Администратор .UA готов к переменам

Тема домена .UA в последнее время все больше заполняет пространство. На прошлой неделе начато обсуждение изменений в “Концепцию развития домена .UA”, которые предлагает Интернет Ассоциация Украины. Мы продолжаем серию материалов, посвященных процессу возможного реформирования домена .UA. И предлагаем вашему вниманию интервью с администратором домена .UA Дмитрием Кохманюком.

Дмитрий, ты уже 15 лет являешься администратором домена .UA, и за это время много воды утекло, было много изменений. Корневые изменения произошли в 2001 г., когда появилось ООО “Хостмастер” и новые правила домена .UA. Как ты, как администратор домена, оцениваешь нынешнюю ситуацию, есть ли необходимость в реформах или все и так хорошо?

Необходимость, конечно, есть. А насчет 15 лет – тут я поправлю. На самом деле это был 95-й год. Так вот, на самом деле 15 лет будет только в следующем году в сентябре, но суть не в этом. Сам же домен по большому счету работает с 1992 г.

Полгода назад на “дне рождения” домена .UA, я проводил пресс-конференцию и говорил о совершеннолетии. Домену .UA было 16 лет. Совершеннолетие – это время принимать какие-то решения. Для меня это совершеннолетие означает с точки зрения реформ и развития, что домен нужно отпускать в самостоятельное плавание, в смысле, что он уже вырос и ему уже не нужна опека взрослых.

Ситуация, которую мы сейчас имеем, как раз совпала тем возрастом, когда нужно постепенно выводить как можно больше вещей из-под опеки. Я говорю о саморегулировании. Сейчас мы какие-то вещи делаем по традициям. Есть люди, которые занимаются администрированием 5-10 лет, а некоторые меньше. “Институт регистраторов” у нас был создан в 2001 г., можно сказать, в ручном режиме. До этого у нас не было самой концепции. Каждый администратор принимал заявки сам и денег за это не брал. Мы сломали эти правила: дали заработать людям, которые этим занимались, и сняли эту работу с клиентов и, собственно, с администрации.

Если говорить о структуре, которая сложилась, то ситуация такова. Есть администрация, которая представляет из себя скорее не организацию, а орган. Существующая система исторически сложилась – некоторые из ее частей поновее, а некоторые старше. Система некоторой “диктатуры” или полудиктатуры Игоря (Свиридова) и меня – это система историческая. На самом деле она связана не с тем, что мы никому не доверяем, а скорее с тем, что когда-то вся эта работа могла делаться 2-3 людьми. Собственно, ее и делали три человека: Игорь, Андрей Блохинцев и я. Затем какие-то функции этой системы, которые не могли выполняться нами эффективно, переносились на других людей, на другие организации.

Собственно, сначала мы применили метод разделения географический: мы разделили домен на части и каждую из этих частей кому-то отдали.Затем создали домен общего назначения, и тут уже возникла первая коллизия. Потому что когда все было поделено на части, было понятно, кто, где и что делает, а вот, скажем, когда мы ввели com.ua и net.uа – да, было некоторое разделение, но де-факто сейчас оно уже весьма стерто. Если раньше можно было с уверенностью сказать, что в домене net.ua – это провайдер или какая-то телекоммуникационная компания, а в org.ua – какая-то некоммерческая, общественная организация, то сейчас это все перемешалось, и нет четких разделений.

Вот, скажем, недавно видел такси, у них был сайт такси.нет.юа (невольная реклама), т.е. это уже к провайдерам, к телекоммуникациям ну никак не относится. И таких примеров можно привести много.

Можно, конечно, это упорядочить, но я смотрю на это иначе. Мир сам подсказывает нам, как нужно себя ввести. Если смотреть на мировые тенденции, домен у нас сейчас – это как прописка. Так вот, прописки уже нет. Сейчас, наверное, кроме доменов gov.ua и edu.ua, которые действительно имеют четкую определенную структуру и предназначение, которые еще можно назвать специальными, все остальные домены де-факто у нас являются общими.

