Деньги в сети: осенние реалии и прогнозы

Начало осеннего бизнес-сезона в интернет-пространстве – время сверять часы с прогнозыми начала года. По разным оценкам, объемы рекламы в онлайне к концу 2010 года должны вырасти на 20%, а то и 50%. “МедиаБизнес” выснял у участников рынка ответы на следующие вопросы: что происходит с ценами осенью, какие тенденции наиболее заметны в нынешнем году, оправдались ли прогнозы по объемам рынка и что можно ожидать от года 2011?

Виталий Кулик, директор агентства Advert.ua

– Информация о поднятии цен на ряде площадок начала поступать еще с июля месяца. Рост цен составил порядка 15%. Цены подняли площадки – лидеры в своем сегменте (новости, финансовый сектор). Как по мне, поднятие цен на данный момент, не имеет под собой почвы, так как лидерам еще очень далеко до 100% занятости рекламных мест. В целом, сезонного роста цен, которое было присуще рынку в докризисное время не наблюдается и вряд ли это произойдет до конца года. Так что прогноз роста бюджетов в сентябре себя не оправдал, но все верят в “бум” на октябрь-декабрь.

Тенденций, заметных на рынке, много: 1) рост доли соцсетей в медиа планах 2) клиенты уже знают и понимают что такое конверсия 3) о росте доли FCMG не говорил только ленивый 4) крупные холдинги обзавелись digital агентствами.

На будущий год рост цен от площадок ожидаем в районе 20 – 25% все будет зависит от активности рекламодателей.

Усилится доля бюджетов от FMCG, в зависимости от экономической ситуации увеличат объемы автомобильный и банковский сектор. Также много зависит и от самих агентств, которые уже сейчас проводят планирование медийной активности. О результатах роста рынка в 2011 году можно будет говорить уже в конце мая, и делать прогноз на оставшееся полугодие.

Георгий Петрушин, руководитель Digital подразделения Оптимум Медиа Украина

– C началом осени подняли стоимость размещения большинство популярных авторесурсов (Auto.Ria.ua, Сайты Авто Медиа Холдинга, Avtoport.ua), небольшой рост цен наблюдается в сегменте бизнес ресурсов (Liga.net, RBC.ua). Кроме этого, подняли стоимость размещения некоторые порталы и женские ресурсы. Наибольшая активность наблюдается среди клиентов из следующих секторов экономики: авто, финансовый сектор, FMSG бренды

В следующем году ценообразование будет зависеть от многих параметров: изменение бюджетов рекламодателей, выход на рынок новых площадок, а также крупных российских и международных игроков и т.п.

По нашим прогнозам, в целом по рынку интернет-рекламы инфляция в следующем году может достичь 40% по сравнению с 2010 годом. При этом первая волна инфляции придется на январь- февраль 2011 года, а вторая, более сильная, – на сентябрь-октябрь 2011 года.

Анастастия Байдаченко, руководитель цифрового направления AITI/Carat

– Пока прайсы повысили некоторые ресурсы (tsn.ua, i.ua, infocar.ua и др.), но мы ожидаем что инфляционная волна начнется в октябре-ноябре. Ресурсы с максимальным охватом украинской аудитории – соцсети (Одноклассники, Вконаткте), mail.ru, ЖЖ повышения не анонсировали. Я думаю, 2010 год даст по медийке не менее 180 млн грн (и по данным УАИР и ВРК в 2009 году “медийка” в общем объеме рынка интернет-рекламы в Украине составила 85 млн грн – МБ).

На рынке я вижу следующие заметные тренды: рост FMCG-сегмента, “офейсбучивание” украинской аудитории, по интенсивности сравнимое с присоединением к Вконтакте и Одноклассникам в конце 2007 г., активные пробы разработки приложений. Хотя, стоит отметить, выстреливают лишь единицы.

