Егор Анчишкин: «Доля оффлайн-торговли предрешена»

Егор Анчишкин, создатель известного проекта Viewdle, основатель и директор службы онлайн-заказов Zakaz.ua, рассказывает Forbes Украина об основных различиях рынков e-commerce в Украине и за рубежом, о перспективах прихода западных инвесторов, а также поясняет почему iForum-2014, как крупнейшая интернет-конференция в Восточной Европе, играет важную роль в развитии украинского интернет-бизнеса.

Егор, буквально на днях вы вернулись из деловой поездки в США. Как воспринимают американцы украинский рынок после известных революционных и военных потрясений?

Средний американец очень плохо понимает, что здесь происходит, он живет фактически в другом мире. Для него наши события, такие как разворовывание бюджета и повальная коррупция, представляют собой истории из 19-го века. В США возникает скандал, если чиновник потратит лишнюю сотню тысяч долларов, о том, чтобы красть миллиарды, там вообще речь не идет.

Присматриваются ли инвесторы к украинскому рынку?

Их, конечно же, волнует сохранность инвестиций. Новые финансовые вливания никто пока делать не собирается. Макроэкономический прогноз позитивный, но все фонды намерены действовать лишь после того, как ситуация стабилизируется. А это наступит не раньше вывода российских диверсантов из Украины и выборов президента. До этого момента они не спешат нести деньги.

Однако есть пример Израиля – это страна с момента своего существования живет в режиме перманентной войны. И соседство с арабским миром совершенно не мешает Израилю получать огромные инвестиции из США и других стран мира.

Необходимо понимать, от кого они получают инвестиции – в основном от еврейской диаспоры в США, среди которой огромное число миллиардеров. Мы тоже будем получать инвестиции от украинской диаспоры в различных странах. Но это будут сравнительно небольшие инвестиции. В ближайшее время речь о крупных вложениях не идет.

Какова была цель вашей поездки в США?

Мы занимается процессом фандра́йзинга, наша американская компания называется GVMachines.com. Украина для нас – первый рынок. Мы добились определенных успехов в Украине и теперь хотим распространить этот успех на другие регионы мира.

Zakaz.ua – это бренд, который разработан для Украины. Как франчайзер, GVMachines владеет этим проектом.

Насколько успешен сегодня проект Zakaz.ua?

Проект вышел на операционную самоокупаемость. Для нынешней экономической ситуации – это хороший результат. Он не дает нам деньги на органический рост с той скоростью, с которой мы хотим, однако обеспечивает дополнительную выживаемость.

Последние несколько месяцев были для Украины очень непростыми. Как это повлияло на ваш бизнес?

Несмотря ни на что, за последние месяцы мы показали значительный рост. Но мне кажется, что если бы в стране была нормальная ситуация, мы бы выросли намного больше. Тем не менее, наши показатели значительно превышают рост рынка e-commerce в Украине.

Как вы оцениваете развитие рынка e-commerce в Украине в целом? Какие тренды можете выделить?

Во-первых, влияние зарубежного рынка на e-commerce в Украине пока что не сильно заметно, но в скором времени, я думаю, оно станет намного больше.

Во-вторых, мобильная коммерция и платежные системы развиваются более медленно, чем в других странах, и такая ситуация, по всей видимости, сохранится.

Мне импонирует, что количество логистических компаний, обслуживающих онлайн-индустрию, стремительно растет, ведь это фундамент для e-commerce. Чем он прочнее, тем быстрее будет развиваться остальная конструкция.

Каковы особенности западного рынка e-commerce? Ведь в США до сих очень значительный объем товаров продается в традиционных супермаркетах?

Сейчас в США во многих секторах ритейла онлайн-продажи имеют долю менее 50%. В то же время очевидно, что с оффлайном покончено. Ведь если в целом индустрия розничной торговли практически не растет, а сбыт через онлайн-канал увеличиваются каждый год на 20-30%, то значит традиционные продажи «через прилавок» падают.

Так, за последние пять лет в США не было построено ни одного торгового центра. В то же время в Украине полным ходом строят торговые центры, но я не понимаю, на что рассчитывают их владельцы. Они очевидно думают, что мир развивается линейно. Но это не так. Украинский потребитель пройдет путь американского намного быстрее, поскольку находится в роли догоняющего. И кто будет ходить в эти новые торговые центры – непонятно. Я еще могу понять постройку торгово-развлекательных центров. Но зачем нужны просто ТЦ – непонятно.

