А. Ольшанский: WebMoney играют по правилам в стране, где правил нет

В интервью корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ президент холдинга Internet Invest Group Александр Ольшанский высказал свою точку зрения на происходящее вокруг системы WebMoney в Украине.

В киевском офисе WebMoney состоялся обыск, были изъяты сервера, заблокированы 60 млн.грн. на счетах. Почему, по-вашему, налоговая устроила проверку именно сейчас? Недавно правоохранители заявили о выявлении международной преступной схемы по отмыванию доходов, в которой были задействованы украинцы. Может ли недавний обыск быть связан с этим скандалом?

Почему налоговая устроила проверку именно сейчас – на этот вопрос я ответить не могу, но мысль о том, что это каким-то образом связано с международной преступной схемой, по-моему, высосана из пальца. Да, между WebMoney, НБУ и налоговой имеет место давно затянувшийся спор. Спор этот находится в юридической и правовой плоскости. Дело в том, что НБУ требует, чтобы системы электронных денег регистрировались в Нацбанке, но сам НБУ при этом их сейчас не регистрирует. То есть он временно приостановил регистрацию, и это “временно” длится уже 3,5 года. До момента “временной” приостановки НБУ было зарегистрировано всего три системы электронных денег, одна из которых является по сути дисконтной. Таким образом, в Украине сегодня легально существует только две системы.

С другой стороны, WebMoney действуют в рамках совершенно другого правового механизма – механизма переуступки права требования долга. Этот механизм действительно существует, он прописан в Гражданском кодексе: так, любое лицо может переуступить другому лицу право требовать долг. И фактически WebMoney являются не системой электронных денег, а электронной системой учета прав требования долга. Смысл этого механизма заключается в следующем: допустим, у вас есть некий депозит в банке, и вы можете кому-то выдать доверенность (или расписку) на право требовать часть этого депозита. А тот человек, в свою очередь, может передать ее кому-то третьему, и так далее. Таким образом, хотя внешне это выглядит похоже на платеж денег, но с юридической точки зрения речь идет о передаче прав требования долга. Признавать подобного рода доверенности деньгами, по-моему, преждевременно. Но дальше тут начинается очень сложная юридическая казуистика: НБУ и налоговая пытаются доказать, что это – электронные деньги, а WebMoney доказывают, что это – доверенности и расписки.

WebMoney имеют довольно высокое распространение в России. Почему у них там не возникло аналогичных проблем?

Я думаю, что основная проблема заключается в том, что WebMoney пытаются играть по правилам в стране, где правил не существует. И почему у них нет проблем в России? Да потому, что в России есть правила, простые и понятные. В России WebMoney – большая легальная компания, никаких проблем они там не испытывает, российское государство получает с них налоги, и все хорошо. У нас же система обратная: сначала всем говорят, что надо регистрировать системы электронных денег, потом – что регистрация временно прекращена (на 3,5 года), фактически провоцируя участников рынка использовать юридически сложный, но, тем не менее, (по мнению большинства юристов) законный механизм. А потом пытаются объявить этот механизм нелегальным. Причем вместо того, чтобы разбираться с этим вопросом в суде, применяются совершенно другие методы.

Кому выгодна дестабилизация работы компании? Кто может стоять за давлением на WebMoney? Насколько вероятны в качестве мотивов нечестная конкуренция (со стороны других платежных систем, банков)?

Кому выгодна дестабилизация работы компании – это отдельный вопрос. Для того чтобы в нем разобраться, нужно немного разобраться в терминологии. Когда говорят о национальной принадлежности подобных систем взаиморасчетов, то тут есть три измерения:

– технологическое (кому принадлежат технологии);

– монетарное (в какой валюте и в какой стране размещено соответствующее обеспечение);

– юридически-фискальное (в какой стране зарегистрирована компания и где она платит налоги).

Так вот технологически украинских крупных систем сегодня нет в принципе. WebMoney сегодня – единственная крупная система взаиморасчетов, которая монетарно и юридически является украинской (хотя технология, конечно, была предоставлена материнской компанией). Но я подчеркиваю, что WebMoney проводят расчеты в гривне, платят налоги в Украине и размещают соответствующее обеспечение в украинских банках (что, по всей видимости, и явилось предпосылкой для произошедших событий). Украинский рынок достаточно большой, и на него есть много желающих попасть. В основном это, конечно, иностранные компании, но любой из них в принципе очень выгодно создать проблемы конкурентам, тем более что это ничего не стоит.

К сожалению, ситуация с WebMoney мне напоминает сходные ситуации с другими технологиями и системами: то есть сначала мы гнобим и гробим то, что у нас есть, а потом, спустя время, начинаем пользоваться чужими технологиями и системами, в данном случае – чужими и монетарно, и юридически. И с таких чужих систем мы уж точно никаких денег не увидим, и государству Украина от них пользы уж точно меньше, чем от той же WebMoney.

Происходящее с WebMoney мне напоминает сходные ситуации с другими технологиями и системами: сначала мы гнобим и гробим то, что у нас есть, а потом, спустя время, начинаем пользоваться чужими технологиями и системами. И с таких чужих систем мы уж точно никаких денег не увидим.

Понятно, что свято место пусто не бывает – на границе стоят множество зарубежных систем. Имя им – легион, и они с удовольствием займут ту нишу, которую для них освободит наше государство. Насколько такая политика дальновидна? Мне кажется, она совсем не дальновидна. Она мне напоминает известную пословицу: “Не хочешь кормить свою армию, будешь кормить чужую”. Ведь в результате того, что будут уничтожены системы украинские – на рынок придут системы иностранные.

Как, по вашим прогнозам, будет развиваться ситуация в дальнейшем?

Насколько я понимаю, сейчас кошельки WebMoney не заблокированы. Хотя судя по постам в Facebook, есть проблемы с выводом этих ресурсов в наличные деньги. Что будет дальше – не знаю, все будет зависеть от того, как в юридически-правовой плоскости будет решаться этот спор.

Но я хочу сказать, что WebMoney технически необычайно развитая система, она существует более 20-ти лет, и это игрок мирового масштаба. Система имеет огромное количество сервисов, начиная от микрокредитования и заканчивая простыми платежами за коммунальные услуги. То есть по большому счету от ее проблем в Украине сама система ничего не потеряет. Потеряют только украинские пользователи и государство Украина в целом.

Доменный регистратор №1 в Украине imena.ua

Читайте также:

Политическое расфрендживание

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога

Сергей Замикула, LEKORNA: «Рынок эко-продуктов растёт с каждым годом»