5 заблуждений о нарушении прав в Интернете

Управляющий партнер Патентно-юридического агентства «Синергия» Виктория Остапчук представила на Украинском форуме интернет-деятелей iForum, который состоялся в Киеве 17 апреля 2012 года, доклад о заблуждениях касаемо нарушения прав в Интернете.

По мнению эксперта, наиболее распространенными ошибками касаемо правомерности использования объектов в Интернете являются следующие:

Заблуждение №1. Владелец торговой марки всегда может запретить использование своей ТМ либо похожей ТМ в домене или на веб-странице.

Закон Украины об охране прав на знаки для товаров и услуг дает право запретить использовать их в Интернете, и в том числе в доменном имени. Но бывает так, что прав оказывается владелец доменного имени, а не торговой марки. Например, если владелец домена вообще не разместил сайт (или разместил извещение «сайт на реконструкции») – в таком случае нет использования ТМ, а значит нет нарушения. Еще одна ситуация – когда можно признать недействительным охранный документ на ТМ (например, описательную). Также владелец доменного имени может оказаться владельцем схожего наименования. Важно запомнить: если нет охранного документа – значит, нет и запрета для использования ТМ в Интернете. Кроме того, последним временем участилось применение права преждепользования (оно появляется, если заявка на регистрацию ТМ уже подана), и суды признают его, отмечает В.Остапчук.

Заблуждение №2. Любое лицо имеет право копировать статьи, фото, другой контент с любых интернет-ресурсов и размещать их на своем сайте со ссылкой на первоисточник.

Закон Украины об авторском праве и смежных правах четко указывает на необходимость письменного разрешения правообладателей, кроме случаев свободного использования, иначе наступает ответственность. Суд может взыскать не только возмещение ущерба, но и выплату компенсации (от 10 до 50 000 минимальных зарплат). Как рассказала В.Остапчук, судебная практика о нарушениях авторского права в Интернете в Украине уже есть, но мало.

Заблуждение №3. Интернет-магазин, предлагающий потребителю нанести на товар любое изображение, не несет ответственности за нанесение и продажу таких товаров.

Заблуждение №4. Любое лицо имеет право размещать на своем сайте, блоге, Фейсбук-аккаунте и т.п. негативную информацию о другом лице, и не будет нести за это ответственность.

Эксперт отметила, что не нужно доказывать правдивость только оценочных суждений, и необходимо внимательно следить, что и о ком вы пишете в Интернете.

Заблуждение №5. Для продвижения в Интернете товаров и/или услуг субъект хозяйствования имеет право использовать изображение любого актера, певца, политика или ничем незнаменитого физического лица без их разрешения.

Если согласия на использование изображения нет, лицо может обратиться в суд с иском о прекращении использования и возмещению ущерба. Законодательство предусматривает два случая, когда можно использовать фотографию без разрешения: если лицо снято в публичном месте или на публичном мероприятии, или же позировало автору за плату. Но и тут существуют ограничения, предупреждает В.Остапчук: если вы крупным планом сфотографируете человека в общественном месте, это не значит, что можно использовать это изображение в рекламе или на товаре – для этого нужно отдельное соглашение.

«Интернет – это такая же среда жизнедеятельности и ведения бизнеса, как и офлайн, и на отношение в Интернете распространяются все те же правила и нормы законодательства, что и для обычной жизни, – резюмирует В.Остапчук. – С одной стороны, мы не можем свободно использовать любые объекты права интеллектуальной собственности в Интернете, но с другой стороны – имеем право на защиту своих оригинальных произведений».

Несколько другое видение использования прав интеллектуальной собственности в Интернете – у одного из соорганизаторов iForum, руководителя холдинга Internet Invest Group Александра Ольшанского. Ознакомиться с его мнением можно в интервью «Интеллектуальная собственность – соглашение, а не право».

ЮРЛИГА

Читайте также:

Особливості захисту інтелектуальної власності в умовах Індустрії 4.0

Місто Майбутнього на iForum 2019

Шкільна, вища та онлайн-освіта на iForum 2018 — як адаптувати її до майбутнього

CRM & Лояльність: які тренди галузі обговорювали на iForum 2018