Игорь Ашманов: “Свобода слова – это такая иллюзия, которая является частью информационной войны”

Игорь Ашманов, генеральный директор компании “Ашманов и партнёры”, выступил на конференции iForum-2013 с докладом на тему “Информационный суверенитет, современная реальность”. Далее предлагаем вам видео и стенограмму его выступления.

 

“На самом деле, не знаю, является ли эта повестка важной для Украины, а именно понятие информационного суверенитета. Но в принципе, если провести анализ текстов в украинских СМИ, блогах и т.д., то слово “независимость”, конечно, будет достаточно частотной. Поэтому наверное это какой-то смысл имеет. Буду рассказывать с точки зрения российского айтишника. Но, может быть, для вас будет тоже полезным.

Что такое суверенитет? Понятие не такое уж давнее. Он возник после Вестфальского мира известного, когда решили, чья власть, того и вера. И возникло понятие суверенного государства. До этого даже понятия такого не было. Но мы привыкли к этому понятию за несколько веков…

Глобальное разделение труда в реальности приводит к тому, что обычное государство теряет экономический суверенитет, потому что на их территории начинают хозяйничать транснациональные корпорации, бюджет у которых может быть больше бюджета всей этой страны. Понятно, что они могут покупать чиновников, диктовать свою волю и т.д.

То же самое и со всем остальным. Мы видим, что сейчас по всему миру идут войны. В общем сейчас происходит слом системы международного права. Вот сейчас лихорадочно ищут обоснование и способы заставить ООН разрешить вторжение в Сирию. Перед этим произошло вторжение в Ливию. То есть происходит слом международных приоритетов, произошедших после Второй мировой войны.

Соответственно, в последние 10-20-15 лет взлом суверенитета, если это нужно сделать, часто происходит через информационный суверенитет. Взламывается сначала информационный суверенитет страны. И затем уже заменяется идеология…

Если вам удается добиться информационного доминирования в стране – это примерно как в войнах прошлого господство в воздухе. Как это и было, например, в Ливии. Сначала взлом информационного суверенитета, потом вызов цветной революции, а потом можно назначить небо бесполетной зоной, что означает более 200 вылетов в день для тех, кому можно. Соответственно, информационный суверенитет стал настолько ключевым, что если у вас его нет, вы можете потерять свой обычный информационный суверенитет. То есть перестать быть независимым государством…

Что такое цифровой суверенитет? Это право определять свою информационную политику и повестку самостоятельно… Разделим (доклад, – ред.) сразу на две части. Про одну из них я говорить не буду. Электронный суверенитет – это вещь, связанная с электронными угрозами, электронными атаками и т.д. Это то, что привычно считать, когда говорят о кибервойнах и прочем, то, что сразу приходит в голову – это хакеры, атаки, вирусы, закладки, спам и все такое. Я про это говорить не буду просто потому, что времени не хватит – это отдельная большая тема. И у большинства стран мира тоже с этим все плохо.

Кроме этого сейчас начинается новая эпоха. “Лаборатория Касперского” за последние несколько лет, например, нашла четыре боевых вируса. Почему я их так называю? Потому что они не были сделаны группой частных лиц, хакерами, для того, чтобы воровать персональные данные, кредитки или что-то еще, ботнеты организовывать. Это вирусы, организованные на государственно уровне. Стоимость разработки одного из них в ЛК оценили в $100 млн. То есть это не может себе позволить никакая группа хакеров. Вирусы настолько сложные, что видно, что их много лет разрабатывали очень много людей очень высокой квалификации. То есть то, чего стоило ожидать, оно появилось. Если вы помните, первый такой вирус занимался тем, что сжигал центрифуги в Иране. И в общем американцы признались в конце концов, что это их вирус, практически официально. А с тех пор появилось еще несколько. Но я про это не буду разговаривать…

