Ольшанский: "Что такое доменный регистратор? В первую очередь это нотариус"

Современный бизнес требует активного присутствия компании в Интернет. И первое, что для этого следует сделать – зарегистрировать доменное имя. О том, что такое регистрация доменов, рассказывает Александр Ольшанский, президент компании Imena.UA.

– Расскажите, пожалуйста, о бизнесе регистрации доменов?

Ольшанский Когда совершалась покупка компании Imena.UA, у нее был оборот около $6 тыс. в месяц. В 2004 году этот бизнес был еще в зачаточном состоянии. Но я очень в него верил. И не только в бизнес регистрации доменов, но и в будущее других услуг, связанных с Интернетом. Здесь такой сплав: с одной стороны, консалтинг, а с другой – услуги доверительного управления. Ведь что такое доменный регистратор? В первую очередь это нотариус. Логика процесса очень простая, сходная с системой частного нотариата. Есть центральные реестры и есть частные нотариусы, которые имеют право делать записи в этих реестрах и как третья сторона удостоверяют факт проведения сделки. Это схема, по которой построена вся доменная система в мире. Почему центральные реестры не оперируют напрямую? Потому что когда нет третьей стороны возможны злоупотребления, монополизация рынка и т. п.. Схема абсолютно идентична работе Минюста с частными нотариусами. Затем основной бизнес компании начинает дополняться сопутствующими услугами: консультациями по вопросам защиты интеллектуальной собственности, торговых марок, размещения в Интернете и др. Дальше – больше: продвижение, поисковая оптимизация и все остальное. Все эти услуги связаны с Интернетом. Мы продаем две вещи: как регистратор – доверие и как консультант – свои знания, опыт и время.

Покупка домена – это едва ли не одноразовая операция в жизни компании. Вряд ли в организации из 100 человек появится отдельный специалист по вопросам покупки и управления доменными именами. Поэтому большинство компаний вынуждено прибегать к аутсорсингу. Такие услуги имеют невысокую стоимость, это так называемая зона ценовой нечувствительности. Компании все равно: купить домен за $10 или за $12 в год. Данный вопрос не стоит даже времени телефонных переговоров. В зоне ценовой нечувствительности имеет значение доверие, качество и полнота предоставляемых услуг. Каждую из этих составляющих можно проиллюстрировать.

Доверие: наша компания является единственной украинской компанией прошедшей международную процедуру аккредитации в ICANN. О качестве наших услуг говорит тот факт, что когда мы переведем все международные домены с ресселлерских аккаунтов непосредственно на аккаунты компании Imena.UA (прямое следствие аккредитации компании в ICANN – возможность непосредственного управления своими аккаунтами в центральных реестрах), то мы легко войдем в топ-200 мировых регистраторов. И это с учетом того, что подсчет рейтинга ведется только по международным доменам, которых у нас все-таки меньшинство. О полноте оказываемых услуг даже и говорить не приходится. Компании нашего холдинга могут оказать весь комплекс услуг, начиная от регистрации домена, заканчивая размещением, (хостингом) рекламными компаниями, а также всеми сервисами, связанными с интеллектуальной собственностью в Интернете.

Какие существуют критерии оценки качества работы доменных регистраторов?

Есть, например, такой показатель, как количество ошибок на тысячу транзакций. Вы его нигде не найдете, но специалисты его знают. Другой критерий – уровень квалификации сотрудников. Так, у нас в компании существует правило: мы оплачиваем сотрудникам любые курсы, связанные с повышением квалификации.

Что можно сказать о динамике развития рынка за последние годы?

Рост количества регистраций составляет около 30% в год. (Речь идет о платных регистрациях). Интересный факт: домены имеют свойство “умирать”. Так, домен, зарегистрированный определенное количество лет назад, могут перестать использовать. И чем большую базу ты накапливаешь, тем большее количество в год будет “уходить”. В какой-то момент данные процессы приходят в состояние равновесия. Но в Украине до такого равновесия еще очень далеко. То есть рынок ближайшие 5-7 лет будет находится в состоянии активного роста.

Сейчас в Украине зарегистрировано порядка 150 тыс. доменов. Точное число сложно подсчитать, поскольку существует огромное количество бесплатных зон. Порядок счета – сотни тысяч. На сходных западных рынках – десятки миллионов. Разница в два порядка.

Почему Украина так запоздала с развитием? Например в Германии населения всего в полтора раза больше, чем в Украине, а разница в объемах рынка доменов – в сотни раз?

Ответ очень банальный. Правила регистрации доменов в любой стране – продукт компромисса многих заинтересованных сторон. И немцы такого компромисса достигли очень быстро. В Украине же уже 8 лет разные стороны, участвующие в этом процессе не только не достигли компромисса, а даже еще не начали “слышать” друг друга.

В общем классика: 2 украинца – 3 гетьмана. Но все равно я очень верю в нашу страну и надеюсь, что в ближайшие пару лет управление украинской доменной зоной станет намного прозрачнее.

