Большой Брат теперь может быть не нужен

Блиц-интервью агентству “Интерфакс-Украина” со-организатора iForum и председателя правления Интернет Ассоциации Украины Александра Ольшанского.

Какие тенденции развития Сети можно выделить в 2011 году в мире?

В мире сейчас доминируют два тренда: социальные медиа и мобильные приложения. 2011 год стал прорывным на рынке мобильных технологий. Окончательно определились лидеры: Android и iOS. Потому что еще в 2010 году еще были какие-то конкурирующие платформы. Но сейчас надежды, что кто-то может поменять этот расклад немного. Да, возможно что-то может внести Windows mobile 8, но многие эксперты считают, что отставание на сегодняшний день все таки слишком велико.

Если с самого начала мобильные приложения пытались копировать функциональность десктопных приложений, и идея была такая: перенесем в мобильный терминал то, что изначально было в десктопном компьютере, то сегодня мобильные приложения активно используют дополнительную функциональность планшета, такую как геотаргетинг и всевозможные другие сенсоры, начиная от сенсоров давления, акселерометров, и заканчивая замерами яркости освещения и температуры окружающей среды.

Теперь это совершенно отдельная ветка, которая уже жестко не связана с десктопными приложениями, и если раньше планшет рассматривался как дополнение к десктопному компьютеру, то уже начиная с конца 2010 и за 2011 год функциональность и производительность мобильных систем достигла такого уровня, что многие люди покупают его не как дополнение как к десктопному компьютеру (на сленге — Большой Брат), а как самостоятельную систему. Таким образом Большой Брат теперь может быть не нужен. То есть функциональность этих устройств достигла уровня самостоятельного устройства. И оборот денег начал увеличиваться, и мобильная реклама пошла. То есть это направление в 2011 стало совсем динамичным. И если раньше был девиз: «компьютер – в каждый дом», то сейчас: «мобильное устройство – в каждые руки».

Единственное, куда пока не проникли мобильные устройства — это в корпоратииынвй сектор — то есть они еще полноценно не используются компаниями. Пройдет какое-то время и серьезная интеграция произойдет и там. Кроме всего прочего, мобильные системы очень хорошо интегрируются с облачными технологиями. С другой стороны у них и шансов нет не интегрироваться, потому что у них меньше памяти и слабее процессор, а у пользователей все больше желания с разных устройств иметь доступ к одному и тому же контенту. И соответственно два эти направления: мобильные устройства и облачные технологии толкают друг друга

…и в Украине?

В Украине тенденции несколько другие – мы немного отстаем. Мобильная «волна» еще не набрала полную силу . Я думаю, что в конце 2012 или в начале 2013 года, мы ощутим в полной мере проникновение мобильных технологий в нашу жизнь. В полной мере в Украине проявилась «социализация», то есть социальные медиа в нашей стране это безусловный тренд. Другое дело, что в мире соцмедиа рассматривается как очень серьезный канал продвижения товаров и услуг, а в Украине этот процесс еще отстает.

У нас ведь только в 2011 году офлайновый бизнес начал верить в Интернет, раньше он его не замечал, а сейчас пошел перегиб в обратную сторону — отечественные бизнесмены начали верить в него как в панацею в области продвижения своего бизнеса. В Украине сейчас наблюдается фаза очень быстрого роста Сети по всем абсолютно направлениям. И эта тенденция сейчас как будто заслоняет собой все остальные. Эта фаза продлится еще год-два. В это время весь бизнес бросится в Интернет, осознав, что и потребитель и деньги находятся там. И это время чревато массовыми ошибками в освоении этого пространства.

То есть рынок будет находится в фазе кристаллизации. И я прогнозирую, что в 2012 году бизнес обнаружит, что кроме интернета вообще есть социальные медиа в частности, потому что с точки зрения продвижения — это две разных сущности.

Соцмедиа в Украине сейчас захватили очень много пользовательсткого внимания. А любые медиа конкурируют именно за него. И как только какое-то медиа захватывает значительную часть пирога, через какое-то время бизнес пытается использовать это медиа для продвижения себя И сейчас «пирог внимания» поделен таким образом, что соцмедиа очень интересны коммерсантам. Это, конечно, не бОльшая часть, но достаточно значительная. То есть мы находимся в том периоде, когда соцмедиа «пирог» уже «поделили», но бизнес еще не начал использовать эти преимущества.

Какие тренды на рынке стоит ожидать в оставшиеся 3 квартал 2012 года? Что может повлиять на изменение ситуации на украинском рынке в ближайшее время и в долгосрочной перспективе.

Украинский рынок чрезвычайно открытый, к сожалению мы не имеем компаний мирового уровня, и соответственно повлиять на рынок могут только какие-то внешние факторы. Фактически – мы следуем тенденциям, которые заданы не нами. Поэтому никаких влияний на рынок изнутри страны ожидать не стоит.