В 2011 году, я думаю, в Украине главным трендом будет рывок в развитии рынка мобильного интернета и всего, что с ним связано: приложения, игры, сайты, интегрирующие мобильную связь, интернет, соцсети, медиа в единую коммуникационную среду, в которой человек пребывает все часы бодрствования. Расти будут интегрированные решения, спецпроекты, обязательно контекст и SMM.

Алевтина Помазанко, медиа-директор Mouse Interactive Media

– На данный момент существенно цены не изменились, возможно в ближайшее время еще что-то поменяется. В этом году активно развивались нестандарты, брендирование страниц, появилось достаточно много видео-размещений. Количество рекламодателей растет. Появились, в большем количестве, в размещении – продуктовые бренды, алкогольные, табак, luxury, интернет-магазины одежды. Постоянно расширяется список ресурсов в различных категориях (новости, развлечения, женские), на рынок выходят новые площадки.

Увеличивается доля контекстной рекламы: если ранее на контекст планировали 5-10% от общего рекламного бюджета, то сейчас – 20-30%.

В целом, в 2010 году активность клиентов разделилась на два типа: стандарт/нестандарт. К стандарту относим все типы размещения – баннерка+контекст. К нестандарту относим – “все, что не баннерка” (соцсети, вирусы и т.д.). Есть клиенты, которые не признают баннерку и считают действенным только нестандартные коммуникации, другие – считают, что нестандарты очень слабо развиты в Украине и лучше использовать проверенную баннерку.

Основная тенденция нынешнего года – “не снижение” рекламных бюджетов, в отличие от других медиа-каналов. В связи с этим, рост рынка нынешнего года по нашим прогнозам – на 20-30%.

В 2011 году рост рынка может достичь 40%, но он по-прежнему остается “серым и непрозрачным”. Рынок по-прежнему не мониторится, не проводятся его исследования.

Евгений Шевченко, директор интернет-агентства UaMaster

– Крупные российские площадки – Яндекс, Мейл.ру, Одноклассники – планируют рост цен на год вперед, в виде сезонного коэффициента. Так, осенние цены этого года у них идут с коэффициентом 1,3-1,4 по отношению к базовым .

Украинские площадки еще не перестроились и не занимаются долгосрочным планированием. Так что динамика цен будет зависеть от загрузки рекламных мест. Рост будет очень точечным, и пока трудно спрогнозировать, какая именно тематика “выстрелит”. В связи с этим, сложно выводить среднюю цену в каком-то сегменте и вкладывать рекламную кампанию в некие средние параметры. Массового роста я не прогнозирую, для него нет предпосылок.

Среди тенденций, у нас нету практики создания резервного фонда. И когда площадки выдают срочные предложения с 70-80% скидкой, у рекламодателей не оказывается денег, чтобы их купить.

В будущем году подорожают ресурсы, которые не поднимали в последнее время цен. Возможен рост в узких нишах, где ограничено предложение. Что же касается сайтов общего интереса, то всегда можно найти дешевле, если кто-то из них рискнет вырасти в цене.

В начале 2011 года, январь-февраль – традиционным будет сезонное снижение, весна – возврат к базовому уровню. А заметный рост возможен к осени.

Александр Ольшанский, президент группы компаний “Интернет Инвест”

– Необходимо помнить, что бюджеты, которые рекламодатели тратят в этом году, верстались еще в кризисном 2009 году, поэтому особого прироста в ценах ожидать не стоит. А вот то, как планируют рекламодатели 2011 год, заслуживает внимания: я думаю, 60%-й, в то и 100%-й рост к концу 2011 года – это вполне реально.

Но не нужно забывать, что общий рост рынка отнюдь не означает рост каждого и его участников. Какие-то площадки, действительно, улучшат свое положение, но будут и те, на которых рост никак не отразится.

МедиаБизнес, сентябрь 2010

Читайте также:

Переход в онлайн: освоение технологий для пожилых

Как компании используют технологии для отслеживания работников

20 трюков Google Поиска

Большие надежды низкотехнологического смартфона