Домены вчера, сегодня, завтра

Доменные имена в отечественной доменной зоне регистрируют со времен делегирования нашей стране домена .ua. Но эру массовых регистраций в Украине ознаменовало появление института регистраторов в 2001 году. Они упростили процедуру регистрации, приблизили ее к пользователю, явившись необходимым связующим звеном между доменным регистром и интересами клиента.

Об изменениях, которые претерпел рынок за этот период и грядущих тенденциях — интервью с Александром Ольшанским, президентом компании Imena.UA, крупнейшего отечественного регистратора, родившегося вместе с рынком.

Как с 2001 года изменился рынок регистраций в Украине вообще и предпочтения пользователей в частности?

Александр Ольшанский: Наиболее ощутимой тенденцией рынка за прошедшие 7 лет является увеличение среднего количества доменов, регистрируемых одним клиентом. И это связано с ростом одноименных регистраций. Таким образом пользователи стараются защитить свои домены от посягательств киберсквоттеров. Так, на доменном рынке изначально существовало три типа клиентов, и соответственно, три рыночные ниши. К первой категории относятся пользователи, регистрирующие домен, с целью создания сайта, под вполне конкретный и оформившийся проект. Семь лет назад пользователи этой категории регистрировали в среднем 1-3 доменных имени (одноименных доменов в разных зонах). Сегодня в этой нише в среднем речь идет о регистрациях 3-6 доменов под какой-либо серьезный проект.
Вторая категория клиентов включает пользователей, регистрирующих домены «про запас», у которых пока недостаточно оформились планы по созданию проекта. Как правило, такие клиенты пытаются «застолбить» доменные наименования, созвучные с названием своей фирмы, с названием предполагаемой деятельности или реализуемого продукта. Данная категория клиентов переживает сегодня наиболее бурное развитие и внутри этой пользовательской ниши точно такие же тенденции роста регистраций. И эти тенденции свидетельствует о том, что уже на этапе оформления юридического лица, его организаторы понимают, что регистрация домена необходима. И если раньше в рамках этой категории регистрировали 1-2 доменных имени, то сейчас не меньше 4
Третья категория пользователей (сквоттеры или домейнеры) – это регистранты, приобретающие домены с целью перепродажи и последующего заработка, обусловленного сходством зарегистрированного домена с какими-либо раскрученными ресурсами. Данный рынок тоже растет, но я его знаю значительно хуже, и развивается он по другим законам, отличным от законов развития первых двух рыночных ниш. По сути он является производным от двух первых рынков, ведь фактор роста на них количества регистраций, обуславливает увеличение потенциала финансовой выгоды, которую могут извлечь из него домейнеры. Но тем не менее он определенным образом способствует развитию первых двух рыночных ниш, поскольку именно из-за опасения стать жертвой сквоттинга, клиенты, вкладывающие в раскрутку проекта средства, регистрируют не один домен, а десять (одноименных).

Изменились ли пользовательские предпочтения с точки зрения наиболее востребованных зон?

А. О.: Если раньше делали ставку в основном на домены в зонах .com и .ua, то сегодня стараются продублировать регистрации в com.ua, net.ua, org.ua, kiev.ua, словом, во всех более или менее значимых доменных зонах в Украине. Однако я бы не стал делать обобщений на счет популярности той или иной зоны, поскольку потребительская востребованность зоны зависит все же от целевой направленности конкретного проекта.

Каковы тенденции рынка с точки зрения ценовой политики регистров и регистраторов?

А. О.: Увеличение стоимости обслуживания доменных имен в мире совершенно очевидно. Мне часто задают вопрос: подорожают ли украинские домены во всех зонах официально, с учетом того, что все международные регистры поднимают цены на свои услуги. И хоть в Украине этот вопрос особо не афишируется, скажу, что за последние четыре года в измерении украинской национальной валюты обслуживание доменов для отечественных регистраторов подорожали на 40% .И это куда больше, чем ежегодные 7%, на которые VeriSign увеличивает размер ставки возмещения для аккредитованных регистраторов. Тем более, что ценовая политика VeriSign предполагает прозрачные схемы ценообразования. Отечественный администратор работает с регистраторами по схеме, в которой сложным образом переплетаются курсы евро и доллара так, что с учетом глобальной инфляция обслуживание домена дорожает для регистратора фактически, являясь неизменным формально. Однако замечу, что повышение цен пока не очень задевает интересы потребителя, поскольку рынок растет и регистраторы сдерживают повышение цены для клиентов за счет снижения собственной маржи. Но думаю, что следующий виток повышения цен, неизбежно скажется на потребительском рынке, потому что предел маржи для для большинства регистраторов уже достигнут.

Как это отразится на развитии всех трех ниш доменного рынка?

А. О.: Не принципиально. Ведь цена регистрации домена не очень велика по сути, и в общей стоимости проекта занимает незначительный процент. В какой-то степени повышение цен немного отразится на рынке массовых регистраций (сквоттеров, домейнеров), в силу большого количества доменов, которые не приносят значительного поточного дохода. Но в целом, ожидаемые повышения цен достаточно мизерные (5-10 грн) и вполне соответствуют среднему уровню инфляции.

Что следует учитывать пользователям при регистрации домена?

А. О.: Следует обращаться к профессионалам, регистрировать домены только на себя (для физического лица) и только на юридическое лицо (для компании). Ничто не поможет вернуть домен компании, если он был изначально зарегистрирован на имя системного администратора. И относитесь к регистратору, как к нотариусу, который стоит на страже ваших пользовательских интересов. Регистратор может дать важный совет по корректному оформлению, подбору имени, правильной регистрации домена в нужной зоне. Старайтесь также читать договора с регистраторами, платите со своего счета и относитесь к любым документам серьезно.

INTERNET.UA, 2008

Читайте также:

Переход в онлайн: освоение технологий для пожилых

Как компании используют технологии для отслеживания работников

20 трюков Google Поиска

Большие надежды низкотехнологического смартфона