Журналистов заменят роботы? Автоматизация новостей — от Forbes до «Яндекса»

[responsivevoice_button voice=”Russian Female” buttontext=”Прослушать”]

Украинские околотехнологические медиа практически проигнорировали анонс «Яндекса» о намерениях роботизировать новостную ленту — и очень зря. Вполне возможно, совсем скоро немало число новостников в изданиях останется без работы.

В ноябре 2015 года компания «Яндекс» запускает собственное информационное агентство – специальную ленту для СМИ и медиа, рассказала «Ведомостям» руководитель проекта «Яндекс для медиа» Мария Петрова. По её словам, сообщения будут готовить не журналисты, а автоматические алгоритмы «Яндекса» на основе мониторинга и анализа данных.

Казалось бы, зачем вдруг российской компании понадобилось влезать в медиарынок, и без того наполненный (особенно на пост-советском пространстве, где уже «плюнуть некуда», чтобы не попасть в новостной сайт)? Причина — наиболее вероятная — это экономия времени и средств.

На первом этапе новое агентство будет предоставлять информацию о ситуации на дорогах, погоде, а также выделять темы и события, интерес которым в поиске резко вырастает. В дальнейшем список тем, по которым роботы будут писать новости, расширится, обещают в компании.

Данные предполагается транслировать в режиме реального времени и в разных форматах: для телеканалов это будут графики, для радиостанций – специальный интерфейс с текстами, для информагентств, газет, журналов и сайтов – лента уведомлений. Подписка будет бесплатной, отметила Петрова.

«Яндекс» уже предоставляет такой сервис нескольким редакциям, в том числе «Интерфаксу», но пока в индивидуальном порядке, уточнила Петрова. Исполнительный директор Службы финансово-экономической информации российского «Интерфакса» Юрий Погорелый подтвердил: агентство несколько лет получает информацию «Яндекса» о пробках, которую делают роботы, и включает ее в свои ленты для подписчиков. Хотя у самого «Интерфакса» есть дочернее агентство «Финмаркет», которое уже 10 лет пишет новости с помощью роботов, замечает он.

Тема автоматического написания текстов не нова, хотя пока не получила большого распространения. Такая технология есть, например, у компании Narrative Science: её программная платформа Quill представляет собой искусственный интеллект, который помогает преобразовать данные в связный текст, следует из описания на сайте компании. Среди клиентов Narrative Science называет, в частности, журнал Forbes. Некоторые тексты на сайте Forbes вместо имени автора действительно подписаны Narrative Science. Обычно это небольшие тексты, посвященные, например, прогнозу стоимости акций тех или иных компаний.

Недавно Automated Insights, разработавшая платформу Wordsmith по созданию текстов из необработанных данных, открыла бесплатный доступ к бета-версии. Сервис может перерабатывать большой объем первичных данных – таблицы, статистику, комментарии – и преобразовывать их в короткие осмысленные заметки. Так, роботом-журналистом Automated Insights уже пользуется Associated Press и сервис Yahoo News. А весной 2014 г. первое сообщение о землетрясении в Лос-Анджелесе распространила программа Quakebot, созданная сотрудником газеты Los Angeles Times Кеном Швенке.

Нужно ли говорить о том, что роботизация журналистики подойдёт далеко не всем жанрам? Думаю, это и так очевидно. Но вместе с тем, основной новостной поток и даже создание коротких отчётов или инфографики уже сейчас можно было бы доверить не отдельным людям или департаментам изданий и холдингов, а скриптам. По крайней мере, это будет быстрее, дешевле, массовее. Лишь бы у читателей оставалось время всё это читать. Потому как не покидает чувство, что очень скоро понадобятся не только роботы для написания, но и для чтения.

Источник: «Ведомости»

Читайте также:

Ефективне керування творчою командою: ключові аспекти для успіху у контент-індустрії

Ситуативний маркетинг або як український бізнес на Щекавицю збирався

20 трюков Google Поиска

Основні терміни SMM маркетолога. Основні поняття. Частина 1