Бригадир доменного цеха

Чтобы заработать большие деньги в интернете, нужно уметь смотреть на вещи под необычным углом. Любовь и забота — этими двумя словами объясняет Александр Ольшанский свой успех в бизнесе. Премирует сотрудника — проявление любви, увольняет — заботы. По этому же принципу он построил отношения с постоянными клиентами. Их у его холдинга уже больше ста тысяч.

Время от времени миллионер Александр Ольшанский захаживает на рынки, где продают пиратские базы данных. Он хочет убедиться, что там еще не торгуют содержанием почтовых ящиков известных людей, а возможно, и его личной почты. Базы МВД и СБУ здесь уже в наличии. Стоят относительно недорого — за $30-50 можно приобрести устаревшую информацию, более свежие данные обойдутся в сумму $600-2000. А поскольку спецслужбы получили возможность контролировать украинский интернет-трафик, бизнесмен не исключает, что рано или поздно в продажу могут поступить и конфиденциальные данные о частных лицах. Ольшанский, как один из лидеров Интернет Ассоциации Украины, периодически «бомбит» протестными письмами СБУ, заявляя, что мониторинг трафика противоречит Конституции. Но в ответ получает приглашения… на «душещипательные беседы» в разные правоохранительные органы. С улыбкой он вспоминает свой недавний визит в Генеральную прокуратуру. После трех часов монотонной беседы следователь вдруг оторвал взгляд от документа и удивленно изрек: «Так это они делают, чтобы и о нас все знать?»

С приближением выборов в конфликте вокруг контроля над украинским интернетом неизбежно появляется политический фактор. Ведь мониторинг электронной почты участников избирательной гонки дает уникальные возможности для сбора компромата. Особенно если учесть, что СБУ на сегодняшний день находится в сфере прямого влияния президента Виктора Ющенко — одного из участников предстоящей избирательной гонки. Компания Александра Ольшанского контролирует домены многих политических сил. Риски, связанные с законодательными дырами в этой сфере, он постоянно чувствует на собственном бизнесе.

Возможен ли компромисс между СБУ и Интернет Ассоциацией Украины в вопросе государственного контроля над украинским интернетом?

— В этой сфере нужен закон, который обеспечил бы баланс между неприкосновенностью прав граждан и интересами общества в части предотвращения преступлений. На сегодняшний день существует несколько законопроектов на эту тему. Например, СБУ разработала законопроект «О мониторинге». В нем упор, конечно же, сделан на «слушать всех». Но пока ни один из них не стал законом из-за жесткого противостояния между общественностью и спецслужбами.

Насколько активно спецслужбы пользуются своим правом прослушивать телефонные разговоры и читать электронную почту украинцев?

— Они обладают такой технической возможнос­тью. В случае телефонных разговоров они реализуют ее в 100% случаев, в отношении интернета — в 50-60%.

Правда ли, что к вам в офис приходили представители СБУ и требовали предоставить информацию о переписке с почтового ящика одной из партий, прошедшей в парламент?

— Да, был такой случай. Но такие «просьбы» обычно не подкреплены соответствующими решениями судов. Случай, о котором вы спрашиваете, курьезен тем, что требование было основано якобы на постановлении суда. Но поскольку постановление было секретным, то ознакомить нас с ним не могли. Ну а поскольку мы не были с ним ознакомлены, то и выполнить его не могли. Подобные запросы, как правило, ничем не заканчиваются. Конечно, когда существует уголовная подоплека, то все происходит совсем по-другому. И мне кажется, что в общих интересах, чтобы провайдеры оказывали спецслужбам максимальное содействие в таких ситуациях. Но опять же ­— все это должно быть урегулировано в строгом соответствии с действующим законодательством. Вообще, у нас запрашивают получение какой-либо информации самые различные организации, в том числе общественные, комитеты по защите прав потребителей, адвокаты, пресса и т. д. Но без решения суда или санкции прокуратуры такая информация разглашению не подлежит. Много забавных случаев происходило во времена оранжевой революции. Сначала нам звонили «оранжевые» и интересовались, хватит ли у нас сил «выстоять», потом звонили из Донецка и спрашивали, не выключим ли мы их сайты. А мы и тем, и другим пытались объяснить, что никакая революция и никакие личные политические убеждения наших сотрудников не могут повлиять на отношение к нашим клиентам.

У вас в руках огромная власть, не возникал соблазн воспользоваться компроматом?

— Не вижу в этом особого смысла. Меньше знаешь — крепче спишь.

Но при желании мониторинг интернета может стать политическим оружием?

— Не уверен. Я думаю, у нас сильно преувеличено значение компромата. В Украине, на мой взгляд, очень высок уровень доверия между людьми, и, как следствие, все и так все обо всех знают.