Не нужно себя обманывать и говорить, что киевские домены у нас для Киева, а одесские – для Одессы. Де факто у нас сейчас все домены общего назначения, просто есть традиция использования . Но никто из администраторов доменов не может запретить человеку или фирме из одного города взять домен другого города. Это выбирает сам пользователь.

Так вот, одна из вещей реформы – это реформа скорее в сознании людей – отказ от жесткой политики, что и где должно быть, т. е. явный отказ от того, чтобы указывать пользователям Интернета, что им делать. Пользователи Интернета, особенно когда речь идет о коммерческих регистрациях, сами голосуют своими деньгами, куда им идти. Они выбирают себе компанию-регистратора, выбирают себе домен.

И вот тут я хочу подчеркнуть, что на самом деле моя миссия по домену .UA, как я сейчас вижу, даже может, не столько создание новых правил, хотя и это, безусловно, важно, а прежде всего – брендинг, продвижение домена. Мы сейчас здесь находимся, можно сказать так, в украинской зоне Интернета. С другой стороны, украинский пользователь может зарегистрировать домен в другой стране. Интернет делает все расстояния и географии несуществующими. Т. е. для меня зарегистрировать домен через любого регистратора в любой зоне доменной – это вопрос выбора. Здесь нет никаких других привязок, кроме цены, конечно.

Так вот, наша цель, не только моя личная, а всех, кто работает в украинском интернет-бизнесе, – популяризировать украинский ресурс, и не только для украинцев , а для всех, кто хочет им пользоваться – создавать престиж. Так вот престиж домена, как мне кажется, состоит именно в том, насколько хорошо он работает, насколько он удобен для пользователя и, может быть, насколько он дешев. Но дешевизна – это лишь один параметр, поскольку доменная регистрация для интернет-проектов – очень малый процент затрат от общих вложений в проект. В то же время удобство обслуживания – очень важно. Чтобы пользователь мог сделать что-то с доменом – передать его другому лицу, перевести, возможно, отсудить, если имя его компании используется другими. Эти вещи на самом деле основные, и реформы, как мне видится, должны идти в этом направлении – удобство для пользователя управлением своим доменом.

Причем здесь речь идет не о владении, а, по сути, об аренде, управлении. Права пользования доменами не попадают под понятие имущественных прав, а больше, может быть, под права интеллектуальной собственности. Но на самом деле нет никакой собственности. Это проработка должна быть на уровне законодательства, и сейчас мы работаем по сути в силу обычаев, привычек. У нас нет закона о домене.

Задача реформы – это написать правила, по которым вся доменная конструкция должна работать исходя из ситуации и потребностей людей на следующие, предположим, 10 лет . Потому что правила, введенные в 2001 г., честно говоря, я изначально рассматривал как релиз 1.0. Еще тогда я думал, что, наверное, торговые марки – не очень хороший критерий в регистрации доменов. И регистрация доменов через посредников – хорошая идея, но, возможно, нужно было бы сделать критерии отбора регистраторов сразу жестче. А мы сделали все просто, без особых ограничений.

Но я считаю, что тогда это было правильным. Поскольку если бы сразу ограничения были большими, то люди на это просто бы не пошли. Цель тогда была по сути продвинуть эту возможность по максимуму. Ограничения по торговым маркам было введено, чтобы создать некоторую престижность. Для регистраторов была создана низкая цена входа. А для пользователей цена была высокой.

Цели были таковы: регистраторам должно быть легко, а пользователям – трудно. Сейчас цели должны быть полностью противоположными. Регистраторам должно быть не скажу трудно, но тяжелее и сложнее, потому что возрастает ответственность. Домен – это сейчас лицо компании. Это уже не какая-то дополнительная вещь вроде факса или телефона, это для многих основная часть коммуникаций, бизнеса.

