Павел Блоцкий, Mirohost: "Реальное качество хостинга за реальные деньги"

Директор хостинг-провайдера Mirohost оценивает ситуацию на рынке, освещает технические и маркетинговые проблемы и прогнозирует, чего можно ожидать во время кризиса

Как изменится лицо отечественного рынка спроса и предложения хостинга в связи с экономическим кризисом?

Спрос будет переживать спад ближайшие 1-2 месяца, после чего снова начнет расти. Это обусловлено тем, что, несмотря на общий экономический спад, украинский интернет-рынок продолжает расти. Более того, интернет начинает заменять традиционные средства коммуникации как со стороны потребителей, так и поставщиков. Этому по-своему способствует кризис – все большее количество людей осознают, что интернет является более экономичной и эффективной альтернативой как для решения повседневных личных дел, так и для ведения бизнеса и продвижения товаров и услуг.

В плане предложения, во-первых, будут увеличиваться цены в национальной валюте (к сожалению, интернет и все его составляющие, в основном, держатся на импортном для нашей страны продукте). Во-вторых, вследствие давления кризиса на расходную часть бюджета провайдера увеличится дистанция между качеством услуги, предлагаемой серьезными хостинг-провайдерами и качеством, на которое будут способны хостеры, которые в основу своего маркетинга ставили дешевизну услуг. У последних просто не будет финансовых возможностей поддерживать качество и надежность услуги на хорошем уровне. Кроме того, в предложениях передовых хостинг-компаний появятся элементы, призванные облегчить новичкам путь к открытию своих проектов в интернете – это средства продвижения сайтов, интегрированные системы анализа посещений сайтов, переустановленные программные продукты для управления контентом и интернет-коммерции.

Можно ли сегодня оценить шансы ключевых украинских хостеров “на выживание”? Что нужно понимать потенциальному клиенту, чтобы не потерять свой сайт в результате банкротства той или иной компании-хостера?

Сомневаюсь, что можно оценивать шансы украинских хостеров в целом. Нужно рассматривать каждый случай в отдельности. Трудности будут у всех. Однако те, кто много и продуманно вкладывал средства в развитие технологической инфраструктуры, строил маркетинговую политику на привлечение клиентов высоким качеством, надежностью и репутацией, выстоят и станут еще более сильными на рынке. А многие из тех, кто занимался любительством и ценовым популизмом, уже сейчас “сидят на мели”, глядя на разбегающихся в ужасе клиентов.

Клиенту можно порекомендовать прежде всего правильно считать деньги. Низкая цена предложения может казаться особенно привлекательной в тяжелое время кризиса. Однако в абсолютных величинах разница между ценами солидных и “сомнительных” провайдеров не так уж велика. Зато разница в качестве обслуживания сильно отличается. Иногда приходится убеждать клиентов, показывая, что они пытаются сэкономить в месяц сумму, сопоставимую с ценой одного обеда в дешевом общепите, теряя при этом гораздо большие деньги на простоях оборудования и отсутствии реакции технической поддержки на элементарные поломки. Ну а тем, кто все же решил экономить любой ценой, можно только посоветовать постоянно отслеживать работоспособность сайта, каждый день делать резервные копии на локальные носители (потому что у некоторых провайдеров “бэкапы” имеют свойство терятся). В отдельных случаях клиенту нужно как следует помучаться с дешевой услугой, чтобы начать ценить качество и в итоге обратиться к компаниям, которые за него отвечают. Например, мы как провайдер стремимся оказывать услугу так, чтобы клиент мог полностью сконцентрироваться на задачах своего бизнеса, и вспоминал нас только тогда, когда приходит время очередного платежа.

Насколько сегодня критичен выбор между виртуальным и физическим сервером с точки зрения цены/качества?

Это зависит от задач клиента и технической реализации его проекта. При правильно организованной виртуализации между виртуальным и физическим сервером одной мощности нет никакой разницы. Более того, виртуальный сервер может оказаться более надежным с точки зрения сбоев оборудования – если его физический сервер вышел из строя, виртуальный сервер можно оперативно поднять на другом физическом сервере. Кроме того, это более гибкое решение с точки зрения выделения ресурсов. Во многих случаях выбор виртуального сервера является более оптимальным с точки зрения цены. С другой стороны, выделенный физический сервер может быть более редпочтительным с точки зрения безопасности.

В чем различие в контрольных панелях у разных хостинг-провайдеров? Как они помогают в администрировании сайта?

Контрольные панели бывают двух типов — те, которые реализованы независимыми разработчиками и те, которые хостинг-провайдер разрабатывает силами своего отдела разработки. Крупные лидирующие хостинг-провайдеры чаще предпочитают второе решение, поскольку они рассматривают контрольную панель не как отдельный продукт, а как часть собственной технологической платформы по управлению хостингом. Крупный хостинг-провайдер постоянно развивает свою технологическую платформу и соответственно, сервисы, доступные через контрольную панель. Хостинг-провайдеры, которые не создали своей собственной программной платформы, оперируют набором разрозненных компонентов, созданных различными независимыми разработчиками, которые не всегда надежно работают. Соответственно, у них меньше гибкости в изменении контрольных панелей, у них нет возможности устранять имеющиеся в этих панелях недостатки. Наша компания выбрала путь создания собственной программной платформы автоматизированного управления хостингом. Поэтому наша контрольная панель более функциональна, надежна и работает легче и быстрее в сравнении с популярными контрольными панелями независимых разработчиков, поскольку она создавалась не для абстрактных хостинг-провайдеров, а конкретно под всю нашу систему и потребности наших клиентов.

Одним из важных преимуществ нашей контрольной панели также является то, что наши клиенты могут пользоваться ею на всей линейке наших пакетов, в том числе на выделенных физических серверах. И все это интегрированно в единую систему управления хостингом.