Доменная печь

Сегодня основной заработок Александру Ольшанскому приносит регистрация доменов, а также продажа хостинга и рекламы в интернете. Каждая третья украинская компания регистрирует свой корпоративный сайт через структуры бизнесмена. До кризиса ежемесячный оборот холдинга Ольшанского составлял около $300 тыс. Сегодня бизнесмен признается, что оказался перед нелегким выбором: резко сократить штат, отказаться от планов по развитию и максимально снизить цены или предложить клиентам больше услуг за те же деньги. Выбрал второй вариант, более рискованный. Антикризисный план рассчитан на 2009 год и предполагает среди прочего предоставление клиентам льгот по размещению баннерной рекламы. Одна из его компаний контролирует около 40 млн показов баннеров в день. Пока эта стратегия себя оправдывает.

Бизнес-жилку сын простых инженеров и выпускник КПИ почувствовал в себе еще в начале 1990-х, продав первый собранный компьютер за 1200 советских рублей. До 1996-го он перепробовал торговлю телефонами с определителем номера и бытовой техникой из ОАЭ. Но столкновения с рэкетом принесли разочарования в бизнесе, построенном по принципу «купи-продай». Тогда-то бизнесмен обратил взор на интернет. Индивидуальный трехмесячный курс об интернете, за который Ольшанский в 1996-м заплатил $900, предопределил дальнейшую судьбу предпринимателя. Учитель, одессит Сергей Полищук — сегодня технический директор сразу нескольких украинских провайдеров. Долю в своей первой интернет-компании, Digital Generation, Ольшанский продал представителям группы «Приват». По условиям сделки ему запрещалось в течение трех лет заниматься провайдерским бизнесом. Тогда предприниматель заинтересовался регистрацией доменов и рекламой в Сети. И не прогадал.

Правда ли, что количество регистрируемых доменов используют в качестве индикатора состояния экономики в той или иной стране?

— Правда, но это, скорее, относится к рынку хостинга. Сегодня любой мало-мальски приличный бизнес в первую очередь обзаводится собственным сайтом. Соответственно, регистрирует домен и размещает сайт на хостинге.

С другой стороны, когда умирает бизнес — умирает и его сайт. А поскольку в интернете все пронумеровано и посчитано в реальном времени, то по этим изменениям можно судить об общеэкономической ситуации. То есть если вы увидели 1000 «умерших» корпоративных сайтов, то это — 1000 умерших компаний и соответствующее количество людей, оставшихся без работы. Глядя на нашу статистику, могу сказать, что дела в Украине не очень хороши. Но это не новость.

Когда вы стали отмечать ухудшение статистики?

— Мы видим изменение ситуации намного раньше, чем ее видит, например, Госкомстат. И поскольку мы занимаем более 30% рынка, то считаем свою статистику очень достоверной. Неприятности в Украине начались в августе-сентябре. Тогда мы отметили резкое увеличение количества«умерших» сайтов. Это значит, что кто-то закончил заниматься бизнесом. Кстати, за последние несколько месяцев 2008 года мировое падение регистраций доменов составило 17%, что примерно соответствует и украинским реалиям.

На основании вашей статистики вы отмечаете какие-то признаки улучшения ситуации?

— Отвечу очень осторожно. Темпы сокращения деловой активности в феврале меньше, чем в январе. И это может свидетельствовать о том, что бизнес потихоньку приспосабливается к работе в условиях кризиса. Но говорить о каком-то положительном тренде пока рано. Хотя у участников интернет-рынка настроение боевое. Мы предполагаем, что IT-рынок в целом и интернет в частности пострадают от кризиса меньше, чем другие отрасли. И не в последнюю очередь потому, что это всегда были жестко конкурентные рынки с минимальной долей государственного регулирования. Соответственно, компании привыкли к работе «во враждебной внешней среде».

В вашей компании были масштабные увольнения с начала кризиса?

— В группе Imena.UA/Mirohost работают примерно 60 человек, но целенаправленных увольнений мы не проводили. Правда, отделу маркетинга не хватает рекламных бюджетов, чтобы оправдать свое существование. Но наша антикризисная программа помогает клиентам рекламироваться. То есть мы себе же придумали работу. А в целом финансовая ситуация у нас пока стабильная.

Стал ли ваш стиль менеджмента в условиях кризиса более жестким?