Какие направления e-commerce наиболее перспективны, с вашей точки зрения? Интернет-торговля? Услуги? Другое?

Все направления будут быстро расти. Думаю, через 2-3 года даже мысли ни у кого не будет покупать билеты на поезд или фильм в оффлайне. Торговля физическими товарами будет расти на 20-30% еще несколько лет во многих сегментах.

Каков ваш прогноз по развитию рынка e-commerce в Украине? Какие факторы будут способствовать его ускоренному развитию, а какие – тормозить?

Тормозить рынок будет только одно: отсутствие иностранных инвестиций в Украину в ближайшее время. Мы будем вынуждены развиваться на внутренних ресурсах. Рост цен из-за курсов валют будет вторым сдерживающим фактором. Общие настроения покупателей и стремление сэкономить уже повлияли на многие сегменты.

Насколько запаздывает развитие нашего рынка в сравнении с западным? Чем это обусловлено?

Сложно сказать: через некоторые этапы мы перепрыгиваем, а в некоторых сегментах идем впереди. Однако мы сильно отстаем в инвестиционном климате, что очень плохо.

Но в Украине уровень проникновения интернета почти в два раза меньше, чем в США. Возможно этим можно пояснить такие различия в покупательских предпочтениях?

Сегодня все областные центры подключены к скоростному интернету, кроме того, активно «интертизируются» даже украинские села. Поскольку в сельской местности нет такого большого количества развлечений как в городах, то остается две вещи – либо идти в интернет, либо пьянствовать. И многие жители сел все же выбирают первое. Поэтому «цифровое неравенство» постепенно ликвидируется.

Немало экспертов говорят о недостаточном развитии электронных платежных систем в Украине. Это связывают с тем, что предыдущая власть всячески давила системы ЭП.

Платежные системы в нашей стране очень сильно зарегулированы и их степень развития соответствует степени этой «зарегулированности». С другой стороны, PayPal не работает по своим собственным причинам.

Кажется, когда-то PayPal дал такой странный ответ, что они не идут в Украину и РФ по той причине, что у них есть большие сомнения по поводу добросовестности уплаты налогов местными гражданами.

Несколько раз вы входили в оргкомитет iForum, помогали организовывать секции, участвовали в круглом столе. Каким будет для вас этот iForum, что необычного он принесет?

Стоит рассказать, как происходит подготовка к iForum. Приходит Александр Ольшанский и спрашивает: «кто хочет поучаствовать в организации iForum на общественных началах?» Несколько раз у меня получалось принять участие. Но в этом году я буду впервые читать доклад.

Чему будет посвящен ваш доклад? Что хотите донести до аудитории?

Мой доклад называется «Метрики в e-commerce». Как известно, успешные e-commerce проекты обычно долго и тяжело становятся на ноги.

Доклад посвящен тому, как и что можно мерять в e-commerce. Потому что есть очень много путаницы в терминологии – unit economics, user economics и прочее. Мне бы хотелось внести ясность в эти термины и поделиться наработками в сборе и анализе метрик, которые помогают понять вектор развития компании.

По вашему мнению, как эволюционировал iForum в последние годы?

Пожалуй, первые форумы были больше заточены на основной поток. Но затем iForum стал таким большим, что пришлось делать децентрализацию тем и децентрализацию потоков.

Есть ли аналоги iForum в США?

Там проводятся крупные специализированные мероприятия для интернет-деятелей. Общих форумов, таких как «слёт всех интернетчиков» в США нет.

По вашему мнению, сколько еще лет iForum будет актуален в нашей стране?

Он может быть актуален сколь угодно лет, главное, чтобы его формат соответствовал времени. Мероприятие может быть большое, но оно не должно превратиться в супербольшое, свыше 10 тысяч человек. Ибо это приводит к значительным проблемам в организации и эффективности проведения.

Как вы считаете, какую роль способен сыграть iForum в развития рынка электронной коммерции?

iForum может предоставить информацию, необходимую для стратегического планирования компаниям в сегменте e-commerce. Сегодня непросто разобраться как действовать дальше и на что делать ставку. И хотя чудес обещать не приходиться, однако дополнительные знания точно не повредят.

Читайте также:

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога

Місто Майбутнього на iForum 2019

Сергей Замикула, LEKORNA: «Рынок эко-продуктов растёт с каждым годом»

Максим Наконечный, основатель Neoven: «Мы хотим стать серьезным игроком на рынке потребительской электроники»