жизнь: мы вряд ли сможем изменить темп, в котором живём. Но не воспользоваться тем, как гибко и быстро переходит современный интернет-пользователь, — недопустимая роскошь для любого, у кого информация является частью повседневной работы. Поэтому делайте лучшие «информационные бургеры» в своей нише — и «покупатели» выстроятся в длинную очередь за ними в любой, даже не самый «погожий» день.

Читайте также:

Ефективне керування творчою командою: ключові аспекти для успіху у контент-індустрії

Ситуативний маркетинг або як український бізнес на Щекавицю збирався

5 способів монетизувати креативний контент

4 психологічні тактики, які використовують копірайтери для написання заголовків