Какие Вы можете выделить основные проблемы отечественного рынка?

Уже много лет не решена проблема с доменами второго уровня. Когда-то было введено ограничение, что домен может регистрироваться только по ТМ. Это неправильно по соображениям элементарной арифметики. Торговых марок на одно слово может быть 42, а домен только один. Например, кому делегировать домен president.ua? Существует несколько претендентов: марка President, выпускающая молочные продукты, сигареты President, а есть президент Украины. Мировой опыт свидетельствует, что за последние 15 лет испробованы все способы, какие только можно придумать, начиная от лотереи и аукциона и заканчивая ограничением торговыми марками и судом Мадонны с Ватиканом за домен Madonna.com.

Наилучший способ – самый простой: прав первый регистрирующий. Если ваша торговая марка созвучна с доменом и вы считаете, что ваши права нарушаются, можно обратиться в суд и доказать, что они нарушены и по отношению к вам проводится нечестная конкуренция. Такая система работает, например, в США. У нас же она поставлена с ног на голову.

Сначала нужно регистрировать ТМ, и только потом можно получить домен. При этом система не дает ответа, что делать остальным 41 претендентам, которые принесли эту же ТМ. А регистрация ТМ – это дополнительное время и $1,5 тыс. за одно наименование. Таким образом, украинский доменный рынок простимулировал рынок регистрации торговых марок, причем в соотношении 1 к 20, то есть на $1, полученный здесь, $20 получено департаментом интеллектуальной собственности. Это удивительный случай альтруизма. Так, за 8 лет зарегистрировано более 5 тыс. доменов, что соответственно привело к платежам за ТМ в размере более $6 млн. Теперь ошибка, изначально допущенная в правилах регистрации доменов, закреплена законодательно (изменения к Закону Украины “Об охране прав на знаки для товаров и услуг” от 10.04.2008). Согласно этим изменениям, владелец ТМ имеет право запрещать ее использование в доменных именах (любых и в любых целях). А это уже очень серьезная проблема, которую, к сожалению, придется решать в ближайшие пару лет.

Подскажите самый простой способ зарегистрировать доменное имя в Украине.

Этим вопросом вы меня подталкиваете к прямой рекламе своих услуг. Зайдите в поисковую систему и наберите “регистрация доменов”. Но как я говорил выше, если вам понадобится доменное имя второго уровня, то вам следует работать с патентными поверенными. При этом, важно иметь дело с таким патентным поверенным, который действует в связке с регистратором и понимает специфику регистрации доменов.

Есть ли смысл отечественным компаниям регистрировать домен в зоне .UA, или нужно выбирать международные зоны, например .COM?

Чтобы ассоциироваться с Украиной, компании необходимо зарегистрироваться в домене .UA, а не в .COM. Кроме того, сегодня в зоне .COM занято гораздо больше доменных имен. Хотя, если есть возможность, лучше зарегистрировать 5-7 одноименных имен в наиболее распространенных доменных зонах. Это избавит вас в будущем от необходимости выкупать их у сквоттеров, при последующем развитии вашего бизнес. Кстати, существует интересная деталь, свидетельствующая о росте интереса к рынку доменов. Если раньше средний пользователь нашей компании регистрировал 3-4 доменных имени, то сейчас эта цифра составляет 5-7, что вплотную приблизилось к среднемировой.

Какой показательный случай киберсквоттерства в Украине Вы знаете?

Ну конечно же google.ua. Вопрос, скорее всего, будет решен через суд.

А какая самая распространённая ошибка при регистрации домена? Нужно просто вовремя продлевать регистрацию?

Такие случаи в нашей практике бывают крайне редко, поскольку пользователь получает не меньше 4 уведомлений об окончании срока регистрации. При чем в качестве последнего предупреждения мы ему просто звоним по телефону. Более распространены другие ситуации. Например, регистрант начал перевод домена к другому регистратору за три дня до окончания срока делегирования. При этом в силу каких-либо объективных технических неувязок процедура трансфера (перевода) “зависла”. Пока разбирались с техническими проблемами, домен оказался “просрочен”. Вывод: начинать такую операцию за три дня до окончания срока делегирования домена – неправильно. Другая наиболее распространенная ошибка – это регистрация домена на вымышленное имя или на имя наемного сотрудника. Проблема в том, что впоследствии при некоторых операциях может понадобится паспорт владельца, а он уволился, или (что хуже) вообще разругался с вашей компанией, но юридически все равно остается владельцем домена. И в таких ситуациях мы, к сожалению, вообще не можем ничем помочь.

Насколько сложно сегодня отсудить у сквоттера доменное имя?

