Реорганизация Microsoft: цель – выжить

Эпоха доминирования персонального компьютера в мире высоких технологий стремительно заканчивается. Продажи ПК по всему миру падают, и с этим, кажется, уже ничего не поделать. Главный игрок рынка операционных систем для настольных компьютеров и ноутбуков, компания Microsoft, затеяла масштабную реорганизацию своего бизнеса. Курс – на “мобилизацию” и постепенный отказ от программных продуктов для персональных компьютеров как главного бизнеса корпорации. Цель – выжить.

Главный исполнительный директор Microsoft Стив Баллмер запустил в компании глобальную программу реорганизации бизнеса. Проектом руководит он лично.

Баллмер вдруг осознал, что рынок ПК уже находится в предсмертном состоянии, и спасти его не помогут ни новые чипы от Intel, ни новая версия операционной системы Windows. Планшеты становятся всё популярнее, а традиционные компьютеры и ноутбуки постепенно уходят в историю. Аналитическая компания Gartner недавно сообщила, что по итогам первого квартала 2013 года продажи ПК в мировом масштабе рухнули в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 20,9%. Уровень продаж ноутбуков так и вовсе упал на 24,4%.

Эксперты объясняют такое поведение рынка, опять же, популяризацией планшетов. Они легче лэптопов, компактнее, дольше работают в автономном режиме и дешевле стоят. В то же время с развитием “облачных” технологий потребностей в мощности у большинства пользователей компьютеров сегодня тоже нет. Все большие массивы данных всё равно обрабатываются удаленно, системами в дата-центрах.

Microsoft видела тренд уже несколько лет, но всячески пыталась отсрочить смерть ПК на пару с Intel. Windows 8 создана специально для компьютеров-“гибридов”, – планшетников с подключаемой физической клавиатурой. Microsoft даже создала для продвижения свой на новой операционной системе компьютер Surface с гибкой клавиатурой-обложкой и 10-дюймовым дисплеем, но спрос на него на рынке так и не возникло. Intel продолжает верить в класс ультрабуков и обещает, что через пару лет ультратонкие лэптопы, сочетающие в себе хорошую мощность и компактность планшетников, подешевеют до $1000. И уж тогда они смогут конкурировать с “таблетками” по цене. Пока, однако, обещания остаются только обещаниями.

Мобилизация - последний шанс для Microsoft

В Microsoft стали осознавать, что рынок ПК умрет, сколько ни старайся поддерживать его новинками и новыми решениями. А это значит, что умрет и сама Microsoft, которая получает почти все доходы от торговли Windows и пакетами Office. Традиционная бизнес-модель корпорации из Редмонда подразумевала, что её программные продукты автоматически продаются с каждым новым компьютером. Но на рынке планшетников Windows так и не прижилась, уступив место более продвинутым и изначально “мобильным” Apple iOS и Android. Операционные системы от Apple и Google, по данным IDC, уже поделили между собой около 90% всего мобильного рынка. Другим игрокам делать на нем просто нечего.

Баллмер собирается спасать компанию за счёт того, что сосредоточит её усилия в совершенно других областях, в которых она прежде почти не работала. До сих пор Microsoft всегда делала упор на разработку программных продуктов, а её “железный” бизнес был всегда лишь небольшим придатком, нужным скорее для статуса, чем для денег. Теперь, как показывает опыт Apple, гораздо актуальнее другая бизнес-модель: программные и “железные” продукты должна производить одна и та же компания. Только так можно достичь идеального “взаимопонимания” между программным интерфейсом и внутренней начинкой компьютера. Пользователи больше не хотят покупать компьютеры с “универсальной” операционной системой. Все производители пошли по пути “кастомизации” и индивидуализации. В этом направлении отныне будет двигаться и Microsoft.

Также Microsoft планирует развивать экосистему своих офисных и интернет-продуктов в едином ключе. Пакет Office через несколько лет должен стать полноценным интернет-сервисом, а не программным продуктом, который распространяется на дисках (или продается в интернете), а потом устанавливается на компьютер. Здесь Microsoft хочет скопировать бизнес модель офисного пакета Google Apps. У интернет-гиганта все приложения для работы с документами запускаются прямо из окна браузера, а корпоративные клиенты сервиса платят не разово за покупку ПО, а абонентскую плату – за все время использования.

Стиву есть над чем подумать

Корпоративное устройство Microsoft также будет подвержено серьёзной реструктуризации. Все эксперты в один голос говорят, что компания стала слишком забюрократизированной и неповоротливой. Баллмер решил это изменить: вместо нынешних восьми крупных подразделений, которыми руководят шесть разных президентом, в компании останется только четыре. Говорят, в самое ближайшее время в Microsoft расширят полномочия президента серверного подразделения Сатьи Наделлы, отвечающего за игровые приставки Xbox Дона Мэттрика, Ци Лю, курирующего онлайн-продукты, и гендиректора Skype Тони Бейтса. А вот отвечающий отвечающий за корпоративное развитие и интернет-сервисы ветеран корпорации Энди Лис, скорее всего, ее просто покинет. Подразделения, отвечающие за Windows и Windows Phone, скорее всего, объединят.

Эксперты в один голос говорят, что нынешняя реорганизация – это единственный шанс компании на спасение. Если Microsoft не станет более эффективной и не выведет на рынок несколько прорывных устройств, она непременно станет банкротом уже через несколько лет. Горькая правда для компании состоит в том, что два ее прибыльных продукта – Windows и Office – уже совсем скоро могут оказаться никому не нужны.

Читайте также:

Як використання штучного інтелекту впливає на нашу продуктивність?

7 техногігантів із США зрівнялися з 5 країнами за часткою в індексі ACWI

Як і навіщо Facebook обігріває житлові будинки

Windows падає, а Linux росте: що відбувається на світовому ринку настільних операційних систем