Другое такси — как живёт город, в котором не прижился Uber

С 30 июня в Киеве начал работать Uber — сервис, альтернативный традиционным службам такси. Это событие стало причиной немалого шума как в прессе, так и в соцсетях. Пользователи, уже скачавшие приложение UberX на свой смартфон, наперебой раздавали промо-коды и хвастались первыми удачными поездками — или же наоборот жаловались, что машин хронически нет.

Напомним, что компания UberCab  (впоследствии переименованная в Uber) была основана в 2009 году в США; летом того же года было выпущено одноименное приложение. Изначально Uber ориентировался только на премиум-сегмент рынка пассажирских перевозок. Для участия в системе приглашались владельцы автомобилей представительского класса — Lincoln Town Car, Cadillac Escalade, BMW 7-й серии, Mercedes-Benz S-класса. Однако в 2012 году список допустимых автомобилей расширили в сторону эконом-класса. Новый сервис получил название UberX.

От других сервисов Uber отличается исключительно безналичной оплатой, полной компьютеризацией всего процесса по вызову машины, достаточно высоким качеством обслуживания — и при этом вполне приемлемыми тарифами.

По уровню популярности среди клиентов (по крайней мере в США) с Uber может поспорить Lyft — частная компания из Сан-Франциско и одноименный сервис, позволяющий пользователям находить посредством интернет-сайта или мобильного приложения водителей, готовых подвезти их за умеренную плату.  По словам компании, их сервис позволяет совершать поездки с затратами на 30 % ниже, чем при использовании традиционных такси.

После запуска UBER в Киеве многие пользователи жаловались на хроническое отсутствие автомобилей этого сервиса

После запуска UBER в Киеве многие пользователи жаловались на хроническое отсутствие автомобилей этого сервиса

Традиционные службы такси, видя в Uber и Lyft серьезных конкурентов, нередко выступают против них — такие протесты случались уже во многих регионах мира. Кроме того, компании регулярно сталкиваются с законодательными и регуляторными ограничениями. Проблема связана с несоответствием правил сервиса законодательству в ряде европейских стран, а также демпинговыми тарифами. В некоторых странах компания Uber была только оштрафована, в других запрещались некоторые или все её услуги.

Но как показывает пример техасского Остина, в случае ухода Uber «жизнь» в сегменте таксомоторных перевозок не заканчивается, а иногда наоборот становится еще более активной. Пустующую нишу заполняют многочисленные альтернативные (и не менее инновационные) сервисы, которые нередко предоставляют даже более низкие тарифы, чем Uber. Поэтому нижеприведенная история может оказаться поучительной и показательной также для Украины.

Доминирование одной компании — негатив для рынка

В Остине все водители такси должны сдать отпечатки пальцев и пройти проверку личных данных (в т.ч. — о наличии судимости). Uber и Lyft пытались пролоббировать закон, который бы отменил такое требование, однако жители его не поддержали. Потратив $8 млн на лоббирование инициативы и проиграв, Uber и Lyft решили просто прекратить свою деятельность в Остине (хотя Uber продолжает вести свой бизнес в этом городе по доставке еды — сервис называется UberEATS).

Водители Uber и Lyft не слишком обрадовались такому решению, ведь некоторые из них уже успели купить новые дорогостоящие автомобили, удовлетворяющие требованиям высокого класса (Uber Select). К тому же в Далласе Uber требовал от водителей с транспортными средствами класса Select брать на борт также пассажиров, которые заказывали  машину более низкого класса (и более дешёвую), поэтому они и переместились в Остин. Однако здесь их ждало разочарование.

Как ни странно, уход Uber и Lyft из Остина открыл дорогу для множества альтернативных сервисов по перевозке пассажиров, которые смогли предоставить даже более привлекательные опции для примерно 10 тыс. водителей и пассажиров. Не секрет, что Uber и Lyft доминируют на рынке пассажирских перевозок во многих городах, и небольшим игрокам достаточно тяжело конкурировать с ними. Именно поэтому уход Uber и Lyft с рынка Остина стал отличной новостью для стартапов в этой области.

Дуополия Uber и Lyft на большинстве рынков означает, что они могут делать (и делают) всё, что им заблагорассудится: заниженные тарифы, не самые приятные для водителей правила (подобные сдаче отпечатков пальцев и проверке биографии на несудимость), резкая смена политик без особой заботы об автовладельцах. Хотя иногда соперничество этих сервисов между собой помогает водителям, поскольку они перенимают друг у друга некоторые позитивные правила, но такие случаи бывают не слишком часто.

БОЛЬШЕ О ТРАНСПОРТНЫХ СТАРТАПАХ:

Другое такси — как живёт город, в котором не прижился Uber

«Свято место пусто не бывает»

Через месяц после ухода Uber из Остина небольшие стартапы-перевозчики, включая FareFastenGet Me и Wingz, попытались заполнить нишу, оставленную гигантами. Подобная конкуренция имеет положительные стороны для водителей. Например, когда Uber и Lyft еще работали, Wingz создал новый сервис на рынке, предлагая поездки в аэропорт по расписанию. От этого выиграли как пассажиры, так и водители. Ведь когда последний точно знает, что он выполнит в течение дня несколько поездок и получит деньги, то для него это более привлекательно, чем нестабильный заработок обычного таксиста, который зависит от переменчивого спроса клиентов и пробок на дороге.