Домены уже давно перестали быть периферией.

Ты говорил о миссии, об имидже и бренде домена…

Наверное, говорю об этом в первый раз.

Тема немаловажная, бесспорно. ICANN сейчас проводит некоторую перерегистрацию, переоформление отношений с регистраторами основных доменов. Каковы перспективы у украинского домена выйти на какой-то новый уровень взаимодействия, отношений с ICANN?

Они постоянно это проводят, у них нет такой кампании по перерегистрации. Они просто все время хотят завязать формальные отношения со всеми администраторами. Кстати, я об этом тоже думал. У меня запланирована с ними встреча. В следующем месяце планирую съездить в Лос-Анджелес. Предварительная договоренность уже есть, надеюсь, что мы найдем день удобный для них и для нас.

Насколько я понимаю, для оформлений новых отношений или переформатирования старых одним из условий является то, что не должно быть каких-то несогласных сторон, которые претендуют на что-либо в вопросе управления домена .UA. У нас получается ситуация такая, что есть ты с Игорем, как администратор домена. Есть ИнАУ (Интернет Ассоциация Украины), которая сейчас принимает активное участие в процессе реформирования системы управления домена и предлагает интернет-общественности изменения в “Концепцию развития домена .UA”. Есть ООО “Хостмастер” предприятие, которое сейчас выполняет техническое администрирование домена .UA. Есть древняя “рабочая группа по вопросам реорганизации домена .UA и создания специализированного предприятия-объединения Украинский сетевой информационный центр UANIC”, в котором представлены та же ИнАУ, Телас, другие профильные объединения, а со стороны государства – Госкомсвязи и специализированный департамент спецслужбы Украины.

Таким образом, есть достаточно большое количество субъектов, которые в той или иной степени, возможно, желают управлять доменом. И, насколько я понимаю, особого консенсуса и полного взаимопонимания между всеми сторонами пока еще не достигнуто.

Я не могу говорить за ICANN и за другие организации. Я не знаю, кто хочет войти в какой-то потенциальный коллегиальный орган управления доменом, или кто-то, может, хочет сам стать таким органом. Дело в том, что всегда есть зона ответственности. Вот сейчас ответственность лежит на мне. Не только на мне, но в основном да.

Для меня важно, чтобы ответственность была взаимной. Для нас ICANN – это организация, которая нас обслуживает. Когда мы вносим изменения в информацию о домене, эти изменения делаются от моего имени, они должны знать, кто это. Это просто заключение договора о сотрудничестве, у них это называется обмен письмами, когда обе стороны знают, с кем они имеют дело. Цель этого обмена – увеличить надежность этой системы и гарантировать то, что изменения о доменной зоне, которую поддерживает ICANN, были своевременно внесены.

ICANN на самом деле не обслуживает домен, он лишь создал запись в своей базе данных, которая доступна всему миру. Домен обслуживаем мы. Наша функция в Украине, состоит в том, чтобы установить правила, по которым этот домен используется. Для ICANN эта структура не то чтобы не важна, она для них не существенна, поскольку они уже не занимаются регистрацией. Нам важно, чтобы та информация, которую они публикуют в Интернете, была актуальной. В этом как раз и состоит сейчас моя задача, она достаточно простая и узкая.

Что касается функции руководства, то здесь все находится в области нашей страны, уже даже не в интернет-области. Интернет есть техническое взаимодействие. По общественной линии эти два направления совершенно разные. Еще раз объясню: доступность рынка, проведение регистрации, сколько денег стоит домен, работа через регистраторов, обслуживание за 1 час или за сутки, установка тарифов, решение споров, кто проводит аккредитацию регистраторов, кто проводит регистрацию и т. д. Все эти детали, параметры, как они могут и будут реализованы, собственно, правила домена интересуют все организации в той или иной степени.

