5 вопросов, которые до конца года должен озвучить каждый фрилансер

Пока 2014 плавно подходит к концу, самое время пересмотреть действующую стратегию и убедиться в том, что это – именно то, что нужно для процветания вашего бизнеса. Хотя вы и поглощены предпраздничной суматохой, позже точно не пожалеете о времени, которое уделили постановке бизнес-задач на грядущий год.

Будем считать, что цель этого руководства для новобранцев от Нелли Акальп (Nellie Akalp) – помочь вам убедиться в том, что «фрилансинг» или бизнес независимого подрядчика движутся в нужном направлении. И тогда, уже в первом квартале 2015 вы сможете приступить к реализации своих планов.

1. Лучший ли вы в своих бухгалтерских делах?

Прежде чем планировать общую картину, необходимо иметь чёткое представление об основе вашего бизнеса, а для этого следует довести бухгалтерские дела до идеального уровня.

Бухгалтерский учёт малого бизнеса – не самое весёлое занятие в жизни, но это хотя бы несложно. Вы должны отслеживать, сколько вкладываете в свой бизнес (расходы), и сколько от этого получаете (доходы). Если вы работаете без бухгалтера (специалиста по экономическому анализу), такие программы, как Mint или QuickBooks смогут автоматизировать большую часть финансовой работы.

Если все нужные цифры учтены, можно начинать анализировать данные. Сколько наличных вы имеете на руках, благодаря бизнесу? Повышается ли доход? Является ли сезонность важным фактором в вашей индустрии? Есть ли какие-то подводные камни в документах по разбивке доходов каждого клиента? Осознание того, где вы находитесь сегодня, поможет вам выстроить правильную стратегию по развитию в будущем.

2. Нужно ли вам повышение?

Сотрудники компаний привыкли к регулярным цикличным пересмотрам и повышениям заработной платы, но, когда вы сам себе босс, вы несёте полную ответственность за то, сколько получаете. Ценовая модель определяет успех и стабильность вашего «фрилансинга» или малого бизнеса. Удостоверьтесь в том, что цена адекватно компенсирует ваше время, опыт, знания и траты (сюда входят: медицинская страховка, налоги частного предпринимателя и т.д.)

Начало нового года – лучшее время для того, чтобы установить новые тарифы и предупредить об этом нынешних клиентов заранее (за 1-2 месяца), перед переходом к новым расценкам. В разговоре с клиентами о повышении цен используйте следующие термины: «рыночный курс», «планируемое увеличение», чтобы обозначить изменение цен бизнес-терминами. Рекомендуем прочитать Breaking the Time Barrier для более глубокого ознакомления с техникой ценообразования на услуги.

3. Следует ли перебирать клиентами?

Когда вы только начинаете свой фрилансерский путь, совершенно естественно соглашаться на любую работу, которую предлагают. Тем не менее, далеко не каждый клиент достоин вашего времени, а прозябание с захудалым проектом часто сказывается как на вашей работе, так и на эмоциональном состоянии. Возможно, у вас чрезмерно требовательный клиент, не уважающий границы личного пространства, или нерешительный заказчик с бесконечными правками (за которые вы обычно не получаете компенсаций), или кто-нибудь, постоянно забывающий вовремя заплатить.

Если Pareto Principle приемлем для вашего бизнеса, то примерно 20% клиентов – настоящая головная боль. «Очистка» этих 20% может освободить вас и вашу эмоциональную энергию для больших и лучших дел. Спланируйте заранее, как избавиться от таких клиентов в 2015, а так как вы – высококвалифицированный специалист, порекомендуйте им других специалистов, которые, по-вашему мнению, могут быть заинтересованы в их проекте.

4. Должны ли вы придерживаться официальной бизнес-стуктуры?

Большинство фрилансеров начинают как частные предприниматели, так как ИЧП (индивидуальное частное предприятие) легко «запустить» и поддерживать на плаву. Но после определённого момента некоторые профессионалы предпочитают создать LLC (ООО) или корпорацию для бизнеса. Основная причина – минимализация ответственности: если бизнесу предъявлен иск или вы не можете оплатить счета, то вам, вероятнее всего, не придёся использовать для решения ситуации собственные активы.

Бизнес-структура по типу ООО или корпорации может помочь снизить налоги, например, путём сокращения налогов самозанятости. Вы можете самостоятельно изучить этот вопрос или обсудить ситуацию с СРА (Certified Public Accountant – сертифицированный специалист в области налогооблажения) или налоговым консультантом. Открытие LLC (ООО) или корпорации существенно упростит ведение дел, если вы сохраните ту же бизнес-структуру на весь год. Можно переоформить предприятие прямо сейчас и составить новую схему работы, придерживаться которой вы начнёте с начала 2015 года.

5. Вы фрилансер или владелец малого бизнеса?

Этот вопрос может показаться философским, но от ответа на него напрямую зависит, как именно вы воспринимаете свою работу, и как её запустите. Фриланс – отличный способ начать работать на себя, и многим фрилансерам таки удаётся построить долгосрочные карьеры. Стабильная работа, никаких боссов и множество гибких вариантов.

Однако, ваш вклад в развитие бизнеса в качестве фрилансера достаточно ограничен. Дело в том, что большинство фрилансеров продают время за деньги, а ведь количество часов в сутках ограничено. Видите ли вы себя владельцем малого бизнеса/разработчиком/дизайнером/писателем? Не существует правильного ответа на этот вопрос, но разница имеет принципиальное значение, и вы должны это понимать.

Каким вы видите свой бизнес через 2 года? 5 лет? 10 лет? Выбрали ли вы правильную траекторию движения для достижения своих целей? Подумайте о нововведениях, которые следует запустить в 2015. Возможно, вы захотите расширить номенклатуру товаров/ услуг; синтезировать их под требования рынка, вместо того, чтобы увеличивать почасовую ставку или нанимать подрядчиков для увеличения масштабов бизнеса.

Потратьте некоторое время на обдумывание этих вопросов. Содержательные ответы помогут оставаться обеспеченным и вести жизнь и бизнес по своему желанию.

Читайте также:

С добрым утром: 12 приложений-будильников

30 низкобюджетных маркетинговых идей для бизнеса

5 брендинг-трендов в 2019

Музыка для повышения продуктивности работы