— Я бываю жестким. Но сначала каждому новому сотруднику компании мы объясняем нашу миссию по отношению к клиентам. Я считаю, что она может быть выражена двумя словами: любовь и забота.
Это можно сравнить, например, с отношением к детям. С одной стороны, вы их любите, а с другой — ваша забота о них выражается в том, что вы не всегда потакаете всем их желаниям. И оберегаете их от действий, которыми они могут навредить себе и другим. Все вышесказанное в полной мере относится и к сотрудникам внутри компании. Например, у нас был сотрудник, совершавший много ошибок из-за невнимательности — в силу особенностей характера. В этой ситуации менеджер был обязан либо перевести такого человека на другой участок работы, либо уволить. В итоге этого сотрудника уволили. И это было продиктовано в первую очередь заботой о сотруднике — работа на прежнем месте лишала его карьерного роста. Может быть, на другой работе этот человек будет очень успешен и эффективен. Если компания не будет следить за эффективностью своих сотрудников, то она может прекратить свое существование. И тогда даже хорошие сотрудники окажутся безвинно пострадавшими.

Регистратор-монополист
При всей успешности проектов Александра Ольшанского он не может похвастаться без­упречным имиджем в интернет-сообществе. Недруги обвиняют его в злоупотреблении монопольным положением, поскольку его компания Imena.UA получила от международного регулятора ICANN эксклюзивное право на работу в Украине с регистрами уровня .COM, .NET и .ORG. Теоретически регистрировать домены в этой зоне можно и у зарубежных компаний, но на практике украинским заказчикам проще проводить расчеты с отечественным оператором. Кроме того, компания Александра Ольшанского занимает ключевые позиции в сфере регистрации доменов в зоне COM.UA.

Специалисты рынка связывают такие привилегии с личными отношениями Александра Ольшанского и Дмитрия Кохманюка — обладателя прав на домен .UA. Сегодня очень много споров и принципиальных разногласий возникает при определении коммерческих условий использования доменного пространства. Формально Дмитрий Кохманюк не зарабатывает на администрировании зоны .UA. В реальности же миллионные обороты в этом бизнесе находятся под контролем его друга и партнера — Александра Ольшанского.

Вы ведете совместный бизнес с Дмитрием Кохманюком?

— Я знаю Дмитрия Кохманюка довольно давно. Мы познакомились в 1991 году, на одном из собраний в Институте кибернетики. В следующий раз я увидел его спустя 15 лет. Это бескорыстный человек, в чем-то даже пассивный. Иногда я думаю, что лучше бы он был человеком более «коммерческим». Тогда, возможно, у него было бы больше стимулов привести систему регистрации доменов в Украине в порядок. А так у нас до сих пор все находится на уровне 1996-2000 годов, тогда как мир давно ушел вперед. Собственно, это единственная обоснованная претензия к нему. А блуждающие по интернету разговоры якобы о сверхзаработках на регистрации доменов в Украине — вы­­­мысел. И мне об этом известно лучше других.

Ваша компания контролирует треть доменного рынка. Его участники полагают, что такое стало возможным благодаря эксклюзивным условиям, предоставленным вам Дмитрием Кохманюком и его компанией «Хостмастер»…

— Ни у нас, ни у кого-либо еще нет никаких эксклюзивных условий. Это практически невозможно, так как остальные участники рынка немедленно обратили бы на это внимание общественности. Более того, чисто человечес­кие отношения с ООО «Хостмастер» у нас натянуты, поскольку в любых ситуациях компания Imena.UA всегда стоит на стороне клиентов, и наша позиция часто бывает неудобной для «Хостмастера». Кроме того, наша компания является единственным украинским регистратором, аккредитованным на международном уровне в ICANN.

Известно, что вы лоббируете свободный доступ к домену первого уровня .UA не только для обладателей зарегистрированных торговых марок. Imena.UA готовится заработать на этом большие деньги?

— Назвать это большими деньгами я не могу. Но в любом случае на этом заработают все регистраторы пропорционально занимаемым долям рынка. Гораздо важнее, что это приведет к более быстрому развитию UAнета и за несколько лет косвенно позволит увеличить капитализацию буквально всего, что расположено в украинской Сети. Домен не имеет никакого отношения к торговым маркам. И если кто-то считает иначе, то должен доказать свою правоту через суд. Чтобы проиллюстрировать этот факт, могу сказать, что существует, например, торговая марка «Президент» для молочных продуктов, для сигарет и т. д. А еще есть президент Украины.

И кому, по вашему мнению, должен достаться домен president.ua? Или, например, как правильно решить известное судебное дело между певицей Мадонной и Ватиканом за домен madonna.com? Сегодня в большинстве доменных зон в мире принято очень простое правило: «кто первый встал — того и тапки». А если вы счита­ете, что кто-то, зарегистрировав доменное имя, нарушил ваши права — идите в суд, доказывайте и получайте соответствующие компенсации. Любые же ограничения в правах на регистрацию в конечном итоге порождают лишь коррупцию и применение знаменитого изречения генерала Франко: «Друзьям — все, остальным — закон».

