С видеопиратством не нужно бороться, его нужно вытеснять

25 ноября в пресс-центре Информационного агентства ЛІГАБізнесІнформ состоялся круглый стол «Видео-контент в интернете: большие перемены», посвящённый регулированию ситуации с авторскими правами на украинском видеорынке. В мероприятии приняли участие представители крупнейших телеканалов, легальных онлайновых сервисов, юристы и провайдеры.

Летом 2013 года четыре крупнейшие медиагруппы Украины — Inter Media Group, 1+1 Медиа, Медиа Группа Украина и StarLightMedia — инициировали создание контент-партнёрства «Чистое небо». Цель инициативы — развивать рынок легального видеоконтента в Интернете и бороться с нелегальным распространением видео в Сети. К началу октября партнёрами инициативы стали 20 крупнейших украинских порталов.

Напомним, что согласно инициативе интернет-площадкам предоставлялась возможность использовать бесплатно легальный контент, правами на трансляцию которого владеют медиагруппы. Однако этот видеоконтент можно воспроизводить только с помощью специального плеера от медиагруппы. При этом видео, проигрываемое в плеере, содержит видеорекламу, размещенную телегруппой, в то время как реклама на самой веб-странице реализуется площадкой.

Первый вывод, сделанный участниками круглого стола: инициатива оказалось успешной и практически сразу начала приносить свои плоды. Так, Ирина Андрющенко, директор по развитию StarLightMedia, отметила, что:

«…год назад, когда мы только начинали обсуждать инициативу, соотношение просмотра легального и нелегального контента составляло 15% к 85%, в пользу площадок с нелегальным контентом. Сегодня это соотношение — примерно 30% на 70%. То есть, за год в два раза увеличился объём контента, который пользователи смотрят легально».

Участники рынка ожидают, что к 2018 году это число возрастёт до 85%.

Борьба без репрессий

Представители телеканалов акцентировали, что инициатива «Чистое небо» позволяет бороться с пиратами мирным способом. Это подчеркнула Татьяна Смирнова, директор по юридическим вопросам группы 1+1:

«…Никто не ставил перед собой задачу побить рекорд по количеству судебных заседаний в год. Судов немного, потому что это самый последний метод, который мы применяем, когда уже никак не удалось договориться. Тем не менее, мы выиграли все начатые судебные споры».

Иван Шестаков, маркетинг-директор онлайн-кинотеатра Megogo, прокомментировал «Мы уже два года боремся с пиратством. Но мы не верим, что репрессивные меры будут работать. С самого начала мы избрали путь более толерантный путь обучения рынка и его сегментирования».

Ему вторит Ольга Гаврилова, директор по развитию бизнеса «Медиа Группа Украина»: «Мы сторонники мирного решения проблем. Одна из причин этого — быстрое устаревания контента, такого как видеотрасляции спортиные мероприятия  и прочее».

Тем не менее, государство тоже не сидит, сложа руки. В частности, подготовлен законопроект Государственной службы интеллектуальной собственности (ГСИС) «О защите авторских и смежных прав в Интернете». Александр Ольшанский, президент холдинга Internet Invest Group, отметил, что закон, на удивление, весьма неплохой.

«Я ожидал, что крайними снова сделают провайдеров, тем более, что первоначально так и было, ведь в законопроекте указывалось, что провайдер должен вместе с нарушителем нести солидарную ответственность за нарушение авторского права. Однако теперь найдено другое решение: правообладатель подаёт заявку провайдеру о размещении пиратского контента, который находит нарушителя и уведомляет о правонарушении. Если последний отвечает, что использует контент на легальных основаниях, то нарушитель и правообладатель выясняют отношения в суде, не привлекая провайдера. Если найти нарушителя не представляется возможным, то провайдер блокирует его веб-ресурс», – комментирует г-н Ольшанский.

Но это касается ресурсов, которые находятся физически у провайдер. Отметим, что провайдер в большинстве случаев не может блокировать контент на ресурсе, который находится за границей, например YouTube.

