Юрий Титков, «Ольшанский и партнёры»: «SEO — не о ссылках, но о процессах аналитики данных»

Первая выездная конференция SEMPRO за пределами Киева — отличный повод пообщаться с одним из её организаторов, Юрием Титковым. Директор по развитию бизнеса в компании «Ольшанский и партнёры» не только рассказал нам, почему этим летом всем SEO-специалистам надо побывать в Одессе, но и поделился секретами работы в поисковом продвижении. Впрочем, обо всём по порядку:

— Расскажите немного о самой конференции для тех, кто ещё ни разу не участвовал в ней — как появился этот формат, как давно конференция проводится и почему в этом году вы решили сделать её выездной?

Изначально мы не планировали проводить конференцию. Когда ко мне обратился Женя Некоз (SmartMe, «Трионика Украина») с предложением провести мастер-класс, SEMPRO задумывался как некий клуб по интересам для специалистов в сфере SEO. Правда, уже после первой встречи клуба с порядка 200 посетителями мы поняли, что вопрос актуальный и с учётом отмены Optimization.ua и 8P.ua в этом году у нас просто нет выбора. На меня возложили обязанности формировать список докладчиков, а ребята начали готовить конференцию. По сути, SEMPRO-клуб проводится уже без малого полгода на ежемесячной основе; и к организаторам (да и мне в личку в Facebook) начали писать предложения провести клуб в других городах.

— Почему выбрали именно Одессу в качестве локации и чем собираетесь порадовать гостей и жителей южного города?

Выбор Одессы был очевиден. Летом в кругах интернет-маркетологов всех мастей стало традицией выезжать в Одессу, а причиной была конференция 8P. Совмещать приятное с ещё более приятным, Одессу с морем, море с качественно-полезной информацией — это ведь так круто! Куда ещё летом можно заманить распаренных каменными джунглями специалистов в области интернет-маркетинга? Конечно же — Одесса. Т.к. SEMPRO — это в первую очередь всё про SEO, «от практиков практикам», то мы решили не уходить от темы и продолжить гнуть нашу линию. Основной «фишкой», пожалуй, является то, что мы собрали очень крутых практиков в одном месте, что было ой как непросто (так что та же Одесса и море нам опять помогли).

— Как относитесь к тем нововведениям, которые ввели Google и «Яндекс» в последнее время в плане поисковой оптимизации? Помешает ли это на ваш взгляд развитию SEO?

Эра «школьников» в сфере SEO проходит, и это — заслуга поисковых систем. За счёт того, что средний возраст специалистов в нашей сфере растёт, улучшаются и качество и уровень услуг. На бирже труда всё чаще появляются вакансии «SEO-аналитик», что свидетельствует о «думательном» процессе. И это есть хорошо. SEO — не о ссылках, но о процессах аналитики данных. Рынок получил новый толчок и шанс восстановить репутацию, убрав пошлые термины «раскрутки и продвижения», предложив взамен услугу поисковой оптимизации для бизнеса онлайн.

— Сколько человек ожидаете в рамках первой одесской сессии вашего мероприятия? Расскажите немного о самом месте проведения

Я думаю, мы повторим (либо даже переплюнем) успех первой встречи клуба и выйдем за рамки 200+ человек. Пока что говорить сложно, организаторы только начали рекламу мероприятия. Сама встреча будет проходить в очень крутом SPA комплексе «Гагарин». Не знаю как по одесским меркам, но по киевским это — очень дёшево и суперски классно. Бассейн, сауна, парк, крутой отель, афифигитительный конференц-зал. Что ещё надо? Море в паре минут пьяным шагом!

— Возможно, среди наших читателей есть те, кто задумывается над сменой карьеры и переходом в SEO-индустрию. С чего им следует начать? Какие книги почитать, на какие ресурсы либо рассылки подписаться? Одним словом, что смотреть, куда идти, у кого учиться из наших и зарубежных практиков?

Вот буквально вчера представитель клиента, project-manager крупной аутсорсинговой IT-компании, писала мне о том, что хочет стать SEO-специалистом, а я её активно отговаривал (смеётся). Не потому что это — неблагодарная работа (а она таковой является); не потому, что я потратил 15 лет на эту сферу и не могу сказать, что достиг единения с алгоритмами Google. Просто в корне менять свою специализацию — на это потребуется время, которого у нас чаще всего нет.

Если кто-то таки решился, посоветую начать с моей же страницы на Facebook: я каждую неделю пишу про инструментарий и делюсь практическими советами в этой сфере.

После идите в блог компании MOZ и начните с самого первого поста, опубликованного в 2004 году. Прочтите всё от конца к началу. Это обязательно! Просто потому, что не зная истории развития поисковых систем и методов влияния на их алгоритмы, вы никогда не станете специалистам с большой буквы. Где учиться? Пересмотрите все видео с потока «Интернет-рекламы» конференции iForum (также в обратном порядке). После этого вам понадобятся какие-то практические и теоретические знания. Базовое образование можно получить в школе WebPromoExperts, другой альтернативы пожалуй нет (не могу сказать, что они лучшие, но единственные). Дальше — только практика и проверка гипотез.

— Сейчас много говорят о кризисе и о том, что он сдерживает развитие интернет-индустрии. Как на ваш взгляд, затронул ли кризис (экономический и кризис идей) отрасль поисковой оптимизации и если да — то как вы и ваши «коллеги по цеху» с этим боретесь?

«Кризис — это время возможностей», — так говорит Александр Ольшанский, и я с ним полностью согласен. Ложно считать, что наша индустрия не развивается: как раз таки сейчас бизнес готов инвестировать и инвестирует в развитие, т.к. сегодня намного дешевле стать лидером, чем во время пароксизма довольства страны и нации. Многие стагнируют потому, что якобы клиенты уходят, не хотят платить. Никто не хочет платить за неэффективный маркетинг! Я повторюсь: «раскрутка и продвижение» — в прошлом. Востребована качественная услуга с описанными метриками эффективности и прогнозируемым результатом.

— В каждой работе (в том числе и вашей — и как специалиста по поисковому продвижению, и как одного из организаторов конференции) есть свои сложные моменты. Что вам помогает бороться с трудностями? Какие уроки из своего практического опыта вы извлекли и можете поделиться ими с нашими читателями?

Приносите непоправимую пользу. Самым сложным является процесс «остановиться и подумать». Чаще всего мы как специалисты используем привычные нам инструменты и ресурсы, что нередко бывает неэффективным и не действенным для той или иной модели бизнеса и среды. Начиная новый проект, всегда надо посмотреть на рынок, посмотреть на каждого конкурента, их ссылки, источники трафика и написать стратегию. Без стратегии не будет чёткого плана действий, а значит — и измеримых результатов.

— Спасибо за разговор. Будем рады встрече в Одессе, и напоследок — ваши пожелания нашей аудитории

Время — это количественный показатель изменений. Развивайтесь! Развиваясь, вы изменяетесь, а значит — движетесь со временем. Развивайтесь агрессивно и начните опережать время.