Бизнес-турист с кружками
Александр Ольшанский собирает фарфоровые кружки, но когда речь зашла об увлечениях вне работы, разговор сам собой сошел на обсуждение его поездок по миру. В середине 1990-х он около 60 раз слетал в Арабские Эмираты за бытовой техникой, и поэтому досконально изучил тамошние особенности. «У арабов нужно учиться продавать. Хороший торговец — это психолог с большой буквы». Говорит, что Эмираты были построены на его глазах, с грус­тью вспоминая времена полного отсутствия преступности, когда первые магазины, полные золота, закрывались на маленький замочек, а номер в гостинице «Интерконтиненталь» стоил $25 в сутки. Сегодня же по роду деятельности ему чаще приходится бывать в Китае.

Вы часто ездите отдыхать за рубеж?

— Не могу сказать, что часто. У меня маленький ребенок, поэтому год уже никуда не ездил. Но маршруты обычные: Турция, Таиланд, острова.

Любите море?

— Да, и если уж я дорываюсь до отдыха, то лежу пластом на пляже. Правда, на седьмой день начинаю скучать, а больше десяти дней выдержать вообще не могу. Ездим обычно компанией, с друзьями, с семьей. Но чаще получается за границу выбраться не на отдых, а по работе.

В Китай, например. Был там уже раз десять. Впервые я попал туда в 1996 году. Все, что мне запомнилось, — это улица шириной в три Крещатика, ни одной машины и 328 рядов велосипедов. Прилетел я туда самым первым техническим рейсом Киев—Пекин, на который даже не продавались билеты, а совершался он для измерения расхода топлива.

Как вы на него попали?

— Честно говоря, до сих пор не понимаю, как я туда попал. У меня была знакомая, которая в 1990-е умела организовать самолет в любое время в любую точку мира. У нас были хорошие отношения, я с ней часто ездил в Эми­раты. Она однажды и предложила полететь в Пекин.

Сейчас в Китай вы ездите на технические выставки?

— Это больше торговые выставки, туда все ездят. Я встречаю там весь Киев. Масштаб явления просто фантастический — гигантские павильоны, миллионы людей со всего мира. Сначала мы ездили на выставку в Гонконг, а теперь стараемся попасть еще и в Гуанчжоу.

На когда запланирована следующая поездка?

— На весну. Я не знаю точной даты, но поеду обязательно. Это, как я говорю, мировая выставка достижений народного хозяйства, т. е. не мифические достижения, а то, что реально можно купить.

Что привезли из Китая в прошлый раз?

— Из сувениров я привез маленького дракона из белого стекла, которого мастер вылил на моих глазах на улице минут за двадцать. Стоило это удовольствие всего 20 долларов — а какая оригинальная вещь!

Многие бизнесмены стараются организовывать производство в Китае…

— Да, очень многие. Сначала приезжают посмотреть, потом что-то покупают, а уже через год организовывают совместное производство. Но китайцы — это инопланетяне, у них совершенно иной тип логики. Они если сэкономят, то за ваш счет. У них плановая экономика, и рентабельность должна быть 10%. Почему такое количество некачественных товаров? Там можно купить товары любого качества, просто у нас люди не понимают, что за это надо платить. Показательна история с киевским бизнесменом, который решил закупить в Китае чайники не по $9,30, а по $8,50. Ему и прислали товар, только сетевой шнур в них был по 10 см. Вот и все объяснение китайской экономики.

Перспективы
Несмотря на экономический кризис, Александр Ольшанский продолжает вкладывать деньги в новые проекты. Около $1 млн он инвестировал в почтовую службу Mail.ua, запуск которой планируется в ближайшие дни. Но общего падения доходов его холдингу избежать не удалось. Так что не исключено, что если спрос на домены и хостинг продолжит падать, некоторые проекты придется свернуть.

Что же касается противостояния с СБУ, то здесь Ольшанский, похоже, готов на компромисс. В случае обострения конфликта не исключено, что под свое крыло его пригласит одна из парламентских политических сил. Сегодня он демонстративно отстраняется от политики, но социально активный опытный бизнесмен, имеющий влияние на доменное пространство, вряд ли станет лишним в любом партийном списке. Соответствующее предложение он наверняка получит уже в ближайшем будущем.

Власть денег, февраль 2009

Читайте также:

Переход в онлайн: освоение технологий для пожилых

Как компании используют технологии для отслеживания работников

20 трюков Google Поиска

Большие надежды низкотехнологического смартфона