Инвестиции в украинские IT-проекты — мифы и реальность

В последние годы слышно много критики касательно того, что в украинском IT-секторе практически отсутствуют продуктовые компании, он малопривлекателен для зарубежных инвесторов и медленно развивается. На самом деле, ситуация не так уж плоха: несмотря на кризис и военные действия на Востоке Украины, ежегодный рост рынка составляет 30-35%, а объём ежегодных инвестиций исчисляется сотнями миллионов долларов. Кроме того, появились успешные продуктовые проекты. Как ускорить развитие рынка и каковы наиболее перспективные направления инвестирования в ближайшие годы? Об этом и многом другом говорили представители известных инвестиционных фондов на конференции TIM 2015, которая недавно состоялась в Киеве.

В своем вступительном слове Андрей Колодюк, глава Наблюдательного Совета UVCA, управляющий партнёр AVentures, отметил, что суммарные инвестиции в стартапы в Украине за последние 5 лет превысили $240 млн, что намного больше, чем в любой другой стране Восточной или Центральной Европы (стоит отметить, что в соседней Венгрии объём инвестиций в стартапы в IT-сфере составил в прошлом году порядка $17 млн, при этом в США — почти $48 млрд). До конца текущего года в IT-сферу будет инвестировано около $100 млн. В 2014 году было успешно закрыто свыше 60 сделок, то есть, в среднем более одной сделки в неделю.

При этом доли сегментов e-commerce и онлайн-сервисов в общей структуре составили 28% и 21% соответственно, доля программных  продуктов — 23%, игровые продукты — 13%, мобильные технологии —  6%. На остальные сегменты пришлось 9%.

Андрей Колодюк: До конца текущего года в ИТ-сегмент будет проинвестировано около $100 млн.

Андрей Колодюк

В целом, IT-индустрия в Украине развивается достаточно быстро, за последние 6 лет рост составлял 30-35 % в год. В текущем году рост хотя и меньше, но всё же остаётся значительным. И это не есть чем-то парадоксальным, в конце концов, Украина по числу сертифицированных инженеров занимает 1-е место в Европе, что вселяет надежду в инвесторов. Самые успешные сделки за год:

  • Snapchat купил одесский стартап Looksery за $150 млн. По слухам, вся команда разработки украинского приложения из Одессы переедет в США.
  • Корпорация Oracle подписала соглашение о покупке днепропетровской компании Maxymiser — провайдера облачного софта. Сумма и условия покупки не разглашаются, планируется закрыть сделку до конца 2015 года.
  • Инвестиционный фонд Horizon Capital стал совладельцем Rozetka.ua. Подробности сделки стороны не разглашают. По экспертным оценкам крупнейший интернет-магазин в Украине может стоить от $200 до $700 млн.

Тренды на рынке

Ситуация на рынке достаточно стабильна: число стартапов примерно соответствует показателям прошлого года, – отмечает Андрей Криворчук, управляющий партнёр Chernovetskyi Investment Group. Тем не менее, количество заявок, которые получила компания за первое полугодие, в 2 раза меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Это не значит, что идей стало меньше, просто не все из них доходят до бизнес-реализации:

«— Для нас ключевым моментом является наличие менторов, которые конвертируют инженерные разработки в бизнес-проект. Если их не будет, то технологические идеи никогда не превратятся в стартапы».

Наталья Березовская, Глава правления UAngel, СEO Detonate Ventures и Андрей Криворчук, управляющий партнер Chernovetskyi Investment Group

Наталья Березовская, Глава правления UAngel, СEO Detonate Ventures и Андрей Криворчук, управляющий партнёр Chernovetskyi Investment Group

С этим мнением согласна Наталья Березовская, Глава правления UAngel, СEO Detonate Ventures. Чтобы украинская венчурная отрасль развивалась, необходим высокий уровень образованности частного инвестора: он должен понимать, куда приходить, где вкладывать деньги, чего ожидать. Кроме того, рынок будет более зрелым, когда появится определённое критическое число предпринимателей, уже продавших по первому разу свой бизнес. Например, немногие знают, что создатель стартапа Looksery ещё в 2011 году продал свой первый бизнес компании Opera за $10,5 млн. То есть, у этого предпринимателя были не только финансовые возможности для создания новой компании, но и хороший опыт в бизнесе, а также доверие со стороны инвесторов.

