Александр Ольшанский: «Среди мировых инвесторов сегодня популярны нефть, продукты питания и интернет»

Процессы, которые сейчас происходят в связке «бизнес-интернет», заместитель председателя правления ИнАУ и глава «Интернет Инвест» называет не иначе как «истерика». Это касается похода из оффлайна в онлайн, увлечения брендов социальными медиа, поиска инвесторами перспективых проектов для вложения: все эти общемировые тенденции проявляются и в Украине. А вот активного продвижения украинских людей-брендов в соцсетях ранее 2012 года не прогнозируется. Об этом, а также перспективах регистрации доменов в зоне .укр и .ua и г-н Ольшанский рассказал в беседе с «МедиаБизнесом».

– Тенденции последнего времени на рынке: что нового наблюдается в этом году либо может стать заметным к концу года?

– Главная тенденция сегодня – это увеличение количества людей, которые попытаются сейчас cделать какие-то инвестиции в интернет в том или ином виде. Причем я думаю, что к концу году ситуация приобретет черты истерики. Почему? Давайте посмотрим, что произошло. Сильнейший кризис в течение последних двух-трех лет. В мире сильны опасения второй волны кризиса. А в Украине я не уверен, что он закончился. И на фоне этого кризиса мы видим одну-единственную отрасль, которая растет. Соответственно, сейчас среди мировых инвесторов популярны, грубо говоря, три темы: нефть-сырье, продукты питания и интернет. За последние несколько лет, несмотря на кризис, было целый ряд крупных IPO, связанных с интернетом. То есть рынок оценивает интернет-компании сейчас очень и очень высоко. Ситуация отчасти напоминает надувающийся пузырь, но все попытаются вскочить в этот поезд (на самом деле, запрыгивать в него надо было два года назад).

– И Украина в этом процессе…

-У нас все это будет проявляться в очень сильной степени, поскольку Украина все-таки от кризиса очень сильно пострадала, инвесторы нуждаются в диверсификации активов. Интернет дает такую возможность, потому что в Сети даже украинский проект может действовать не в Украине и быть оценен как глобальный. В принципе, других вещей, которые так легко можно вывести на мировой рынок, не существует.
Поэтому я думаю, что к концу года ситуация приобретет черты истерики. Это с одной стороны. С другой – проектов мало. Инвестфонды буквально «толкаются» за проекты – они ищут хорошие проекты. Потому что все-таки уровень образования и развития интернета в стране предполагают, что здесь существуют команды, которые могут сделать достойные проекты, и инвесторы будут пытаться их выискивать.
Если говорить о тенденциях развития интернета, то, конечно, все помешались на соцмедиа, и любой проект, если в нем нет хоть какой-нибудь социальной составляющей, уже считается неполноценным. Это уже тоже отчасти напоминает истерику. Хотя надо понимать, что соцмедиа – это огромный тренд, который в обозримом будущем сильно изменит нашу жизнь.

– Если говорить о соцсетях как средстве продвижения, – как долго эта тенденция просуществует? И какое влияние соцмедиа будут оказывать на политику?

– Говорить «всегда» – плохо, но на обозримый сегодня горизонт планирования, соцмедиа станут доминирующими в продвижении брендов. Это произойдет не сразу, в разных секторах рынка по-разному, но это будет. Если говорить о политике, то политики – это по сути те же бренды. Здесь уже существует мировой опыт – например, Барак Обама. Совершенно понятно, что соцмедиа станут основными площадками для продвижения людей-брендов. В Украине, я думаю, это начнет активно воплощаться не раньше 2012 года. Возможно, в начале 2013 года, когда вес соцсетей как составляющей продвижения станет значительным.

– Можем ли ожидать оживления политики и политиков в соцсетях, особенно после африканских революций?

– Мне кажется, нужно разделять влияние медиа на построение бренда и медиавлияние непосредственно на какой-то экшн (событие или действие — будь-то революция, стихийное бедствие или покупка какой-либо вещи). Это все-таки очень разные вещи. Построение бренда – это построение доверия к какому-то обещанию. А с точки зрения экшена соцсети являют собой именно эффективную платформу распространения информации. Но при этом, как любая информационная платформа, соцсети нейтральны. Пользователь лишь определяет, будет он дальше распространять информацию, поступившую к нему посредством соцсети или нет.

Поэтому, оценивая роль соцсетей в общественно-политических (или каких-либо иных) потрясениях, нужно рассматривать соцмедиа с точки зрения экшна. Они здесь играют роль информационной среды.

– А с точки зрения продвижения бренда?

– А вот с точки зрения построения бренда соцсети гораздо более сложное явление, нежели просто средство распространения информации. Потому что соцмедиа многократно эту информацию перерабатывает, умножает, делит, сочетает и т.д. В процессе же экшена нету времени на эту обработку. Если вдруг исчезнут все социальные сети, то та часть, которая связана с экшеном, мало видоизменится, потому что информация будет распространяться другими путями. А часть, связанная с брендостроением, изменится сильно. Потому что брендостроение с использованием телевидения и брендостроение, например, в Фейсбуке – вещи радикально разные.

