Корпорация "Ростехнологии" создаст своего магистрала

«Ростехнологии» решились бросить вызов лидерам рынка магистральной связи. Создаваемая при участии госкорпорации компания хочет проложить более 5 тыс. км магистральных сетей вдоль автодорог от Финляндии до Казахстана, потратив на это 550 млн долл. Развитие цифрового телевидения, широкополосных беспроводных сетей и рост продаж контента через Интернет приведут к тому, что нагрузка на сети вырастет, по некоторым оценкам, в 50 раз. Создать в России адекватную инфраструктуру можно только при поддерж­ке государства.

Бизнес-план проект «Эврика» предполагает, что 25% компании контролируют «Ростехнологии», другие 25% принадлежат инвестфонду с российскими корнями — FGN Capital, управляющим директором которого является основатель Gigafone Григорий Халдей. По данным СКРИН-эмитент, остальные 50% «Связьдоринвеста» через цепочку компаний контролируются кипрским офшором Xfors Ltd.

Ко второй половине 2010 года компания планирует разработать проектную документацию и получить все необходимые разрешения и лицензии на строительство и эксплуатацию сети. Ожидается, что за это же время будет получено необходимое финансирование. На первом этапе сеть будет проложена от финской границы через Москву в Астрахань и достигнет границы с Казахстаном. Эти работы предполагается закончить ко второй половине 2011 года. Затем сеть распространится от белорусской границы через Москву, Самару и затем до границы с Казахстаном. Она будет готова к эксплуатации к концу 2012 года.

Общая длина магистралей составит 5 тыс. км. Инвестиции, необходимые для финансирования проекта в течение трех лет, оценены в 550 млн долл. По предварительным оценкам, совокупная прибыль от эксплуатации сети к 2015 году составит более 1,6 млрд долл.

Единственная магистральная сеть, соединяющая Европу и страны Азии через Россию, сегодня принад­лежит «Ростелекому». Канал, который позволил организовать передачу транзитного трафика, был введен в эксплуатацию в 2008 году. Компания готовит к запуску второй подобный проект — канал, который соединит Челябинск и Находку, будет запущен в ближайшее время, сообщили РБК daily источники, близкие к оператору. Строительство предыдущего канала обошлось «Ростелекому» в 40 млн долл.

«Ростелеком», «Транстелеком» и «Син­терра» сознают масштаб спроса и повышают качество инфраструктуры с целью удовлетворения новых потребностей в сервисе, говорится в бизнес-проекте «Связьдоринвеста». Но «за счет устаревания их сетей и ограничений сетей по топологии они физически не могут угнаться за экспоненциальным ростом спроса на передачу данных, и поэтому сегодня на территории России не существует транзитного оператора, способного предоставить услуги, соответствующие современным стандартам качества и надежности, которых ожидают от международных транзитных каналов сегодня».

Пропускная способность российских международных линий коммуникаций в сто раз ниже, чем в странах Евросоюза, а средние тарифы на связь превышают средние расценки по Европе в четыре-восемь раз, резюмируют авторы документа. В пресс-службе «Ростехнологий» отказались от комментариев. Связаться с FGN Capital вчера не удалось.

В конце прошлого года «Ростехнологии» и французско-американская Alcatel-Lucent подписали соглашение о создании СП по производству в России телекоммуникационного оборудования. Как ранее сообщала РБК daily, Минкомсвязи неоднократно заявляло, что предпочтение при строительстве в стране новых сетей связи будет отдаваться компаниям, использующим оборудование отечественного производства. По информации источников РБК daily, продукция, выпускаемая на этом предприятии, будет востребована в том числе и для реализации проекта «Связьдоринвеста».

Проект создания национального магистрального оператора за счет строительства линий связи вдоль автомобильных дорог обсуждают сейчас и в Мин­экономразвития (см. РБК daily за 2 марта). По некоторым оценкам, инвестиции в проект могут составить 50 млрд долл. Но этот проект подразумевает создание инфраструктуры по всей России. Проект, в которм участвуют «Ростехнологии», подразумевает прокладку лишь одного крупного кабеля, который свяжет западную и восточную части России, поэтому оценивается в значительно меньшую сумму.

«Появление новых игроков и развитие магистральных сетей можно только приветствовать. Если европейская часть нашей страны инфраструктурно развита достаточно хорошо, то ситуация восточнее Москвы гораздо менее оптимистична. Магистральных провайдеров с собственной инфраструктурой крайне мало, и стоимость аренды магистрального канала на восток и на запад от столицы отличается в разы», — говорит генеральный директор оператора «Комкор» Леонид Гуштуров.

По данным аналитиков, объем продаж российских операторов на рынке евроазиатского транзита в 2009 году превысил 60 млн долл., что на 15% больше показателя 2008 года. В 2010 году рост объемов трафика на этом направлении приведет к увеличению выручки до 90 млн долл. и росту доли рынка выше 10% для российских операторов, работающих на магист­ральном рынке.

Впрочем, бешено растущие объемы трафика при практически не увеличивающихся доходах от его пропуска могут окупить инвестиции оператора только в том случае, если оператор не столько продает каналы, сколько предлагает из одних рук пакетную услугу, которая включает и аренду емкости, говорит пресс-секретарь группы «Синтерра» Екатерина Андреева.

По словам одного из источников в крупном телекоммуника­ционном холдинге, магист­раль­ный бизнес сегодня является одним из самых привлекательных с точки зрения окупаемости вложений. «Естественно, что в таких условиях многие компании стремятся снять сливки», — говорит он. Но проект имеет один существенный недостаток. «Большая часть автодорог в России не имеет подходящей инфраструктуры, поэтому прокладка кабеля может обойтись дороже, чем изначально предполагалось», — говорит собеседник.

Он также предполагает, что такой поход не позволит компании стать реальным лидером на рынке магистральных сетей. «Скорее всего оператору удастся покрыть локальные территории. Причина все та же — для широкого охвата нужны серьезные ресурсы», — говорит он.