Свобода слова – это тоже такая иллюзия, которая является частью информационной войны. Таким образом, информационный суверенитет – это фактически информационная безопасность государства, устойчивость к атакам и возможность свою политику проводить. Для того, чтобы быть в электронном смысле защищенной, нужна полная технологическая линейка, то есть свой процессор, свои микросхемы, свой bios, своя ОС, свой слой приложений. Понятно, что еще и своя геонавигационная система, и все, чего почти у всех нет в полном комплекте…

Для того, чтобы быть защищенным информационно, нужно иметь собственную интернет-инфраструктуру, медийную структуру (интернет-ресурсы, СМИ, телевизор), собственную систему пропаганды и ведения информационных войн. Все это, к сожалению, может существовать более-менее эффективно, когда у тебя есть собственная идеология, вокруг которой, как на стержень, ты можешь нанизывать все эти слои защиты и управлять…

В России, например, никакой собственной идеологии не создано, и это – главная проблема, потому что для того, чтобы такой информационный щит выстроить, нету основы, нету опоры. А если ты используешь чужую идеологию, например, либеральную (либеральная религия, центр которой – в Вашингтоне), ей поклонился и сказал: Да, это мои ценности, то оказывается, что вовне правила меняют другие люди, а ты по ним просто обязан играть. Эта такая довольно неприятная ситуация и абсолютно зависимая…

Кибервойны – это фактически часть обычной войны, чтобы нарушить инфраструктуру страны… Боевые вирусы сейчас гуляют по миру, но массовых кибервойн не происходит. Это довольно серьезная штука, и начало такой войны будет заметным. А вот информационная война, холодная или теплая, ведется все время. Она не запрещена никакими законами, она не входит ни в какие международные соглашения, она идет все время, мы просто этого не замечаем. Мы видели много примеров информационных войн. Во-первых, Советский союз был развален с помощью такой информационной войны и замены идеологии. А затем мы видели, что происходило в Югославии, в Ираке, Ливии. С помощью информационной войны можно либо сменить режим, если все аккуратно делать, либо, например, оправдать военное вторжение в страну…

Для информационной безопасности надо иметь медийную инфраструктуру, поисковики, социальные сети, мессенджеры, блоги, .., мобильные приложения, и т.д. Нужно иметь то, что может работать с этим – то есть средства мониторинга этой среды, средства фильтрации трафика. Ну и понятно, для кибервойн это сейчас называется кибервойска. И вот Пентагон еще прошлым летом объявил, что создает кибервойска. А наши в России по-моему, объявили об этом зимой… Имеются в виду такие кибервойска, созданные из хакеров. Как ни странно, для того, чтобы защищать себя информационно, государству нужны такие войска информационные. Как они могут быть устроены, так сразу не сообразишь, но если почитать тендеры, которые проходят в Америке, можно понять примерно структуру. Речь идет о создании управления довольно большого количества аккаунтов в социальных сетях, в блогах, Твитере, когда один боец информационного поля в состоянии управлять 50-100 аккаунтами, которые ведут себя как живые люди. То есть это такое средство вбрасывания нужной информации в разных видах, которая усиливает этого бойца в сто крат.

Приведу пример. Чтобы вывести в тренды Твиттера какое-то событие, нужно 4-5 тыс. перепостов с каким-то тегом. Тег попадет в тренды и продержится полдня грубо говоря. Об этом можно в СМИ написать и тд. Ан самом деле, если вы прикинете, что такой боец может управлять 400-500 аккаунтами, окажется, что нужно таких аккаунтов всего 100, что вообще по силам любому государству… В общем многие страны в эту сторону движутся, и, что такое информационный суверенитет хорошо понимают. Нужно законодательство, конечно, которое поддерживает фильтрацию, ответственность за контент и тд. И силы информационно войны. Люди, организованные в разные структуры…

Среда способствует развитию информационных войн… Кроме того, что информация обесценилась, действительно около 95% шлака производится, перепощивается и т.д. в соцсетях. Например, в российском Твиттере находится 7-8 млн аккаунтов. Живых из них миллион-полтора. Тех, кто вообще выходит в эфир. Из них примерно 500-700 тысяч ботов… Примерно 4-5 млн сообщений в день в русском Твиттере примерно на 95% состоят только из перепостов. Даже без комментариев. То есть люди просто перепощивают…

