Сервис распознавания лиц в фото- и видео-материалах Viewdle часто упоминают как один из самых известных за рубежом украинских стартапов. Сооснователь проекта Егор Анчишкин рассказал ЛІГАБізнесІнформ о том, как создавался миллионный бизнес, а также о том, почему онлайн-заказы товаров станут новым хитом Уанета.
Как начинали
Весной 2006 года Егор работал в небольшой инвесткомпании Техинвест и параллельно – в одной из ее портфельных компаний, United Software Corporation. При открытии небольшого фонда Technobridge по инвестированию частных денег он получил приглашение на позицию инвестдиректора этого фонда. Анишкин убедил партнеров, что с активными инвестициями лучше повременить, а пока что вложиться в собственный стартап.
“На тот момент в Украине не было оснований для бурной инвестиционной деятельности, рассказывает инетрнет-предприниматель. – Их и сейчас нет, поскольку отсутствует то, что называется качественный deal flaw – вы не можете гарантировать достаточное количество сделок со средним качеством. Поэтому я предложил партнерам отложить планы на пару лет и вместо этого сделать стартап. Идея и команда специалистов уже была на тот момент, а конкретика образовалась во время совместных мозговых штурмов”.
В 2006 году состоялась знаковая для рынка сделка: Google приобрел все еще неприбыльный YouTube за $1,65 млрд. Это сейчас видео, в частности в Интернете, воспринимается как нечто само собой разумеющееся, тогда же это было нечто сверхновое, вспоминает Анишкин.
Рост объемов видео и необходимость его систематизировать создавала нишу – умный поиск по огромным массивам видео. Егор показал инвесторам из Technobridge наработки одной из лабораторий в КибЦентре НАНУ. Среди этих инвесторов был и первый СЕО компании Юрий Фрайман (Yuri Frayman). Костяк команды составили сотрудники лаборатории и разработчики, нанятые Егором, научное руководство вел глава лаборатории и преподаватель Михаил Шлезингер (Mikhail Schlesinger). Новосозданная компания получила первый раунд инвестиций (точную сумму предприниматель не называет, но говорит, что речь идет о средствах до $500 тыс.) и начала работу.
Первые клиенты
“Мы хотели очень быстро сделать демо-версию, которую можно было показывать клиентам”, – вспоминает Анчишкин, чья должность в компании с 2006 по 2009 год называлась по-разному, но суть сводилась к техническому управлению. Первоначально клиентов искали среди крупных американских и европейских корпораций, теле- и киностудий, информагентств. Первая версия была показана уже осенью 2006 года, на конференции Silicon Valley Оpen Doors (SVOD), а официально команда заявила о продукте уже осенью 2007 года. Через два года после основания компания переехала в Лос-Анджелес, а вскоре – в Кремниевую долину: найти в Украине клиентов на сервис такого масштаба надежд не было.
“Мы уехали из Украины не потому, что дома было трудно развивать бизнес. В Украине у нас было ровно две встречи, и мы понимали, что размеры рынков просто несоизмеримые… Мы пытались продавать на трех континентах”, – вспоминает предприниматель, по полгода проводивший в Калифорнии. Среди компаний, с которыми приходилось иметь дело, были и Reuters, и Disney, и техногиганты, такие как AMD, Intel, Qualcomm, Comcast.
“Первые два года нашей жизни это были медиакомпании с огромным количеством контента, петабайты файлов”, – вспоминает Егор, – Я как-то был в архиве Paramount, где хранятся уникальные записи, например, оригинал пленки с Мерилин Монро в развевающемся белом платье. Мы пытались помочь в поиске по этому контенту”.
Решение Viewdle позволяло искать один кадр в сотнях тысяч часов записи. Типичным примером на презентациях клиентам был поиск по видео с Джорджем Бушем (GeorgeBush). “Мы писали в поиске “george bush oil price” и находились именно те кадры, где он сам, своим голосом говорит о ценах на нефть”, – рассказывает Анчишкин. Несмотря на подобные ноу-хау, продажи крупным корпорациям продвигались долго и тяжело.
В этот период компания не была прибыльной, существовала на инвестиции, а заработанные деньги уходили на R&D, инженеров, разработку и тестирование. Несколько раз проект был на грани банкротства. И тем не менее, к концу 2009 года (Егор участвовал в каждодневной деятельности до 31 декабря 2009 года) компания была близка к точке безубыточности. Технология заслужила признание: в 2008 году компания победила в европейском конкурсе стартапов LeWeb, в 2010 году попала в список 10 стартапов, чье развитие стоит отслеживать в 2011 году, по версии The Next Web. Кроме того, в 2010 году получила второй раунд инвестиций в $10 млн. от Best Buy, Blackberry Partners Fund и Qualcomm.