Примечательно, что аналогичный российский закон пока значительно уступает украинскому законопроекту. Так, Павел Туринин, руководитель интернет-развития компании Star Media, указал, что зачастую, когда идет поиск владельцев сайтов в РФ, возникают сложности, прежде всего в подаче документов.

«Мы не просто подаем на ресурс, мы должны заверить право на произведение у нотариуса, а это удовольствие не из дешевых. И пока мы собираем документы на один адрес, ресурс переезжает, и мы все начинаем сначала. В связи с этим огромное количество исков обрушилось на хостинг-провайдеров. Поэтому сейчас закон пересматривают, чтобы он лучше работал», – сказал г-н Туринин.

Кстати, пиратство – это не только веб-порталы. Андрей Колодюк, управляющий партнёр AVentures Capital и основатель сервиса Divan.tv, заявил, что в магазинах AppStore и Google Play находится около 15 приложений, которые нелегально транслируют украинские телеканалы. «Мы просим  медиа-группы, чтобы они обратились в AppStore и Google Play для защиты своих прав. Ведь Divan.tv, которая только в этом году заплатила $500 тысяч за вещание телеканалам-правообладателям, находится, мягко говоря, не в равных условиях».

IPTV может стать угрозой для легального контента

На сегодня в стране всего шесть легальных IPTV-провайдеров, однако в ближайшие годы их число далее будет расти огромными темпами. Ведь в Украине насчитывается около 1500 интернет-провайдеров, технически готовых к предоставлению IPTV. Морально и технически готов к внедрению IPTV и потребитель: к 2015 году доля Smart TV, которые поддерживают IPTV, достигнет 30%,  а с учётом телеприставки  едва ли не каждый телеприёмник в скором времени сможет воспроизводить IPTV.

«Телевизионная аудитория, которая смотрит контент с функцией time-shift, будет подключаться к ближайшему провайдеру (который находится в среднем на расстоянии в 2,5 км). И все современные Smart-TV будут воспроизводить, конечно, не видео с сайтов, а провайдерский стримминг. Ведь по техническим причинам переварить огромные объёмы видео-трафика без провайдерского стриминга невозможно. И это удобная ниша для пиратов, акцентирует Александр Ольшанский. «Телеканалы сегодня говорят – берите сигнал со спутника, вложив в оборудование несколько сот тысяч долларов. Но провайдерам намного проще обратиться к пиратам, который будет делиться с ними телесигналом, чем строить станцию для спутникового канала. И если пираты пробьются к провайдерам, выкурить их оттуда будет очень сложно».

Реклама через пиратов теряет смысл

Агентство AdvertTrack провело исследования наиболее активных рекламодателей в УАнете, как на легальных ресурсах, так и использующих пиратский контент. Оказалось, что среди наиболее крупных рекламодателей на сайтах Ex.ua и FS.ua присутствуют всемирно известные бренды в области бытовой электроники, финансовых услуг, продуктов питания.

Ольга Гаврилова поясняет это тем, что маркетинг-менеджерам крупных вендоров надо было осваивать рекламные бюджеты, а индустрия легального видеоконтента ещё пару лет назад не могла им предложить достаточный объём инвентаря. «Ранее у нас не хватало инвентаря, поэтому рекламодатели шли к нелегальным игрокам. Но за первое полугодие 2013 года в сравнении с аналогичным периодом минувшего года объем инвентаря вырос на 80-90%.

Сегодня контента хватает на любые задачи по рекламе. Нет смысла размещаться у пиратов, ни с точки зрения цены, ни с точки зрения охвата. Гораздо более выгодно размещаться у легальных партнеров». С этой точкой зрения согласились и другие участники круглого стола.

Читайте также:

Особливості захисту інтелектуальної власності в умовах Індустрії 4.0

Як відкривали ювілейний iForum — перше відео вже онлайн

Як в Україні пропонують боротися з інтернет-піратами

Александр Ольшанский: «Для частного инвестора ICO — это возможности, которых раньше не было»