Александр Ольшанский: «Я не верю в SaaS…»

О том, как кризис отразился на компаниях, работающих в интернет-сегменте, какие направления интернет-бизнеса являются наиболее перспективными и чего ждать от новых сетевых корпоративных технологий, мы говорили с Александром Ольшанским, президентом компании Imena.UA/MiroHost

PC WEEK/UE: Александр, прошло чуть более года с начала кризиса в Украине. Как его пережила ваша компания, какие направления особенно сильно пострадали?

Говорить о том, что компания кризиса не ощутила, было бы не правильно. Но сказать, что мы сильно пострадали, тоже не могу. Отчасти я кризису благодарен, поскольку это всегда время возможностей. Мы сбалансировали структуру активов, но старались не закрывать различные инвестиционные начинания: просто где-то ужались по бюджетам на рекламу, какие-то деньги направили на поддержку клиентам. Я считаю, что мы движемся более-менее нормально.

В среднем темпы роста в этом году примерно совпадают с темпами роста 2007 года. Но это все равно рост. С другой стороны, сравнивать показатели этого года с докризисным 2008 годом, на мой взгляд, некорректно, поскольку рынок был уже слишком «перегрет».

В этом году некоторое оживление наблюдалось в сентябре, сейчас – чуть похуже. Возможно, помешала шумиха вокруг эпидемии гриппа, сбив волну восстановления, потому что люди сосредоточились на других проблемах. Ведь кризис, по сути, находится в головах, а не в жизни: когда люди начинают верить в то, что все плохо, то именно так все и происходит. Сейчас чувствуется предновогоднее оживление, думаю, что в следующем году начнется постепенный рост, если ничего особого не случится.

PC WEEK/UE: Вы упомянули о снижении затрат. Какие были предприняты меры для повышения эффективности работы компании?

Резко повысить эффективность бизнеса в нормальной преуспевающей компании невозможно. То есть, если представитель какого-либо предприятия заявляет, что им удалась вдруг значительно повысить эффективность, то возникает вопрос, что они делали ранее. Нельзя резко поднять продуктивность – можно лишь резко сократить затраты по каким-то статьям, которые необязательны в течение некоторого времени.

Например, мы можем прожить 3-6 месяцев без активной рекламы, но через шесть месяцев нам все равно придется к ней вернуться. Другой пример: по плану у нас в марте намечено было обновление парка серверов. Мы могли этот процесс передвинуть на сентябрь, поскольку снижение продаж снижает потребности в технике, но переносить его бесконечно все равно не могли бы. Вот и получается в результате только сокращение затрат. Эффективность же надо повышать до кризиса, а не во время.

PC WEEK/UE: Компания Imena.UA/MiroHost занимается услугами хостинга, регистрацией доменных имен, другими сервисами… Опишите приоритетность каждого из бизнес-направлений.

Обычно я изображаю направления нашего бизнеса не в виде «пирога», а в виде лестницы. У нас есть много проектов, каждый из которых находится на своей стадии развития. Мы условно поделили весь процесс развития на 10 стадий, где 0 – это идея в голове, а 10 – это компания мирового уровня. По этой шкале самым продвинутым является проект Imena.UA – регистрация доменов, поддержка пользователей и т. д. По нашей классификации он занимает ступеньку №7. Ступеньку №6 занимает MiroHost. «Украинская баннерная сеть» – пятая, Parking.UA с рекламным агентством PingWin занимают четвертую ступень. Третью занимает сервис mail.ua. Датацентр, который мы рассматриваем как отдельный бизнес, за этот год переместился с четвертой ступеньки на пятую. Если в следующем году он переместится на шестую, это будет означать, что его внос в общие доходы холдинга будет очень значительным (20-30%).

Большую часть доходов сегодня приносят Imena.UA, а вместе с MiroHost и «Украинской баннерной сетью» они составляют около 90% нашего оборота. Но — не 90% перспективных проектов. Мы всегда говорим о том, что хотим иметь проекты на разных стадиях развития.

На каждую ступеньку у нас есть свой проект. Если эта лестница сдвигается вверх, у нас образуется свободная ступенька, мы стараемся ее чем-то заполнить: либо что-нибудь купить, либо самим что-то создать. Мы стараемся держать проекты в разной стадии развития – есть проекты, которые сегодня приносят хорошие деньги, но развиваются медленней, просто потому что они находятся в стадии рыночной зрелости. Есть проекты, которые развиваются очень быстро, но денег еще не приносят, потому что находятся на нижних уровнях лестницы.

PC WEEK/UE: Почему вы рассматриваете датацентр как отдельное направление бизнеса, ведь он напрямую связан с хостингом?

Датацентр и хостинг мы считаем отдельными видами бизнеса и вот почему. Дело в том, что хостинг в своем составе содержит больше сервисной поддержки пользователей, а датацентр – это все-таки больше техническая организационная составляющая. Поэтому для датацентра наш собственный хостинг является лишь одним из многочисленных клиентов. Но ЦОД фактически не предоставляет услуги хостинга, он принимает и размещает чужое оборудование. Понятно, что в данном случае он существует как отдельный бизнес, потому мы разделяем эти проекты, и датацентр идет у нас отдельной строкой бюджета.

PC WEEK/UE: Сейчас многие говорят о SaaS… Почему Software as a Service пока мало распространен в нашей стране?

SaaS подразумевает определенную корпоративную культуру ведения бизнеса. Я вообще плохо отношусь к любым супермодным веяниям, и не верю, что если кто-то сказал о том, что SaaS вдруг начал приносить бешеные деньги, то все остальное нужно забыть.

В SaaS в сегменте В2В в нашей стране я верю с большим трудом. Это не значит, что его не будет никогда, но сейчас, на мой взгляд, корпоративная культура пока что не очень готова к такой модели. Причем это связано не с технологическими решениями, а с элементарными вещами, наличием тех же должностных инструкций для каждого сотрудника. Ведь в наших компаниях их практически нигде нет, но в 80% западных компаний они есть. Если нет четко формализованной процедуры, то SaaS-модель будет очень тяжела и, скорее всего, вызовет разочарование. В итоге, вместо экономии денег появятся дополнительные затраты. Какой-то SaaS в Украине, конечно, будет, но такого уровня развития, как сейчас на Западе, он не получит.

PC WEEK/UE: Но есть же примеры иностранных компаний, имеющих свои подразделения в Украине, у которых хостинг ERP- или CRM-систем находится в Австрии, в Германии или других странах – это же самый настоящий SAAS?

Да, но какое это имеет отношение к Украине? Это же компании западные, со своей западной корпоративной культурой и скорее всего покупать SaaS- решения они будут тоже на западе.

По поводу SaaS – я верю в оказание услуг в западной стране, например, если французский бизнес выкупил украинскую разработку. Но вот в украинский бизнес, который купил французскую разработку и оказывает услуги на территории Украины украинским компаниям по SaaS-модели – не верю. Верю в возможность оказания услуг по SaaS-модели частным клиентам или очень-очень маленьким компаниям. То есть говоря другими словами, в Украине поле для оказания SaaS-услуг сегодня намного уже, чем на западе. Особенно, если измерять в деньгах, а не в штуках. У любого инвестора понятия «верю – не верю» превращаются в «плачу – не плачу». Вот я бы в это деньги не вкладывал.

PC Week, январь 2010

Читайте также:

Переход в онлайн: освоение технологий для пожилых

Как компании используют технологии для отслеживания работников

20 трюков Google Поиска

Большие надежды низкотехнологического смартфона