В России не так, там есть такие компании, как Яндекс, Майл.ру, Вконтакте — компании, которые могут что-то менять. Но у нас не так, поэтому мы будем следовать мировым тенденциям с разным отставанием в разных сегментах — от полутора до трех лет – в зависимости от сегмента. Тут нужно понимать, что это не такое отставание, как было в Советском Союзе, это совершенно естественный процесс. Хорошего в нем ничего нет, но и катастрофичного тоже. Катастрофично другое: то, что у нас до сих пор нет компании мирового уровня, которая создает украинский интернет-продукт мирового масштаба.

На какой стадии решение вопроса по модернизации точки обмена трафика. Какие на Ваш взгляд пути развития ситуации, и каково отношение рынка к этому процессу?

На мой взгляд, этому вопросу придан слишком большой общественный резонанс. Ситуация довольно простая и Интернет Ассоциация работает над ее разрешением. Решение скорее всего будет принято на съезде ИнАУ, 30 мая.

Порядок принятия этого решения был определен ранее: так, будут разработаны проекты, они будут представлены всем членам ассоциации до 1 мая, все смогут ознакомиться, и сделать свой выбор. Как глава правления ИнАУ я свою миссию вижу в следующем: моя задача обеспечить объективную информацию для всех членов Ассоциации и возможность сделать осознанный выбор.

А какую точку зрения будете отстаивать лично вы?

Лично я, как Александр Ольшанский, считаю, что ИнАУ сегодня переросла точку обмена трафиком. В ассоциации много компаний, для которых коммуникационный бизнес не является приоритетным, или вообще не является бизнесом, которым они занимаются, то есть участники UA-IX не совпадают с участниками ассоциации чуть ли не наполовину.

И поскольку правление ассоциации так или иначе отражает состав членов ассоциации, то соответственно получается, что вопросы развития UA-IX становятся неприоритетными. Кроме того возникает вопрос квалификации, потому, что люди, которые в этом рынке не участвуют – не обладают нужным количеством знаний для принятия эффективных решений. На мой взгляд оптимальным было бы следующее: создание акционерного общества.

Здесь нет никакой речи о приватизации точки обмена или о том, что ее скупят 2-5 компаний. Я думаю, что в данном процессе должны принять участие те компании, для которых это является основным бизнесом, то есть все участники обмена. Если раньше мы выбирали один орган управления — правление ИнАУ, то теперь мы будем выбирать два органа управления — правление ассциации и наблюдательный совет соответствующего акционерного общества, ставить им совершенно разные задачи: правление должно заниматься своим делом, а наблюдательный совет — своим. Ну и поскольку в отличие от правления ассоциации наблюдательный совет может нести ответственность за результаты своей деятельности, то мне кажется что это путь к реальному развитию.

Возможен также вариант, когда ассоциация будет контролировать часть уставного капитала акционерного общества, например, 25%, тогда члены ассоциации, которые не захотят быть представлены в виде отдельных акционеров, будут представлены чрез ассоциацию.

А как вы относитесь к разговорам о том, что UA-IX может захватить небольшая группа компаний и диктовать условия остальным?

Спекуляции о том, что кто-то один или небольшая группа может захватить UA-IX — думаю, что это именно спекуляции. Предложений «переместить» все это в одни руки или в пятеро рук — я пока не видел, и они вряд ли будут приняты съездом. И я скажу, что захватывать UA-IX совершенно бесполезно, потому что если участники обмена выйдут из точки обмена, то она превратится в папку с бумагами. Это мифическая, виртуальная конструкция, она не представляет собой никакой ценности без своих участников. Поэтому если вы сделаете что-то, что противоречит их интересам, они просто уйдут, их ничто не держит.

Что Вы думаете по поводу инициативы Киева организовать Start-up Combine?

Мысль о том, что нужно развивать новые технологии проникает в том числе в головы власть имущих, сама по себе эта мысль правильная. Нужно любым способом стараться вклиниться в мировую тенденцию по развитию новых технологий и использовать тот мозговой потенциал, который у нас есть, иначе этот потенциал «утечет» за границу и будет работать на США или другую страну, где для этого создали условия.

Что же касается конкретно этого проекта, то я знаю, что в стране существует несколько инициатив, какая из них победит я не знаю. Единственное, чего бы мне не хотелось, это чтобы в стране образовалось 10 маленьких недо-инкубаторов, каждый из которых недовыполнит свою миссию.

интервью агентству “Интерфакс-Украина”

Читайте также:

Місто Майбутнього на iForum 2019

Шкільна, вища та онлайн-освіта на iForum 2018 — як адаптувати її до майбутнього

CRM & Лояльність: які тренди галузі обговорювали на iForum 2018

Що потрібно знати про мобільну аудиторію в Україні — нове дослідження від Kantar TNS