Я не думаю, что социальные сети сыграли какую-то решающую роль в революциях исламских государств. В то же время с точки зрения построения бренда Барака Обамы или Дмитрия Медведева, они имели колоссальное значение, и являются феноменом. И если говорить о том, что вес построения бренда в соцмедиа и в соцсетях нарастает неравномерно, по отраслям, то политики – люди-бренды – находятся во главе этого процесса. Они первые падут жертвой могущества соцсетей. Бренды людей будут первыми, на кого оказали наибольшее влияние соцмедиа. На бренды машин соцсети начнут оказывать влияние на несколько лет позже, чем на бренды людей.

Но я пока не вижу ни одного украинского политика, который способен использовать этот инструмент. Поэтому я думаю, что где-то к 2012-2013 году у них будут с этим серьезные вопросы.

– Когда реально появятся в сети кириллические адреса в домене .укр и кто будет их раздавать?

– До внедрения домена УКР еще как до неба. Да, действительно, за Украиной зарезервированы три буквы кириллического алфавита – У, К, Р. Это все. До реального делегирования доменов в УКР еще длинный период. Во-первых, нужно получить сам домен в ICANN – я думаю, что это может занять около года. Во-вторых, после получения домена еще нужно внутри страны создать технического администратора, выработать необходимые правила, процедуры и т. д. Российский опыт говорит о том, что это тоже занимает около года. Поэтому я думаю, что реально в свободной регистрации домен УКР вряд ли появятся раньше середины 2012 года. Реалистичный срок – полтора-два года. Все, что будет раньше, – это большая удача, если все делать правильно.

– Ранее Вы говорили, что ожидаете от этого года свободной регистрации имен в домене .ua. Как здесь продвигаются дела?

– Я по-прежнему ожидаю, хотя надежда моя несколько слабеет. Понятно, что проблема открытия зоны .UA уже давно перезрела. На сегодняшний день уже нет того потенциала, отложенного спроса, который существовал несколько лет назад. Во-первых, за прошедшие 10 лет многие уже зарегистрировали домены в международных зонах COM, RU, SU и т.д. И, положа руку на сердце, это довольно значительная часть украинских регистрантов: если оценивать “потери” за 10 лет – число проектов, которые “утекли” в международные зоны, огромно.

С другой стороны, я не вижу особых подвижек не только в вопросах по “открытию” .UA, но и вообще в связанных с упорядовачиванием правил и процедур в украинском домене. Единственное, что мне дает какую-то надежду, – процедура по внедрению IDN, которая прошла более-менее гладко в COM.UA и KIEV.UA.

Дополнительное давление на рынок сейчас окажет и тот факт, что открытие зоны .UA может совпасть по времени с началом регистраций в кириллическом домене УКР. А учитывая бесконечно затянувшуюся историю открытия .UA, неизвестно, что в конечном итоге выберет потребитель.

– До сих пор они доступны только владельцам соответствующих торговых марок.

– Юридически ситуация с ограничением регистраций по торговым маркам — абсурдна. Правила регистрации никакой защиты владельцам ТМ не несут, что видно на примере известных международных торговых марок, которые были засквочены…Однако интернет такая вещь, свойства которой играют нам на руку. Тут если ты долго не меняешься в соответствии с требованиями рынка, то автоматически выходишь «из игры». Таким образом, либо что-то произойдет, либо неудовлетворенный спрос перетечет в альтернативу.

– Как развитие интернета влияет на бизнес-процессы в оффлайне? И насколько сегодня «просвещен» бизнес в отношении того, что ему делать в интернете?

– В связи с тем, что сейчас своеобразная истерика и оффлайн-бизнес идет в интернет, как грибы будут расти всякие консалтинговые агентства, «продвигатели» сайтов и т.д. Если раньше на всех перекрестках висели объявления «Сайт за 300 грн», то сейчас – «Первые позиции в Google за 100 грн». Конечно же, как нельзя было создать нормальный сайт за 300 грн, точно также и нельзя продвинуть сайт за 100 грн. Со временем образуются профессиональные агентства и т.д., но какое-то количество шума и пены в этом процессе сейчас будет.

Потребитель сегодня пошел в Сеть, значит, бизнес должен идти в Сеть. Без сомнения, можно и нужно прибегать к услугам профессиональных агентств, но какие-то начальные знания необходимо получить и самостоятельно – хотя бы для того, чтобы отличать явных шарлатанов, на терминологическом уровне понимать, что происходит, что нужно и какие задачи ставить агентству. Вот приобретение этого необходимого минимума — и является сегодня одной из важнейших стратегических задач оффлайн-бизнеса. Профильные мероприятия, и тот же iForum, который пройдет 1 апреля, с его 60 докладами по общим тематикам, должен помочь бизнесу по крайней мере правильно ставить задачи.

МедиаБизнес, март, 2011

Читайте также:

Місто Майбутнього на iForum 2019

Шкільна, вища та онлайн-освіта на iForum 2018 — як адаптувати її до майбутнього

CRM & Лояльність: які тренди галузі обговорювали на iForum 2018

Що потрібно знати про мобільну аудиторію в Україні — нове дослідження від Kantar TNS