«— Новость о сделке с Looksery подогрела интерес инвесторов. Едва ли не каждый день приходят запросы с просьбой рассказать, как и куда инвестировать. Я даже проводила семинар в Одессе по этой тематике, который посетило около 70 человек».

О важности увеличения числа серийных предпринимателей (которые уже имеют опыт развития и продажи своего бизнеса) говорит и Константин Магалецский, партнёр Ноrizon Capital. Есть надежда, что такие предприниматели в какой-то мере компенсируют сокращение количества бизнес-инкубаторов, которое чётко прослеживается в последнее время. Конечно, не все из бизнес-инкубаторов были успешными, но их вклад в развитие бизнеса стартапов огромен. Правда, есть другой позитивный тренд — растёт число коворкинг-офисов.

Андрей Носок, управляющий директор в Dragon Capital, сетует, что в Украине сейчас мало проектов, которые создаются и ориентированы на локального потребителя. Хотя украинский рынок довольно обширен и Dragon Capital инвестирует только в те компании, которые намерены зарабатывать в первую очередь на локальном рынке.

Большинство украинских предпринимателей ориентируются на западные рынки, – отмечает и Константин Магалецский. Некоторые это делают вынужденно, поскольку не сумели развернуть свой бизнес в Украине. Нередко их к этому стимулируют и сами инвесторы: поскольку в Украине сильно просел рынок, многие сфокусировались на проектах, которые могут быть интересны потребителям на глобальных рынках.

Как отметил Андрей Колодюк, почти все стартапы, которые проинвестировала его компания, не имели своего офиса в США. 

«— Мы по 6-7 месяцев в году проводим в США и занимаемся открытием для них офиса. Потому что не так просто стартапу попасть на приём в Долине к инвестору. И есть много других вещей, которые мы делаем для украинских компаний на западных рынках».

IT-индустрия — на пике моды

По мнению большинства экспертов, IT-индустрия сегодня очень популярна. Даже дети министров и крупных бизнесменов сегодня хотят работать именно в IT, не обязательно программистами, но по крайней мере они уже не хотят быть экономистами или маркетологами. Хотя 10-15 лет назад тенденции были совершенно противоположными.

Правда в 2015 году проявился один негативный тренд — многие предприниматели, боясь мобилизации, начали уезжать в соседние страны: Польшу и Словакию. Особенно это было актуально для интернет-бизнеса, но сейчас с этим вопросом всё стабилизировалось. Кроме того, в сентябре было много проверок со стороны силовых органов в IT-секторе, но компании мобилизовались и приостановили такие действия.

В целом, несмотря ни на что, IT-индустрия в Украине достигла большого успеха, – уверены эксперты. По крайней мере, если сравнить с ситуацией во многих других отраслях экономики. Тем не менее, исходя из числа сертифицированных инженеров и квалифицированных программистов, потенциал страны в данной отрасли намного превышает нынешние достижения.

В сравнении, инвестиции в телекомсектор намного меньше, поскольку IT всё-таки развивается намного быстрее, кроме того, разработки в этой сфере легко переориентировать на внешние рынки. Да и сам внутренний телекомрынок сократился из-за девальвации национальной валюты, ведь тарифы на услуги почти не увеличивались за последние полтора года.