Насколько сложно клиенту администрировать сайт без контрольной панели? Возможны ли в этом случае более частые сбои?

Для того, чтобы администрировать сайт без контрольной панели, нужно обладать достаточной квалификацией. Но даже для квалифицированного специалиста это не совсем удобно. Удобство и надежность контрольной панели именно в том, что она дает возможность управлять сайтами и всеми сервисами из одной точки вместо того, чтобы рыться в конфигурационных файлах, разбросанных в разных местах сервера. Безусловно, есть люди, которые любят копаться во “внутренностях” системы, но таких меньшинство даже среди технических специалистов.

У хостинг-провайдеров сейчас стандартный набор сервисов: базы данных, поддержка скриптов, почтовый сервер и т.д. или есть существенные различия?

Базовый набор один и тот же. Однако принципы организации этого набора сервисов у разных провайдеров различны. Например, у одних хостеров сайт, базы данных,
почта, и даже резервные копии, находятся на одном и том же сервере. У других все это разнесено по различным специализированным серверам и кластерам, что в итоге обеспечивает намного большую производительность каждому из элементов. В итоге такой хостинг-провайдер может предоставить больше мощности для выполнения скриптов клиентов, отрабатывать запросы к базам данных гораздо быстрее и т.д. Наша компания идет именно по такому пути. Кроме того, есть масса дополнительных услуг, которые сильно отличают одних провайдеров от других. Мы, например, всегда предоставляли дополнительный набор средств для продвижения веб-сайтов, с этого года открыли программу поддержки наших клиентов рекламными ресурсами и внедряем удобную и мощную систему анализа посещаемости сайтов.

Как провайдеры поступают в случае перерасходования лимита и чем это может обернуться клиенту?

Разные провайдеры поступают по-разому. Некоторые пытаются избавиться от такого клиента, некоторые игнорируют ситуацию, при которой сайт клиента в отведенных ему лимитах не может нормально функционировать, некоторые просто отключают сайты, создающие большую нагрузку. Мы решаем такие проблемы комплексно. Во-первых, наш хостинг предоставляет наибольшую на рынке удельную производительность из рассчета на сайт. Во-вторых, мы используем как известные, так и собственные методы контроля и распределения нагрузки на нашу систему. В-третих, мы отслеживаем рост требования сайтов к системных ресурсам и стараемся заранее уведомить клиентов о том, что их сайты приближаются к лимитам. В-четвертых, даже если клиент превышает лимиты, мы его не ограничиваем, а даем возможность оптимизировать сайт либо подготовится к переходу на более мощный хостинговый пакет.

Насколько у отечественных провайдеров хостинга адекватна техподдержка? Как обычно организована эта работа? Чего нужно опасаться клиенту, оценивая этот параметр обслуживания?

Прежде всего хочу обратить внимание, что никакая техподдержка не может исправить недостатки технической инфраструктуры и плохую организацию предоставления услуги. Поэтому адекватной можно назвать только хорошо работающую техподдержку при хорошо функционирующем сервисе. Задачи техподдержки состоят в том, чтобы решать частные технические проблемы, возникающие у клиентов, и оказывать технические консультации. У хорошего хостинг-провайдера техподдержка должна состоять из достаточного количества людей, для того чтобы обеспечивать оперативное решение возникающих у клиентов проблем и вопросов. При этом техническая поддержка должна быть обеспечена широким набором средств мониторинга услуг для того, чтобы действовать с упреждением до возникновения критических ситуаций.

При оценке уровня технической поддержки провайдера стоит учитывать несколько важных критериев:
– круглосуточное дежурство специалистов техподдержки;
– насколько быстро специалисты техподдержки отвечают на запросы по электронной почте;
– насколько легко дозвонится в техподдержку;
– насколько квалифицированно специалисты дают объяснения;
– по возможности имеет смысл убедиться, что техподдержка дежурит в помещении провайдера, еще лучше, если она дежурит непосредственно в дата-центре и готова к любым критическим ситуациям.

Опасаться стоит хостинг-провайдеров, у которых нет физического адреса (офиса), поддержка осуществляется только по e-mail (или ICQ), у которых заняты телефоны или долго не отвечают, у которых специалисты общаются невнятно, неуверенно или грубо. Если чувствуется непрофессионализм в подходе к коммуникации с клиентом – такой провайдер уже вызывает сомнения. Ну и естественно, в ходе сотрудничества с провайдером необходимо внимательно следить за тем, насколько оперативно и качественно он решает возникающие проблемы.

Как часто клиенты мигрируют от провайдера к провайдеру? С чем это обычно связано? И как эти процессы будут меняться (меняются ли?) в связи с кризисом?

Это зависит от провайдера. Например, если провайдер строит свой маркетинг на привлечении клиентов низкой ценой, у него будут собираться клиенты, готовые “перебежать” к любому, кто предложит еще дешевле. Если провайдер в своих пакетах предлагает больше своих технических и экономических возможностей, от него будут бежать клиенты, ожидания которых не оправдались. Чем более реалистичен провайдер в своем маркетинге, чем больше предоставляет ценности в обмен на деньги, тем больше у него лояльных и удовлетворенных клиентов. Наш подход в этом плане – реальное качество за реальные деньги. На наш взгляд, это – единственный способ выстоять в кризисе. Ведь по сути что такое кризис – это разрушение мнимых ценностей и нереалистичных ожиданий.

ITNews, 19 февраля 2009

Читайте также:

Переход в онлайн: освоение технологий для пожилых

Как компании используют технологии для отслеживания работников

20 трюков Google Поиска

Большие надежды низкотехнологического смартфона