Виртуальные двойники обретают реальность

Современный среднестатистический пользователь интернета всё чаще живет двойной жизнью. Первая вполне традиционна — дом, семья, работа. Вторая же проходит в социальных сетях, форумах, блогах и других веб-ресурсах, где человек нередко делится с другими людьми достаточно откровенной и конфиденциальной информацией. Причём виртуальное бытие иногда играет для него даже более важную роль.

По прогнозам израильских учёных из Университета Бен-Гуриона, активные пользователи всемирной сети вскоре могут столкнуться с проблемой “клонирования личности”. Речь идёт о появлении виртуального двойника, например, в социальной сети с фотографией серфера, именём, ником и даже стилем общения. Сегодня вполне возможно создать компьютерную программу, которая будет отслеживать в режиме реального времени поведенческие привычки, пристрастия и социальные связи конкретных пользователей Сети. В итоге злоумышленникам не составит труда совершить так называемую «кражу личности». И тогда человек рискует не только тем, что по его кредитной карте будет приобретен дорогой смартфон или видеокамера. Использование хакерами фактов из личной жизни может привести и к другим, не менее неприятным последствиям.

А вот их канадские коллеги из университет Британской Колумбии проверили эту теорию на практике и даже создали целую социальную ботсеть (на примере фейсбука) при помощи связки сервисов: decaptcher + hotornot + mail.ru и ПО собственной разработки. Про, что у них получилось можно почесть в отчёте.

Всему виной служит собственная беспечность пользователей. Благодаря ей Сеть становится местом сосредоточения огромного количества конфиденциальной информации о человеке.

Достаточно банальна история о том, когда недоверчивая супруга (или супруг) создавала в социальной сети двойника одной из прежних подруг своего мужа и пыталась вызвать его на откровенный разговор или даже подбить на встречу, якобы со старой знакомой. Нередко такие эксперименты заканчивались бракоразводным процессом. Поэтому женатому пользователю стоит десять раз подумать, прежде чем упоминать в переписке по социальной сети конфиденциальную информацию или общаться на откровенные темы.

Интересный способ применения виртуального двойника придумали в России. Схема довольно проста: создаётся образ привлекательной девушки с тщательно заполненным профилем в социальных сетях, после чего «девушка» начинает искать «друзей», которые задолжали  данному банку определённую сумму. С помощью личной переписки проверяется, тот ли это человек, после чего выясняется номер телефона, а дальше в дело вступают профессиональные коллекторные службы банка.

Кража личности в целях конкурентной разведки пользуется большим спросом на Западе. «Разведчик» создает виртуального двойника сотрудника, который  работает в соседнем департаменте или же некоторое время назад уволился из компании. «Дубликат» знакомится с нужным человеком, после чего начинает постепенно выуживать нужную информацию. Для таких целей существуют целые схемы с применением методов психологического воздействия.

Но что делать, если вы обнаружили в социальной сети своего собственного двойника, который от вашего имени публикует новости и комментирует различные события? Эта проблема вполне решаема. Как нам рассказал Александр Пятигорский, руководитель социальной сети «Мой Круг»: «Если пользователь сервиса обратится к нам с подобной жалобой, мы просим у него подтверждающие документы (например, отсканированную копию паспорта с фотографией и личными данными). Если жалоба оказывается обоснованной, то профиль-дубликат блокируется». Вопрос состоит лишь в том, как своевременно обнаружить двойника в сети, пока он еще не успел «наломать дров» от вашего имени?

Советник юридической фирмы «Василь Кисиль и Партнеры» Александр Мамуня отметил, что пока прецедентов, связанных с кражей личности, в практике их компании не было. Но он не исключил, что в будущем могут быть обращения граждан с просьбой наказать «похитителей» личности, особенно если пострадавшим является известный политик, актёр или другая видная персона.

Можно дать только совет: быть предельно осторожными при общении в интернете с незнакомыми людьми и не оставлять личную информацию где попало. А если уж оставляете, то думать по последствия.

Читайте также:

На страже данных: безопасность в здравоохранении

Боти щодня «передивляються» рекламу на $500 000 — що робити маркетологам

Обмануть маркетолога и этим вызвать распад стартапа — кейс WrkRiot

Logitech-камера, бесплатный курс по Computer Vision, Гейтс и женщины — новости пятницы