Но эти вопросы решает не ICANN, а мы. Так вот, эти части должны быть на уровне самоуправления, мы должны в Украине сами договориться, как мы будем это делать. И ICANN на самом деле все равно, как мы договоримся. И все равно, договорились ли мы, договариваемся, только собираемся договариваться или поссоримся завтра. И ICANN все равно, будет регистраторов десять или тысяча, кто и как управляет доменом. Они не могут следить за двумястами с чем-то странами. Главное – чтобы система работала.

Собственно, функция администратора домена, как я ее вижу, достаточно рутинная. Он опубликовывает правила, которые разрабатывает не сам, а с привлечением максимально широкого круга заинтересованных лиц и организаций. Администратор также должен заниматься аккредитацией регистраторов на верхнем уровне и систематизацией правил публичных доменов.

Я не знаю, кем был написан документ (проект изменений в “Концепцию развития домена .UA”), который опубликован на сайте ИнАУ. У меня есть к нему некоторые замечания, но я его в основном поддерживаю. В общем и целом он как раз описывает то, что делать. Он описывает функции административного органа и технического, и, в принципе, они расписаны достаточно правильно.

Все, что нужно, для каждой из этих функций – найти участников, организации, группы организаций, которые захотят над этим работать. И тогда не нужно будет сидеть в центре и держать все руки на всех рычагах.

Администрирование – это не управление, это совершенно разные функции. Можно сравнить с директором предприятия, который утверждает форму договора, и сотрудниками, которые заключают эти договоры с клиентами. Договор должен быть типовой, один для всех клиентов. Юрист его напишет, директор его прочитает и утвердит, а менеджеры уже этот договор будут исполнять и работать по этому документу с клиентами.

У нас ситуация с доменом отличается тем, что поскольку у нас не может быть конкуренции в Украине с доменом, кроме доменов типа .com, .net и т. п., то мы не можем решать это на уровне директора. Мы должны это решать на уровне общественности. Основные правила, по которым работает вся эта система, должны быть выработаны на условиях консенсуса или по крайней мере подавляющего большинства. Тогда уже юристы могут разработать типовой договор между регистратором и администратором публичного домена, чтобы сейчас у нас не было такой ситуации, когда регистратор, работающий в разных публичных доменах, заключал не просто пять договоров, а пять разных договоров по каждому домену. И, возможно, условия в некоторых договорах регистратору не нравятся, а сделать он ничего не может. Т. е. должны появится единые правила, по которым будут работать все публичные домены в домене .UA.

Ситуация с доменом .UA с одной стороны проста, с другой – не совсем. С начала 2000-х годов вокруг него происходят постоянные трения и претензии. Например, тех же разных государственных органов, которые упорно стремятся принять участие в управлении доменом. Т.е. присутствуют несколько субъектов, которые что-то выясняют. Понимаю, что ты не можешь давать оценочных суждений по поводу этих субъектов, но по сути ты являешься некоторым гарантом, что вот домен был, есть и будет…

Сорри, не надо ставить знак равенства между человеком и какой-то функцией. Я могу передать эту функцию кому-то другому, с каждым человеком может что-то случится. Как раз моя цель в том, чтобы из функции администрирования исчез произвол, принимать минимум решений, чтобы большинство решений можно было принимать автоматически. Т. е. целью не является переделегирование всех доменов, а создание процедуры, согласно которой это переделегирование могло бы быть проведено кем-то еще. Я не могу гарантировать, что любой из администраторов доменов будет существовать вечно. Ответственность ведь на администраторах лежит больше, поскольку именно у администраторов находится информация о всех доменах. Вся эта система не может быть гарантирована одним человеком, и построить ее в одиночку – задача непосильная. Один человек может заниматься наблюдением за системой, но и то не полностью.

