Разум в облаке — как cloud-сервисы стирают нашу память

Журналистка Софи Макбейн (Sophie McBain) рассуждает о том, как в наше время облачные сервисы и технологии постоянной синхронизации данных приводят к деградацию человеческой памяти и механизмов запоминания информации.

Мы редко запоминаем наизусть телефонные номера наших друзей и родственников, даты их дня рождения и адреса. Мы часто обращаемся к интернет-поиску, когда нужно выяснить значение любого термина или уточнить написание слова или фразы. И есть ещё очень много вещей, которые мы делаем с помощью компьютера, причем извлечение информации из недр Всемирной Паутины порой настолько простое, что нам просто нет смысла запоминать какие-либо имена или факты. Но в случае утраты или выхода из строя нашего электронного гаджета вместе с материальными убытками мы несём значительные информационные потери.

В течение многих тысячелетий человечество записывало информацию, которую сложно удержать в памяти, на каменных табличках, на папирусах, бумаге или бересте. Это вполне логично и правильно. Однако есть некоторый «перебор» в том, как мы запоминаем (или забываем) информацию в наше время.

Средний европеец тратит почти 9 часов в день на работу со своим смартфоном, компьютером или на просмотр ТВ. И если большая часть нашей жизни связана с экраном, то и память в существенной мере формируется именно там. Мы «документируем» всё большее количество событий в нашей жизни — и если ранее для этого требовалось дотошное ведение дневника, то сегодня такая задача значительно упростилась и автоматизировалась.

Наши почтовые ящики могут содержать тысячи и даже десятки тысяч сообщений, где часто отражены как рабочие события, так и личные. Наша лента Facebook содержит детальную историю жизни, иллюстрированную фотографиями, видео и просто текстовыми записями, сделанную как нами лично, так и нашими «друзьями». Примечательно, что для подобного жизнеописания нам не нужно особо усердствовать — подобный процесс больше похож на развлечение.

Компьютер помнит всё. А мы?

В конце 90-х годов ХХ века философ Давид Чэлмерс (David Chalmers) придумал термин «расширенный разум», чтобы описать то, как мы используем ручку и бумагу, калькулятор или ноутбук для мышления и запоминания — и как эти внешние объекты интегрируются в наш когнитивный процесс. Конечно, смартфоны не имплантируются в наш мозг, но все происходит так, как будто они стали нашей «частью».

Есть большая разница между записью информации в блокноте и фиксацией её с помощью смартфона. Первая вещь является пассивным хранилищем, вторая — активным. Блокнот не реорганизует информацию, которые вы записываете; его формат и функциональность не изменяются. Кроме того, контент из блокнота не может принадлежать производителю или магазину по продаже канцелярии. Чем больше мы расширяем наш разум в Сети, тем тяжелее сохранять контроль над нашим цифровым прошлым, или различать, где наша память начинается или заканчивается. И если коллективная память нашего сообщества расширяется впечатляющими темпами, то наша внутренняя индивидуальная — сжимается.

Наши  мозги ленивы: мы с большим трудом запоминаем какие-либо данные, если можем делегировать эту задачу кому-либо другому. Вы можете убедиться в этом, прислушиваясь к разговорам других людей. Например, из беседы двух друзей: «Как назывался тот китайский ресторан, в который мы однажды ходили?»

В одном из исследований, проведенном в 1991 году, психологи назначили серию упражнений для памяти нескольким парам студентов. Некоторые из подопытных уже были знакомы в течение минимум 3 месяцев, другие же не знали друг друга.  Те пары, что ранее были знакомы, запомнили больше информации, чем те, что ранее не встречались. Кроме того, они запомнили больше уникальных данных; но когда предлагаемый факт попадал в область знаний их партнеров, они с большей вероятностью забывали о нем.

Когда мы знаем, что компьютер может запомнить что-либо вместо нас, мы с большей вероятностью  не будем держать эту информацию в своей памяти. В 1991 году журнал Science опубликовал исследование, согласно которому людей попросили внести в компьютер некоторые тривиальные факты. Тот, кто полагал, что факты будут сохранены на диск в конце эксперимента, запомнил меньше, чем тот, кто знал, что все данные будут стерты (хотя всех респондентов четко и ясно попросили запомнить все факты). В эру, когда технологии способны не только на «запоминание» информации, но и на гораздо большее, неудивительно, что все мы предрасположены к «забыванию».

Разум в облаке — как cloud-сервисы стирают нашу память

Стоит ли переживать о памяти?