Еще один необычный игрок на рынке — Arcade City — сервис, который вызвал особый интерес у водителей. Стартап Arcade City начал свой бизнес с запуска группы на Facebook. Сейчас группа насчитывает свыше 32 тыс. человек. Каждый из них может предложить поездку или запросить машину для поездки — все договоренности по подаче машины осуществляются через Facebook. Ранее пассажиры звонили по телефону или писали SMS, если требовалось найти машину. Водители Arcade City самоорганизуются в команды и могут перенаправить пассажиров на других членов команды, если кто-либо из них в этот момент занят.

Arcade City не требует сдачи отпечатков пальцев; но предлагает водителям возможность проверить профиль потенциального пассажира на Facebook и наличие общих «френдов», перед тем, как взять его на борт. «Uber и Lyft никогда не проверяли благонадёжность пассажиров. Они никогда не могли сказать, кто тот пассажир, которого мы берем на борт», — отмечают водители Остина.

Стартап Arcade City недавно выпустил свое мобильное приложение для групп из 100 пассажиров и 50 водителей. В противоположность другим приложениям по обмену и набору пассажиров, работающим как транспортные сетевые компании, Arcade City позиционируется как децентрализованная автономная организация, говорит её региональный директор Эрик Грин (Eric Green):

«—Основное преимущество сервиса в том, что пассажиры могут выбрать водителя, с которым они хотят ехать. Равно как и водители могут проверить благонадёжность пассажира. Это важный шаг в направлении свободы выбора».

Впрочем, власти Остина отнеслись к сервису Arcade City довольно прохладно и даже назвали его «черным рынком для пассажирских перевозок».  Тем не менее, город позволил им работать, но при условии, что тариф не превысит 54 цента за милю — это лимит федеральной компенсации , нацеленный на сокращение налоговых  вычетов. Однако сервис разработал схему обхода данного ограничения: вместо установки строгого тарифа с последующей оплатой они принимают «пожертвования» от пассажиров. Водители отмечают, что подобная модель оплаты работает здесь очень хорошо.

«Эх, прокачу!» — бесплатно

Отсутствие централизованной структуры в Arcade City подходит не каждому, поэтому на рынке смог продвинуться игрок RideAustin — это стартап, который отличается централизованной структурой подобной Uber, но при этом является неприбыльной организацией. RideAustin в настоящее время тестирует свои сервисы в деловой части Остина и планирует расширить поле деятельности на весь город, но лишь после анализа замечаний и предложений со стороны водителей, отметил Джо Дешотел (Joe Deshotel), директор по формированию сообщества. На сегодня RideAustin насчитывает 800 водителей, в целях безопасности все они сдали свои отпечатки пальцев.

Веб-сайт RideAustin акцентирует, что его неприбыльный статус предлагает более низкие тарифы для пассажиров и более высокую оплату для водителей — и такой модели, как утверждает представитель топ-менеджмента, нет в других городах:

«—Мы не наблюдаем каких-либо инновационных бизнес-моделей в других городах по причине дуополии Uber и Lyft, — говорит Дешотел. — С нашей точки зрения, такое положение вещей подавляет творчество и инновации, поскольку эти компании доминируют на рынке».

Другое такси — как живёт город, в котором не прижился Uber

Выживет сильнейший

В гонке за рыночной долей некоторые новые игроки на рынке показали свои негативные стороны — водители жалуются на сложности с навигацией и проблемы с поиском пассажиров. Уравнивание спроса и предложения указывает на сложности с двух сторон: водители не хотят тратить время на работу с сервисом, который не в состоянии предоставить достаточное количество клиентов; и пассажиры не видят смысла в установке сервисного приложения, которое не может предложить достаточное число водителей.

Поскольку рынок Остина сейчас очень конкурентный, есть большая вероятность того, что не все игроки на рынке выживут. По всей видимости, наибольший шанс остаться «на плаву» имеют те компании, которые лояльно  ведут себя по отношению к водителям и предлагают им относительно высокий процент выплаты с каждой поездки. Вместе с тем, водители, которые чувствуют поддержку, стараются обеспечить более высокое качество обслуживания.

Если в будущем Uber и  Lyft вновь вернутся в Остин, это будет не первый случай, когда транспортные стартапы уходят из города, чтобы затем снова возобновить там бизнес. Например, оба сервиса вернулись в округ Броуард во Флориде, поскольку  местные власти упростили некоторые законодательные нормы по пассажирским перевозкам. Но даже если Uber и Lyft не возвратятся в Остин, они, скорее всего, внимательно проанализируют ситуацию на рынке — не только ради своих интересов, но и — возможно — ради воплощения новых идей.

По материалам The Atlantic