В 2001 г. появилось ООО “Хостмастер” как организация, которая взяла на себя львиную долю технического управления, администрирования…

Частично, за что-то взялась. Мы тогда с Игорем отдали “Хостмастеру” домен в практически полное управление. Что-то “Хостмастер” делал, и делал хорошо. Что-то не очень хорошо. Но на что-то вообще не было обращено внимания. Не все задачи имели приоритет.

Кем будут приняты изменения в концепцию развития домена после того, как они будут обсуждены? Тобой лично?

Да, и позиция моя очень проста: я не буду принимать те предложения, которые не нужны большему количеству участников процесса. В этом процессе есть регистраторы, регистранты, администраторы доменов, те люди, которые поддерживают структуру.

Вот уже не первый год говорится о необходимости привлечения в процесс управления доменом .UA одного из потенциальных субъектов – государство. Какова твоя позиция по этому поводу?

Я считаю, что функцией государства является написание законов, по которым потом работает и живет страна. И, собственно, участие государства в этом и состоит – создание законодательной, правоохранительной базы, которая не предусматривает участие государства в управлении чем-либо. Есть законодательная, исполнительная и судебная власти. Законодательное движение может и должно осуществляться – мы этому не мешаем.

Любой закон, который прописывает, как должна работать доменная система, и который сейчас, насколько я знаю, готовится, т. е. есть законопроект – он будет с участием государства, поскольку государство создает этот закон по определенной процедуре.

В том, что касается исполнительного участия государства в домене, здесь моя позиция будет осторожной, если не негативной. Я, безусловно, признаю, что Верховный совет должен и может заниматься регулированием в этой области, как и в других областях, связанных со связью. Но что касается того, что администратор должен быть министром соответствующего министерства, то тут я буду против.

Я считаю, что эта исполнительная функция должна быть в частном секторе. Таков мировой опыт, и это хорошо работает, поскольку процесс двигается не государством, а в первую очередь рынком. Это как с телефонными компаниями: пока они находятся в ведении государства, обычно мы видим рост тарифов и ухудшение качества. Я считаю, что залогом хорошей работы доменной системы является исполнение этой функции частным бизнесом. Как именно и в каком виде – это вопрос другой.

Это проблема монополии. На уровне регистраторов мы можем говорить о конкуренции. На уровне администратора публичного домена уже не можем. Поскольку здесь получается монополия, то рынок под каким-то жестким контролем работать не будет. И здесь есть два предложения: поставить домен под контроль государства, а второе – оставить под контролем, управлением участников рынка, то второе мне кажется лучше. Потому что именно рынок сможет выработать те требования, которые технический администратор будет исполнять. И эти требования должны быть в интересах рынка. Т. е. это должно быть рыночное саморегулирование.

Иначе есть другой вариант. Государство, например, может принять решение, что домен будет выдаваться в “Укртелекоме” в отделении связи по паспорту или по факту рождения. Или в каком-то регистрационном органе по свидетельству регистрации предприятия. В информации о персональном домене прописывается идентификационный код или группа крови. Это я так утрирую. И все. Опять-таки, я утрирую, но, на мой взгляд, государственное управление доменом предусматривает что-то такое.

У государства определенно есть некоторые основные функции регулирования, осуществленные в валюте, границах, дорогах. В мире есть тенденция максимальной передачи вспомогательных функций в ведение частных компаний. Почта во многих странах – не полностью государственное предприятие. Это может быть с участием государства, но не полностью под государственным управлением. Связь –то же самое. Дороги не могут быть тоже частной собственностью, но часто управление дорогами или транспортной сетью передается частным предприятиям. Я не понимаю, почему домен должен работать иначе.

Я считаю, что оптимальное управление доменом должно происходить в рамках частного бизнеса. Есть важный момент – часть, где нет конкуренции, должна регулироваться. Потому что отсутствие конкуренции означает, что монополист в этой цепочке неизбежно будет пытаться получить максимум выгоды. Так вот здесь есть два источника регулирования: саморегулирование и законодательное регулирование. Почему я говорю о саморегулировании рынка в первую очередь – его проще сделать.