Можно сказать, что глупо волноваться о нашей «забывчивости» из-за интернета. Ведь в своё время человечество испытывало страх, что книги способны сделать то же самое. Однако интернет нельзя назвать ещё одним шагом в направлении прогресса культуры письма, скорее — это достижение революционно изменяет сам путь потребления информации. Когда вы берёте с полки энциклопедический том, то очевидно, что вы хотите обновить в памяти определённый факт или узнать что-либо совершенно новое. Но поиск Google работает настолько быстро и просто, что мы можем позволить себе забыть вообще все то, о чем читали или говорили ранее (т.е. мы рискуем смешать нашу память с «памятью» Всемирной Сети).

В 2013 году исследователи из Гарвардского университета обнаружили, что когда людям разрешали использовать Google для проверки ответов на тривиальные вопросы, они существенно повышали свой интеллектуальный уровень (даже если им давали искусственно заниженные результаты). Студенты чаще всего полагали, что Google лишь подтверждал факт, который они уже знали, чем извлекал для них принципиально новую информацию.

Но все это изменилось, когда Эдриан Уорд (Adrian Ward), ассистент профессора в Университете Остина, имитировал медленный интернет-доступ, так что студентам приходилось ждать около 25 секунд перед тем, как прочитать ответ Google. Задержка, как он заметил, освобождала их от чувства знания, поскольку они стали лучше осознавать, что получают консультации из внешнего источника. В интернет-эру люди стали загружать большие объемы данных, порой даже не различая информацию в своей голове и ту, что хранится онлайн.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

За счет размытия различий между нашей собственной и нашей цифровой памятью, современные технологии поощряют так называемое «интеллектуальное самодовольство», делая людей менее любознательными в получении новой информации. Ведь у них складывается впечатление, что они уже знают её, и скорее всего не будут обращать внимание на детали, поскольку это сделают за них компьютеры. А что если подобное случится в нашей жизни: можем ли мы быть менее внимательны по отношению к нашему жизненному опыту, поскольку компьютеры и так все сделают за нас?

Эксперимент американского психолога Линды Хенкель (Linda Henkel) показывает, что такой вариант вполне возможен.  Она обнаружила, что когда люди делают фото в музеях, они с большой вероятностью забывают подробности того, что видели. Если проецировать такой вывод на всю нашу жизнь, то все мы являемся туристами, исследующими мир за камерой, и мы полагаемся на «цифровые» воспоминаниями, заполняющими нашу жизнь.

Надежда на компьютер при запоминании телефонных номеров или других тривиальных вещей, казалось бы, не отнимает наши внутренние воспоминания. Вместе с тем, цифровая память является плохим подспорьем для пересмотра всего персонального опыта, и наши автобиографические воспоминания не могут быть восстановлены в памяти путем открытия соответствующего онлайн-файла.

Можно ли уйти от прошлого?

Наши отношения с прошлым  неустойчивы и непостоянны. Иногда старая фотография может показаться совершенно незнакомой, хотя в другое время даже очень слабые признаки, такие как запах парфюмерии человека, с которым вы были вместе, или переполненный вагон метро могут вызвать сильную ностальгию. Воспоминания — это часть ваших ощущений, вашего сознания и пр. Это ощущение часто обманчиво; мы нередко представляем воспоминания как способ проникновения в суть нашего прошлого.

Память тесно привязана к самоидентификации, а само запоминание — это творческий акт. Он тесно связан с воображением. Вот почему, если человек страдает слабоумием, то он часто лишается не только прошлого, но и будущего, поскольку без памяти тяжело построить модель планов на перспективу.

Каждый раз, когда мы что-либо оживляем в памяти, мы реконфигурируем событие так, чтобы оно соответствовало нашим текущим потребностям и мировоззрению. В своем исследовании нейробиолог Чарльз Фернихоу (Charles Fernyhough) сравнил конструкцию памяти с повествованием жизненных историй. Чтобы разобраться в нашей хаотической и запутанной жизни, мы должны знать, что можно сократить и какие подробности проигнорировать. И мы постоянно редактируем и изменяем историю в нашей памяти по мере того, как изменяются наши знания и эмоции.

С каждым годом мы всё больше полагаемся на компьютерные гаджеты для того, чтобы рассказать нашу личную историю. С течением времени все сложнее уйти от прошлого или переделать будущее. Через несколько лет наша цифровая память, возможно, позволит нам практически мгновенно вспоминать какие-либо события. Но многие ли захотят жить в мире, где их голова, их память находятся в облаке — а сами они мало что помнят?

По материалам NewStatesman

Читайте также:

Цифрова амнезія: що це таке і чи можна її подолати

12 багатообіцяючих стартапів, які шукають методи боротьби з раком

Вчені винайшли «робота», який може змінювати форму: бути рідким і твердим

Як біотехнологічні лабораторії використовують штучний інтелект щоб створити нові ліки