Александр Сорока: «В целом лишь около 1% от общего числа проектов относятся к телекому. Но среди этих проектов встречаются очень интересные, позволяющие, например, звонить за границу бесплатно даже при отсутствие интернета»

Александр Сорока

Как отметил Александр Сорока, генеральный директор Startup.Network:

«— В целом лишь около 1% от общего числа проектов относятся к телекому. Но среди подобных проектов встречаются очень интересные, позволяющие, например, звонить за границу бесплатно даже без подключения к интернету. Разрабатываются также новые необычные мессенджеры».

Как стимулировать развитие рынка стартапов?

Для запуска и развития своего проекта требуется начальный капитал, и порой очень немалый. Многие стартаперы жалуются, что финансирование получить очень сложно и по этой причине проекты «умирают» ещё на взлёте. Однако Андрей Криворчук с таким суждением категорически не согласен: денег на рынке предостаточно. Однако финансирование, в силу различных причин, получают лишь немногие проекты.

Проблема состоит в том, что многие начинающие предприниматели не могут разработать нормальную бизнес-стратегию, не могут пояснить, чем обусловлены тем или иные цифры в их бизнес-плане. Как ни странно, многие инкубаторы и акселераторы только усугубили ситуацию, поскольку «разогрели» рынок и для многих студентов слово стартап стало синонимом весёлой жизни, – полагает Наталья Березовская:

«— Они считают, что стоит попросить денег, как им тут же дадут $100-200 тыс. и для них начнётся весёлая жизнь. На каком основании мы можем им дать такую сумму денег, если они не могут компетентно защитить свой проект? Поэтому претензии со стороны инвесторов к уровню подготовки начинающих предпринимателей вполне справедливы. Но чем больше на рынке будет появляться успешных кейсов, тем быстрее он станет развиваться».

Андрей Криворчук уверен, что многие специалисты могли бы стать успешными предпринимателями, однако они не готовы выйти из так называемой «зоны комфорта». Ведь работая по найму, они получают хорошую зарплату, и не хотят развивать свой бизнес где-нибудь в гараже или в подвале.

Кроме того, тригером роста рынка может стать более тесное сотрудничество между различными участниками взаимоотношений. Если на рынке появятся эксперты, которые смогут проконсультировать инвесторов о том, какие стартапы финансировать, – рынок будет развиваться быстрее.

 О том, что избитая фраза «деньги любят тишину» всё ещё актуальна, говорит Александр Сорока:

«— Была замечена такая тенденция: как только на Востоке обостряется ситуация, число заявок уменьшается в разы. Когда наступает перемирие — активность инвесторов повышается. Надеюсь, что ситуация стабилизируется, и инвесторы поверят в Украину и будут больше инвестировать».

Андрей Колодюк уверен, что бизнес должен уметь продать свои идеи и технологии потенциальному инвестору. Только тогда процент успешных проектов возрастёт. Сегодня на рынке порядка 2 тыс. стартапов, но в ближайшие годы эта цифра увеличится в разы. Кроме того, всё больше предпринимателей будут приезжать в Украину как минимум на ранних стадиях, чтобы участвовать в разработке, а затем возвращаться с уже готовым продуктом на глобальные рынки. Опыт Aventures показывает, что с командой стартапа необходимо общаться около года, прежде чем профинансировать их и запустить с ними совместный проект.

Наличие множества компаний, предоставляющих услуги аутсорсинга, это неплохой задел для появления продуктовых компаний, – полагает Колодюк. Ведь когда программисты видят, как работает чужой продукт, у них появляется желание сделать собственный продукт, который будут лучше.

Андрей Носок считает, что в ближайшие годы у локального сообщества поубавится интерес инвестировать в стартапы. В этом есть своя позитивная сторона, поскольку вырастет качество как самих предпринимателей, так и инвесторов:

«— Многие фонды сейчас занимаются инвестированием лишь потому, что это популярно. Но на хороший проект деньги найдутся в любом случае. Вот чего не хватает, так это веры, что подобные проекты принесут прибыль. Так происходит потому, что не хватает институционального опыта».

