Nokia. А ведь всё могло быть иначе

Франк Нуово, бывший главный дизайнер компании Nokia Corp, выступил перед журналистами с докладом, в котором не без гордости рассказал о том, что ещё 10 лет назад предсказал дальнейшее развитие мобильного интернета.

Его стараниями ещё в 2005 году был разработан телефон с большим сенсорным экраном и одной-единственной клавишей. А в конце 90-х годов прошлого века Нуово работал над планшетным компьютером с возможностью беспроводного доступа  к Сети.

14 лет компания была абсолютным лидером на рынке мобильных телефонов. Её доля достигла максимума в 40,4% в конце 2007 года. У Nokia был настолько большой запас прочности, что даже после наступления тяжёлых времён конкурентам потребовалось немало времени, чтобы догнать и перегнать её. Сегодня лидером является Samsung, компания, которая много лет занимала второе место, причём с заметным отрывом. И казалось, что так будет всегда.

 

За последнее десятилетие Nokia потратила на исследования 40 миллиардов долларов, что почти в четыре раза больше, чем потратила за тот же период Apple. Но фактически исследования проводились ради самих исследований, научные отделы просто конкурировали между собой, и мало кому приходило в голову, что все эти разработки нужно направлять на развитие компании, на укрепление её позиций на рынке, производить всё новые программные продукты и инновационные устройства. Руководство Nokia считало что можно обойтись и без этого.

 

(модели с сенсорными экранами, которые так и не были по достоинству оценены потребителями)

Франк с горечью отметил, что у финского производителя была возможность значительно опередить Apple. Но ни один из этих гаджетов так и не был представлен общественности. Они стали жертвами корпоративной культуры — компания, хотя и тратила огромные деньги на исследования, но последние годы практически не пользовалась их результатами. Вместо того, чтобы внедрять на рынок инновационные продукты, решено было действовать по старой проверенной схеме. Что и привело к таким печальным результатам, которые мы можем видеть сегодня. А ведь в своё время именно Nokia привела мир к настоящей революции в области беспроводных технологий.

(падение акций Nokia за последние 5 лет (на момент написания статьи их стоимость составляла $1,7))

И неверно полагать, что в тяжелом нынешнем положении виноват главный исполнительный директор Стивен Элоп, который сейчас фактически «распродаёт фамильное серебро» в надежде сохранить компанию.

Кстати, сам Элоп отметил в одном из своих недавних интервью, что если бы все имевшиеся у компании разработки и резервы были бы вовремя пущены в дело, то Nokia «была бы в другом месте». По крайней мере, своего лидерства она бы не утратила столь скоротечно.

Nokia не единственная из производителей смартфонов, испытывающая такие серьёзные проблемы. Немногим лучше обстоят дела у RIM. Но если у производителей BlackBerry просто в нужный момент не оказалось под рукой нужного устройства, способного привлечь внимание потребителей, то у финской компании всё для этого было. Nokia могла бы представить нечто напоминающее iPhone ещё за несколько лет до его появления. Всё что для этого требовалось — просто скоординировать усилия исследователей и разработчиков, направить их в нужное русло.

«Я был убит горем, когда Apple получила такое преимущество на концепции, над которой мы размышляли столько лет. И я очень огорчаюсь, когда слышу, что iPhone совершил настоящую революцию», — сетует Нуово.

Когда Элоп переориентировал компанию на Windows Phone, ещё были шансы на то, чтобы сохранить лидерство. Однако на создание новых устройств потребовалось слишком много времени. И когда первые Lumia появились на рынке, было уже поздно. К тому же, они оказались слишком сырыми. В результате — мизерные продажи.

Немного истории… Nokia имеет успешный опыт адаптации к большим сдвигам на рынке. Компания появилась в 1865 году как обычная лесопилка. Потом на протяжении многих лет, она специализировалась на производстве электроэнергии и резиновых изделий.

В конце 1980-х годов распад Советского Союза и экономический спад в Европе вызвал серьёзные проблемы у Nokia. Но Йорма Оллила (на фото), бывший банкир Citibank, занявший пост генерального директора в 1992 году, сосредоточился на мобильных телефонах и преобразил компанию, превратив её во всемирно известный бренд.

Ещё только начав преобразование компании, Оллила сделал правильный прогноз в отношении того, что к 2000 году просто совершения звонков уже будет недостаточно для бизнес-пользователей. Именно он инициировал начало исследований, которые были потом положены в основу первого смартфона, представленного в 1996 году. Это не был первый в мире смартфон, но его появление позволило Nokia гордо именовать себя создательницей принципиально нового класса устройств.

Яри Пасанен, вице-президент по стратегии и технологиям Nokia, считает, что спад начался в 2004 году. Компания словно бы испугалась имевшихся у неё в наличии разработок. Рынок был ещё не совсем готов к массовому распространению подобных устройств, считалось, что пользователям требуются телефоны вроде «выстрелившего» в те годы Motorola RAZR. И вместо того, чтобы проводить политику внедрения своих разработок, Nokia начала наоборот упрощать свои устройства. Точнее недостаточно быстро их развивать, делая основной упор именно на простые «мобилки».

Появление iPhone вызвало лишь критику со стороны руководства Nokia и её инженеров. Они нашли у нового устройства лишь кучу недостатков, вроде хрупкости, поддержки только сетей второго поколения и т. п. Никто из них не сумел разглядеть в новичке опасного конкурента.

Однако когда в 2008 году стало ясно, что iPhone нравится потребителям, в Nokia срочно начали разработки в направлении сенсорного интерфейса. Но и тут не сумели обойтись без совершенно не нужной внутренней конкуренции. Одна команда пыталась переделать Symbian, другая же начала работы в направлении Moemo (будущей MeeGo). Как отмечают многие люди, работавшие тогда в Nokia, эти две команды соревновались друг с другом за поддержку внутри компании, только отвлекая внимание топ-менеджеров от насущных проблем.

«Больше времени тратилось на политическую борьбу, чем на разработку и дизайн. Организационная структура была слишком запутанной», — рассказывает Алистер Кертис, главный дизайнер Nokia с 2006 по 2009 год.

«Что меня поразило, когда мы начали работать с Nokia еще в 2008 году, так это то, сколько времени компания тратит на разработку стратегии», — вспоминает исполнительный директор Qualcomm Пол Джейкобс, — «Мы предоставляли компании новые перспективные разработки, которые обеспечивали значительные преимущества перед конкурентами. Но вместо того, чтобы ухватиться за это, Nokia тратила шесть-девять месяцев на то, что просто оценить возможности. Когда же решение наконец принималось, поезд уже уходил, компания безнадежно отставала от конкурентов».

Будущее финской компании сегодня остается под большим вопросом. У производителя одни убытки, продажи стремительно падают. Негативно сказалось и заявление Microsoft о том, что нынешние устройства не получат обновление до Windows Phone 8. Правда, недавно Элоп заявил о том, что именно смартфоны Nokia будут первыми, которые будут работать под новой версией операционной системы. Но трудно сказать, насколько это поможет агонизирующей компании.