Люди привыкают к короткому обмену информацией. При этом пост в Facebook тонет. Если вы пробовали найти понравившийся пост, который вы видели неделю назад или месяц, то вы, наверное, сталкивались с тем, что найти-то его и нельзя… Аудитория очень быстро глупеет, ею очень легко управлять. Если ты не помнишь, что было, то соответственно один и тот же трюк можно повторить еще раз… Люди на все реагируют, как будто все в первый раз, как будто они в трансе и без памяти. Раньше искали оружие массового поражения в Ираке, оправдали этим вторжение. Сейчас ищем оружие химическое в Сирии, чтобы оправдать этим вторжение. Никто уже ничего не помнит. Давно это было. Никому не интересно…

В социальных сетях действуют “холодные” профессионалы… Мы знаем 5-7 команд, которые вбрасывают коммерческий спам. Они берут популярный тег, и начинают постить его и дописывают свой рекламный текст, чтоб попасть в тренд. Все это делают роботы… Часть из этих команд – это те же почтовые спамеры, которые генерировали еще семь лет назад, просто они переквалифицировались и работают теперь по Твиттеру, Facebook, по Вконтакте и т.д….

Полноценный информационный суверенитет есть только у американцев. Они придумали интернет, у них в руках первичная магия. Они контролируют интернет, в смысле доменных имен, DNS и прочего. Большинство операционок у них в руках. Большинство офисных пакетов. Хотя они и жалуются, что недостаточно защищены, что есть страшные китайские хакеры или русские хакеры. Тем не менее, у них есть вся цепочка и они видят, что происходит в интернетах, в мобильниках. Не надо строить иллюзий. Конечно, ваш iРhone или Android за вами шпионит…

Созданы довольно серьезные информационные ресурсы. Раньше это были CNN и все остальное. Сейчас сделан следующий шаг. Создан Wikileaks – это американская информационная пушка с таким очень интересным эффектом – полностью отвязана от ответственности за нее. Ну это же утечка. И несколько тысяч мировых СМИ стоят в низкой стойке, готовые перепечатать все, что будет вброшено…

Китай довольно сильно догоняет США. Они сделали свой процессор, они наверное сделают свою геопозиционную систему, они сделали свою операционку и т.д. Они очень сильно втыкают свою фильтрацию в интернет. и т.д. Китай, пожалуй, единственная страна, которая себе вот это все может позволить. И самое главное – имеет политическую волю, для того, чтобы это все сделать…

У большинства стран бывшего СССР нет никакой идеологии. Там как бы принята западная идеология, что хочешь жить, умей вертеться, свобода слова, кто награбил, тот и молодец. Но это не идеология – это ухудшенный вариант либеральной идеологии. Своей идеологии в общем ни у кого не выросло. Не имея этого стержня, конечно, трудно строить информационный щит. Но если нужна независимость, то это придется делать. К счастью или сожалению, я не знаю. Потому что очень большое напряжение может быть. В России этот процесс уже пошел, в Китае. И часть постсоветских республик об этом задумываются”.

***
О спикере:
Кандидат технических наук, специалист в области искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения, управления проектами. Закончил механико-математический факультет МГУ. Занимается информационными технологиями с 1983 года. Руководил разработкой программы проверки правописания Орфо в “Информатике”, был совладельцем и генеральным директором компании “МедиаЛингва”, выпускавшей словари МультиЛекс, исполнительным директором интернет-холдинга “Рамблер”. В настоящее время – генеральный директор “Ашманов и партнеры”, председатель совета директоров компании “Наносемантика”.

Источник

Читайте также:

Місто Майбутнього на iForum 2019

Шкільна, вища та онлайн-освіта на iForum 2018 — як адаптувати її до майбутнього

CRM & Лояльність: які тренди галузі обговорювали на iForum 2018

Що потрібно знати про мобільну аудиторію в Україні — нове дослідження від Kantar TNS