Кроме того, надо отметить низкий уровень предпринимателей, которые приходят к инвесторам. Люди не умеют продавать. Но если вы умеете продать свою идею, то вы найдете деньги где угодно.

Константин Магалецский также уверен, что число инвесторов уменьшится:

«— У большинства моих знакомых опыт инвестирования был неудачен. Происходит так потому, что инвестируют в тех, у кого есть минимальное понимание, что они хотят. Поэтому качество инвесторов должно повыситься».

Рейтинг перспективных секторов для инвестирования

Как изменится рынок инвестиций в ближайшие 2-3 года, и какие технологические сегменты будут наиболее перспективны? Мнение экспертов здесь разделились. Андрей Криворчук полагает, что стоит ожидать дальнейшего оттока мозгов из страны, причём нет никаких предпосылок, которые бы говорили об обратном. С другой стороны, каждый месяц на рынке появляются новые стартапы. Конечно, многие из них через полгода или год прекратят своё существование, тем не менее, успешные проекты также будут.

Что касается перспективных направлений, то однозначно интересными будут индустрия здравоохранения и сельское хозяйство. Ведь имея такой агропотенциал, как в Украине, очень неразумно не уделять ему максимального внимания. Кроме того, перспективным будет сектор military: военные технологии и технологии двойного назначения. Во-первых, поскольку его будет активно поддерживать государство, во-вторых, этот сектор интересен бизнесу.

Наталья Березовская указывает на мощный рост финансовых вложений в мобильные технологии. Даже в США из $49 млрд, вложенных в минувшем году в стартапы, около $8 млрд приходится на сегмент мобильных технологий. Также очень популярными среди инвесторов будут проекты, связанные с «интернетом вещей» и аналитикой больших объёмов данных.

В то же время Александр Сорока считает, что перспективные тренды не связаны с информационными технологиями, поскольку это именно сегодняшний тренд. Будущее же связано с биотехнологиями, когда люди получат возможность заменять свои органы: глаза, печень, почки. Вот в этой области произойдёт революция и появятся будущие миллиардеры. Правда для IT-специалистов здесь также есть хорошая новость:

«— Я слыхал, что в Силиконой долине появился спрос на IT-генных инженеров, т.е. по сути спрос на IT-шников, которые программируют ДНК».

Кроме того, революционное будущее ожидает энергетику. Уже сейчас чётко видно, как много в мире поменяла компания Tesla. Кроме того, в США заявили об исследовании реакции холодного термоядерного синтеза. По всей видимости, сдвиг в энергетике приведёт к изменениям и в остальных сферах.

В свою очередь Андрей Колодюк уверен, что перспективно всё, что связано с дополненной реальностью

«Предпринимателями не рождаются, а становятся»

Как ни странно, однако эксперты при выборе перспективных проектов больше ориентируются на команду стартапа, а не на перспективность индустрии, в которой он работает:

«— Для нас больше важны не отрасли, а люди, которые работают в той или иной компании. Мы можем проинвестировать в людей, даже если они работают в малоперспективной отрасли», – говорит Наталья Березовская.

С этим утверждением согласны и другие спикеры. Нет фокуса на успешные индустрии, есть фокус на успешные бизнес-проекты, – вторит ей Андрей Носок. Компания, в которую инвестируешь, иногда важнее, чем сама индустрия, – утверждает Константин Магалецский. Хорошие компании есть во всех индустриях, и грамотный инвестор может работать в любой отрасли:

«— Я верю, что предпринимателями не рождаются, но становятся. И опыт успешных предпринимателей показывает, что они всегда делают ошибки, но пытаются извлечь из ни пользу», — комментирует Андрей Колодюк. «Готовых проектов в Украине практически нет, их нужно планомерно развивать».

Читайте также:

Штучний інтелект у дизайні та розробці ігор. Де ми зараз і що далі?

Аналоги російських сервісів для українців

CES 2022: цікаві анонси найбільшої у світі виставки електроніки

Чому дрони можуть стати кращою заміною феєрверків