Это очень непростой вопрос. С одной стороны, как я уже говорил раньше, благодаря поправке к Закону Украины “Об охране прав на знаки для товаров и услуг”, если у вас есть соответствующая ТМ, это возможно осуществить. Наша компания оказывает сейчас помощь нескольким клиентам в подобных делах. Но с другой стороны та же поправка к закону может и обязательно станет инструментом для гораздо более масштабных злоупотреблений в этой сфере. Сегодня например в зоне COM.UA зарегистрировано более 110 тыс имен, а соответствующие ТМ есть не более чем у тысячи регистрантов, т. е. менее 1%. Теперь, воспользовавшись этой поправкой, кто угодно может зарегистрировать ТМ и, обратившись в суд, имеет немалые шансы отобрать домен у законного владельца. Таким образом созданы предпосылки для очень опасного механизма “рейдерского” нападения на чужой бизнес.

Расскажите о мировых тенденциях рынка доменной регистрации.

Российская Федерация старается получить кириллический домен .рф. Кириллица также будет использована при наборе самого доменного имени. Здесь цель больше политическая – усилить свое влияние на международной арене, популяризировать кириллический алфавит и вообще все, что связано с русским языком. Практическая ценность такой доменной зоны, на мой взгляд невелика. Ведь большинство людей, использующих кириллицу, знакомы с латиницей. И лишь те, кто использует иероглифы или, например, арабскую вязь, могут испытывать определенные трудности при наборе имен латиницей. В их случае подобные изменения могут принести более ощутимую пользу.

На наш рынок это практически никак не повлияет, поскольку доменная зона .ru имеет небольшое влияние, а .рф будет иметь еще меньшее.

Какие отечественные доменные зоны наиболее востребованы украинскими пользователями?

Самыми крупными в Украние являются зоны сom.ua и kiev.ua. Остальные занимают значительно меньшую долю. Также популярны международные зоны COM. NET. ORG, и в меньшей степени – RU и INFO.

Кто является самым крупным клиентом вашей компнии и сколько он платит за домены?

Имя клиента я назвать не могу, а сумма – $26 тыс. в год. И что интересно, это украинская компания, при чем она не имеет никакого отношения к Интернету, продажам в Интернете и доменному бизнесу.

Сколько стоит доменное имя? Наблюдается ли на этом рынке рост цен?

Существует две цены – цена, которую платит регистрант регистратору и цена, которую платит регистратор центральному регистру (пошлина). Последняя постоянно растет – как в международных зонах, так и в отечественной. Первопричина этого явления одинаковая – инфляция, но механизм разный. Если говорить о крупнейших международных регистрах COM. NET. ORG., то их договор с ICANN предусматривает возможность ежегодного повышения цен до 7%. (Чем они на законных основаниях и пользуются). Если говорить об украинской доменной зоне, то в расчет цены для регистратора заложена формула, учитывающая средневзвешенный курс доллара и евро. Соответственно, поскольку курс евро в украинской гривне непрерывно рос на протяжении последних 5 лет, то и домены дорожали. Последний месяц ситуация обратная, но я думаю, что это ненадолго. Потребительская цена, которая скорее всего вас больше интересует, определяется ситуацией на рынке и минимальной маржой регистратора. Но в среднем эти цены также имеют тенденцию к росту, опять же в силу объективного фактора инфляции. С другой стороны я думаю, что это не так важно для регистранта, поскольку речь идет о центах или единицах гривен, что не сопоставимо с рыночной стоимостью домена, а уж тем более со стоимостью проектов, на них построенных.

Какие советы Вы можете дать обычной компании, регистрирующей доменное имя?

Коротко: регистрируйте домен на свое юрлицо (а не на сотрудника), платите со своего расчетного счета, проконсультируйтесь с регистратором по поводу одноименной регистрации в других доменных зонах.

Что дает аккредитация компании Imena.UA в ICANN вашим пользователям?

Это означает, что процедуры, по которым мы работаем с клиентами, проходят контроль. ICANN требует соблюдения определенных условий, которые защищают права пользователей. ICANN проводит аудит технических средств и средств хранения информации, предоставляет для использования свои хранилища информации. Пользователь получает надежность, потому что, если обычный регистратор потеряет данные, их можно попросту не восстановить, а если это произойдет с партнером ICANN, вся информация будет восстановлена из международного хранилища.

К тому же, проходя аккредитацию ICANN, необходимо внести страховой депозит (на сегодняшний день $1млн – прим. ред) Это те деньги, которые потом будут потрачены на решение проблем пользователей. И эта сумма стимулирует надежность присутствия компании на рынке.

Всего в ICANN аккредитовано около 1 000 компаний. И это дает пользователям определенный уровень гарантий. Ведь домен может быть очень дорогим и значимым для компании активом.

В мире 300 млн. доменов. Если средняя рыночная стоимость домена хотя бы $100, а она точно больше, то общая стоимость зарегистрированных доменов – более $30 млрд. И вся эта система держится на доверии и репутации всего лишь тысячи компаний

Интервью провел Александр Гетьман
(журнал “Computer World”)