Например. В каком-то публичном подомене 20 из 50 регистраторов напишут жалобу в администрацию домена .UA о том, что администратор этого поддомена некачественно выполняет свою техническую функцию. Для меня лично это будет основанием для вывода, что данный администратор не компетентен и что-то нужно менять.

А вот, например, в случае государства. Какой-то областной совет должен рассмотреть вопрос об администрировании своего регионального домена на основании тех же жалоб.

Мне кажется, что первая схема будет работать лучше. Это не значит, что это должен делать администратор, этот вопрос решать может решать какая-то комиссия, коллегиальный административный орган. Вот эти процессы, на самом деле, – самые важные, и важно, чтобы возможное участие государственных органов не мешало, не ограничивало, а больше по возможности помогало.

И здесь, возвращаясь к теме саморегулирования. Обратная связь с пользователями позволит определять, хорошо ли исполняются правила. Правила аккредитации, правила делегирования публичных доменов. Это самое слабое место, где у нас сейчас вообще ничего де-факто нет на уровне администрации.

То, что касается момента присутствующих заинтересованных субъектов. Одним из таких субъектов является “рабочая группа по вопросам реорганизации домена .UA и создания специализированного предприятия-объединения Украинский сетевой информационный центр UANIC”, о котором я уже вспоминал. Есть мнение со стороны, что это объединение одной из своих главных целей ставит именно плотное привлечение государства в процесс управления доменом .UA.

Ну что я могу сказать? Я же не могу запретить кому-то что-то делать, я просто результатов не вижу. Самое главное, я не вижу открытого диалогаЮ и в Интернете особенно видны внутренние, закрытые решения – они общественностью отвергаются и не принимаются. Интернет работает на основе открытых публикаций, и я не думаю, что любая, даже самая умная группа людей, сможет выработать внутри себя закрытое какое-то решение, по которому все остальные будут жить и работать в Интернете. Даже если это решение правильное и хорошее, но сам факт закрытости вызывает у человека в свободном информационном пространстве, которым является Интерне, неприятие.

Может, не со всеми нужно советоваться, но всех следует поставить в известность, причем не после принятия решения, а до него. Но если вырабатывается некое решение, потом вынимается из-под стола и выкладывается как готовое, такой метод работы вызывает у людей отпор. Поэтому отсутствие прозрачности в работе упомянутой “рабочей группы” мне представляется одной из главных причин, почему их возможная работа будет безрезультатной, если там вообще проходит какая-то работа.

Ты много рассказал об идеологически концептуальных моментах. Если говорить о конкретных движениях. Примерно через месяц закончится обсуждения изменений в “Концепцию развития домена .UA”, которое инициировала Интернет Ассоциация Украины. Что будет дальше? Когда можно ожидать новые правила домена .UA? И еще тоже важный организационный момент планирует ли сама администрация домена .UA не то чтобы перехватить инициативу ИнАУ, но все-таки формально от администрации домена сделать и рынку и общественности предложения по изменениям и реформам?

Последний вопрос – хорошая тема. Я скажу, что подумаю на этим. И, скорее всего, мы что-то сделаем и со своей стороны. Просто текст предлагаемых изменений в новой версии – для меня новость, и я увидел этот документ только на конференции в Судаке в конце мая. Я знал, что она существует, но я не видел этот текст в виде формального документа. Прошло меньше недели, и пока у меня еще не было возможности отреагировать на эту инициативу конкретными действиями.

Тем не менее, о необходимости изменений и реформ говорится достаточно давно. И разные проекты изменений в среде обсуждаются с разной долей активности уже года 2-3. Т.е. рынок требует перемен…

Нужно многое изменить. Если внедрять предложенные изменения в Концепцию в предлагаемом виде, то работу можно и за год не успеть сделать. Необходимо создать большое количество новых документов, формализовать ведение технической администрации, создать институт аккредитации регистраторов на верхнем уровне, нормализовать правила публичного домена.

