Эбола вдвойне страшней, если много соцсетей: Как работает нагнетание паники

Ранее мы писали об исследованиях, которые подтверждают, что панические настроения среди пользователей соцсетей крайне «заразны». Но сегодня предлагаем поговорить о чём-то весьма заразном в прямом смысле: о вирусе лихорадки Эбола и о том, как СМИ и социальные сети нагнетают обстановку вокруг этой опасной эпидемии. Грозит ли нам всем апокалипсис, и почему сайты фейковых новостей так полюбили «вирусную» тему в последнее время?

В англоязычном сегменте Facebook уже несколько дней гуляет история, собравшая сотни тысяч лайков и репостов: якобы в Техасе семья из пяти человек в небольшом городке заразилась лихорадкой Эбола. Источник «страшилки» — популярный сайт фейк-новостей National Report, использующий тему опасного вируса в целях привлечения трафика. Беда в том, что более 340 тысяч пользователей соцсети на полном серьёзе поверили в то, что в США вовсю свирепствует африканская хворь.

Паразитирование на человеческих страхах и склонности к панике происходит не первый раз: вспомните вбросы по поводу свиного и птичьего гриппа несколько лет назад. Проблема в том, что если слухи о чупакабре или 500-футовом крабе-убийце смотрятся как типичная Интернет-шутка, то для тематики опасных вирусных заболеваний есть и другие причины распространения ложной информации, кроме шуточных, и желания «набить» трафик для своего ресурса. The Verge пишет о феномене фейковых новостных сайтов, которые стали явно «раскачивать» ситуацию с начала октября в целях решения некоторых сугубо личных задач, среди которых — не только нагнетание трафика и привлечение дополнительной аудитории.

Screen Shot 2014-10-23 at 13.15.41

Паника — лучший двигатель для подобных «новостей». А если учесть, что в ленте обновлений Facebook материалы об Эболе соседствуют со слухами о боевиках ИГИЛ, стрельбе в школах и нападениях террористов на какие-нибудь автозаправки — можете представить себе, насколько подобная паника эффективно «работает». Пиковый трафик для сайта фейковых новостей, который запустил «утку» в соцсеть, вырос на 2 млн уникальных просмотров — и всё благодаря пользователям социальной сети Марка Цукерберга.

Ранее свои плоды от склонности Facebook-пользователей к панике успешно собирали такие проекты, как The Onion News, The Daily Currant и несколько других. Происходящее ещё называют «феноменом Боровитца» (по фамилии колумниста The New Yorker, который первым заметил, что нелепые и панические фейк-новости по охвату аудитории и числу повторных публикаций во много раз превосходят аудиторию тех, кто считает подобные сообщения смешными и шуточными). Фейковый заголовок, который звучит почти как настоящий, порождает такое же внимание к материалу, как и к серьёзному сообщению.

Проблема здесь — в аморальной эксплуатации человеческих страхов и доступа к Интернету огромного количества подростков, пожилых людей, мнительных женщин и других уязвимых категорий Интернет-пользователей, склонных воспринимать информацию из Сети «за чистую монету».

Зачастую последствия таковы, что даже серьёзные правительственные инициативы (вроде программ медицинского страхования) могут пострадать от «шутки»: тот же ресурс The National Report «пошутил» о том, что участникам программы страхования здоровья, предложенной администрацией Барака Обамы, будут вживлять под кожу RFID-чипы. «Шутка» удалась настолько, что породила даже ряд гражданских выступлений и серьёзных дискуссий в прессе.

Screen Shot 2014-10-23 at 13.16.13

Дальше — больше: в ситуации с фейк-Эболой сайт опубликовал «деталь», что источником заражения детских садов в США стал студент из Либерии (ксенофобия), затем, что в Аризоне появились боевики «Исламского Государства», распыляющие вирус (дезинформация и подрыв доверия к властям). «Шутка» перестала быть шуткой и превратилась в элемент информационной войны против системы здравоохранения США, местных властей и представителей определённых стран.

Screen Shot 2014-10-22 at 21.00.38

Facebook используется как ключевой инструмент информационной войны, будучи удобным и эффективным каналом коммуникации. Заголовки и тематические «публикации» здесь мало кто верифицирует, а уровень вовлечённости в скандальные материалы (даже при их полной абсурдности) растёт, как снежный ком (см. график выше).

Редакция The Verge отмечает, что отчасти изменения в новостной и контентной политике Facebook касательно ленты новостей привели к тому, что теперь фейк-новости, слухи и непроверенные данные стали попадаться на глаза намного чаще (просто потому, что подобные материалы чаще «расшаривают»). Сайты фейк-новостей начали скупать рекламу в соцсетях, чтобы трафика становилось ещё больше — и вот результат: об Эболе в США на полном серьёзе говорят даже те, кто понимает, что этот вирус не передаётся воздушно-капельным путём.

Для самой соцсети тоже полезно, что трафик «крутится» вокруг горячих тем вроде ISIS и вируса, от которого ежесуточно умирают сотни человек. Вот только для аудитории пользы нет никакой, кроме растущей паники и домыслов. А пока Марк Цукерберг с коллегами не придумали барьеры для фейковой информации, придётся самим пользователям проявить здравый смысл и хотя бы научиться использовать проверенные источники, а не бездумно репостить ссылки, присланные друзьями и знакомыми. В конечном итоге, любой проект фейк-новостей рано или поздно исчерпывает себя, и всем становится очевидно, что перед нами — подделка (пусть и очень умелая) под настоящее СМИ.

Читайте также:

В Україні офіційно запустили нову телемедичну платформу

Создатели vs. Инфлюенсеры

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога

Sanofi в Україні назвала ІТ-розробку переможцем конкурса по медичним інноваціям