Новый проект
С начала 2010 года Егор остается в роли Viewdle Fellow – консультанта и помощника проекта. “Я дал компании все, что мог, и она требовала другого типа менеджента”, – говорит он.
Сейчас предприниматель занимается новым проектом: основанной в январе 2010 года компанией по разработке софта GVMachines, а также сопутствующим проектом – ранее известном как Kabanchi.com, а теперь – Zakaz.ua.
Проект создавался частично на собственные деньги, потом появился партнер в лице Internet Invest. Суммы на развитие такого проекта также исчисляются сотнями тысяч долларов.
По сути, проект можно назвать мета-доставкой в онлайне, поскольку он объединяет возможности заказа и доставки товара сразу из нескольких сетей. Суть Zakaz.ua в том, что пользователь может, не покидая дома, сделать заказ на доставку из любого выбранного на карте супермаркета и получить товар на дом. Каждый человек тратит на походы по супермаркетам и “разбирательства” с продуктами годы жизни, говорит предприниматель, и данный сервис призван сэкономить покупателю это время.
Сейчас проект сотрудничает с сетями Фуршет, Поляна, Novus, Край в Магеллан, в ближайшее время планируется добавить еще две сети. Во-первых, проект решает проблему, с которой сталкиваются сейчас продуктовые сети, говорит Егор. Количество супермаркетов растет, каждый из них охватывает примерно 2-км зону “шаговой доступности”, и в таких зонах растет конкуренция. Можно строить новый магазин, а можно обратить внимание на Интернет как канал продаж. “Очень упрощенно, мы – служба доставки (логистика), колл-центр и сайт”, – говорит Анчишкин.
Во-вторых, предприниматель стопроцентно уверен в перспективах Интернет-торговли. Ведь Wall-Mart считает своим потенциальным конкурентом Amazon, а не другие розничные сети, а обороты украинских лидеров онлайн-торговли исчисляются уже сотнями миллионов долларов. У проекта есть свои технологические ноу-хау, например, технологии, позволяющие оцифровать весь ассортимент столичного супермаркета за три недели (всего сейчас на проекте около 200 тыс. наименований), своя маршрутизация курьеров. Бизнес-модель строится на комиссионных от продаж (в одних сегментах это 5%, в других – 10%).
Технологически проект полностью создан с нуля: в реализации сайта, внутренних систем поддержки, таких как CRM, системы маршрутизации курьеров использованы технологические ноу-хау. Например, CRM-система, по словам предпринимателя, полностью оригинальна, заточена под нужды проекта. “С точки зрения клиента это работает как возможность позвонить и сказать оператору: “Повторите заказ, как в прошлый раз” и получить свои продукты”, – говорит Анчишкин. Что касается расходов, у магазина, который обслуживает 100+ заказов в день, расходная часть начинается с 50 тыс.грн. в месяц.
По словам предпринимателя, если брать один город и говорить о доставке на авто, доставку окупить можно довольно быстро, не дотируя, уже на уровне 100+ заказов в день. Если работают пешие курьеры, то еще быстрее – на десятках заказов в день. При плохой организации доставка будет стоить от 50 грн. за заказ, то есть при 100 заказах это будет около 5 тыс.грн./день. Но если доставка хорошо оптимизирована, доставка будет обходиться около 25-20 грн. на заказ.
“Мы недалеко от точки безубыточности”, – говорит Анчишкин. При предполагаемом обороте проекта в этом году на уровне $2 млн. рост год к году составляет около 25%. В прошлом году темпы роста были ниже – на уровне 15-20%. В планах – выход на смежные СНГ-рынки, например, в Россию. Возможно, работа по схеме франшизы.
По отдельности технологии, собранные в текущем проекте, продавать не планируется, как и проект в целом, подчеркивает предприниматель, добавляя, что систему еще нужно “дошлифовать”. Но в перспективе владельцы компании все же рассматривают возможность продажи.
Запустить в Уанете аналогичный проект за $50 тыс. (эта сумма часто называется самими стартапами, как отправная точка желаемых инвестиций) можно, говорит предприниматель, если иметь в виду только открытие сайта. Выйти же на прибыльность с такими инвестициями не удастся, подчеркивает Анчишкин. Украинские начинающие бизнесмены часто забывают, как-сложно сделать качественный Интернет-продукт и сопутствующий сервис. Цена разработки софтверных продуктов для массового мирового рынка может составлять миллионы долларов.
По большому счету, проблема не так в предпринимательском климате в Украине, как в отсутствии культуры разработки продуктов и маленьком внутреннем рынке, считает предприниматель. “Поднять статический сайт – это просто, поэтому у нас этого много. А вот сделать качественный софтверный продукт/программу – точно так же сложно, как построить автозавод”, – добавляет он.
Ольга Карпенко, ЛIГАБiзнесIнформ