Может, я забегаю вперед, но думаю, что какая-нибудь общественная организация была бы для этого более приспособленной. Люди, работающие в этой области, разбиты по разным категориям, каждая из которых может иметь свой голос. ИНАУ, например, может выражать больше интересы интернет-провайдеров. Говорить с каждой из компанией или представителями разных категорий трудно, загонять их в какие-то ассоциации неправильно. А вот создание не организации, а, может быть, форума, где разные участники рынка могут высказать свое мнение на равных условиях, необходимо. На форуме можно будет выкладывать разные документы, и обсуждаемые сейчас изменения в концепцию – один из них.

Вторая идея – что можно проводить ежегодные встречи. Такую встречу в этом году примерно планируем на осень. Очень много предполагает работы и задача по реформам – она не простая.

Скорее всего, тогда осенью будут приняты конкретные решения?

Я не считаю себя правомочным принимать решение за всех пользователей украинского Интернета. Будут приняты только те решения, которые взвешены, обсуждены и одобрены подавляющим большинством участников этого рынка или того сегмента, которого это касается.

Все-таки, от кого сейчас исходит большая инициатива в плане конкретных действий? Условно говоря, мяч сейчас находится больше на твоей стороне, и от тебя многое зависит…

Весной была создана рабочая группа “доменных реформ”. В ее состав вхожу и я, и основные “игроки” рынка. Группа создана, есть список рассылки, но работать она еще не начала, т. е. дальше дело не пошло. Я не хочу никого обвинять, я сам являюсь участником этой группы, но инициатива должна исходить от всех. Я могу взять на себя обязательства сделать то-то и то-то, но я не могу заставить других встретиться, обсудить и принять решение.

Будем надеяться, что сейчас процессы все-таки пойдут активнее. Скажи еще, пожалуйста, кому принадлежит домен .UA с точки зрения собственности, если так можно сказать? Есть такое расхожее мнение, что домен .UA принадлежит правительству США…

Это не совсем близко к истине. В контексте любого домена нельзя говорить о собственности. По сути вся доменная система построена по системе временной передачи прав. В аренду можно сдать квартиру или землю, материальные ресурсы. Домен не является материальным предметом.

Безусловно, доменная система находится под контролем США. Не могу сказать правительства, но, грубо говоря, министерство экономики США имеет самое непосредственное отношение к контролю и управлению мировой системой доменных имен.

Здесь тот случай, когда государство выступает именно гарантом, абсолютно не вмешиваясь в вопросы управления и администрирования.

И чтобы было больше понятно в вопросе собственности. Есть некоторые вещи, которыми можно владеть. Например, вот у меня мобильный телефон. Он мой. Я его сейчас могу выкинуть или сломать, в общем, сделать с ним все, что захочу. И мне за это ничего не будет. А есть вот в собственности, например, земля. Да, я могу на этой земле что-то построить. Но я не могу эту землю взять и безнаказанно уничтожить. С доменом что-то похожее, только без прав собственности. И мало того, что я не могу его уничтожить, но я еще и должен договариваться с теми, кто будет в домене “жить” и работать.

Дмитрий, последний вопрос. Домен .UA – насколько это для тебя тяжелая ноша?

Тяжелая, но это как любая работа. Всегда есть что-то, что хочется сделать, но не хватает времени. Цель, которая преследуется, – это стабильность. Наличие требований со стороны рынка о реформах и переменах говорит о том, что изменения назрели. Раз в 8 лет правила можно дорабатывать, модернизировать – это нормальный процесс.

(источник)

Читайте также:

Переход в онлайн: освоение технологий для пожилых

Как компании используют технологии для отслеживания работников

20 трюков Google Поиска

Большие надежды низкотехнологического смартфона