Журналистика данных как компонент успешных медиастартапов

СМИ нового типа — это не только работа редакции, дизайн и умелая команда маркетологов и менеджеров по продажам. Самые крупные стартапы в области медиа делают упор на новый вид предоставления информации — журналистику данных. Именно этот тренд определяет интерес читателей к проекту независимо от того, насколько давно он появился на рынке медиапроектов. По крайней мере, так считает обозреватель The Atlantic Алексис Мадригал.

Множество медиапроектов стартовало в 2014 году, некоторые стартапы в области СМИ осуществили перезапуск, изменив не только дизайн, но и концепцию и политику редакции относительно качества контента. Новые сферы привлекают журналистов, готовых создавать цифровой контент, — и появляются такие проекты, как VoxFiveThirtyEight, the UpshotMatterCircaInside. Они определяют будущее цифровых медиа и создают новый ландшафт СМИ, акцентируя внимание на фактах, журналистских расследованиях, инфографике и интерактивных проектах.

Отличительная особенность всех СМИ, которые следуют новым правилам, — сосредоточенность не на региональном охвате или тематической привязке к определённой стране, а сфокусированность на методах освещения событий.

Издание FiveThirtyEight в своём манифесте так и заявляет:

FiveThirtyEight — организация, которая основана на журналистике данных

Screen Shot 2014-07-16 at 11.47.02

Один из главредов онлайн-медиа Vox говорит о необходимости построить с нуля организацию, которая создаёт контент, способный объяснить происходящее читателям.

Circa создаёт новостной контент для смартфонов, основываясь на новом методе структуризации данных (цитаты, места, личности), размещаемых внутри каждой публикации. По сути это — тэги для читателя, набор маркеров, которые дополняют и расширяют историю новыми деталями.

Проект The Times под названием Upshot создаёт простую аналитическую журналистику, которая может донести конкретную точку зрения языком, понятным аудитории (даже если для этого надо создавать специальных персонажей или вести повествование от разных лиц).

Screen Shot 2014-07-16 at 11.48.18

Inside решает вопрос создания интересного контента довольно радикальным способом: их истории ограничены 300 символами и дают краткую картину происходящего в данный момент — такая себе «выжимка» актуальных новостей.

Matter, проект в формате журнала на основе блогосервиса Medium.com, экспериментирует с гибридными форматами предоставления данных и коротких историй, которые интересны разным группам читателей, включая активных пользователей мобильных устройств (смартфонов и планшетов).

Сохраняются и традиционные «длинные истории» или обычные новостные потоки, хотя такие проекты, как The InformationRecode и сеть сайтов First Look уже переосмыслили подход и к новым медиаформатам.  Потоковый контент и набор фактов, как ключ к вниманию аудитории, легли в основу Buzzfeed и Upworthy.

Screen Shot 2014-07-16 at 11.50.09

Трафик теперь обеспечивают социальные сети, поэтому и новые форматы материалов подстраиваются под них. Следующий шаг — переход от традиционных «газетных» форм (длинные статьи, короткие новости, подборки материалов, дайджесты и анонсы) к экспериментальным (в которых данные будут играть ключевую роль, а форма их представления — интерактивна).

Если раньше журналы были о конкретной теме (как Vogue, Wired, Forbes) или месте (Texas Monthly, New York), то теперь они «обо всём на свете». Это время контент-проектов о новостях, о фактах и о происходящем в настоящее время в разных местах и на разные темы. Момент и форма подачи приобретают куда большее значение, чем место или тема новости. Журналистика данных — один из ключевых компонентов для создания нового успешного СМИ. Задача реализовать этот приём на достойном внимания уровне — непростая, но выполнимая. Именно в этом направлении следующие несколько лет будет работать большинство изданий и у нас, и за рубежом.

Читайте также:

9 функцій пристроїв Apple, про існування яких ви могли не знати

7 прийомів контент-маркетингу, що допомагають залучити нових клієнтів

15 книг по копірайтингу завдяки яким ви станете писати цікавіше та ефективніше

Хто такі цифрові інфлюенсери та для чого їх створюють?