Александр Ольшанский: “Ограничение свободы в Интернете будет продолжаться”

Интервью информационному агентству “Українські Новини”.

 
 
 
 
 
 
Какие значительные события по Вашему мнению произошли на рынке ИТ в 2012?

Громким событием в 2012 году можно назвать покупку компанией Google украинского стартапа Viewdle.

Важной тенденцией прошлого года, несмотря на предположения скептиков и ужасный инвестиционный климат в стране, является стартап-движение и надо признать что оно продолжает расширяться, в частности появилось несколько инвестиционных фондов и инкубаторов.

Появление закона о льготах в ИТ-сфере также стало знаковым событием для рынка в 2012 года. Новый закон ничего не решил, но если этот курс будет продолжен в течении нескольких лет то есть шанс, что в Украине появится приличное законодательство, которое будет стимулировать этот род деятельности.

Украинские ИТ-специалисты часто делают изобретения мирового масштаба, которые у себя на родине остаются без спроса. Изменится ли такая ситуация и как ее можно изменить?

Любая инновация, сама по себе никакой ценности не имеет, а несет в себе ценность только в силу своего потенциала быть внедренной в производство и принести реальную пользу людям, соответственно экономике, и таким образом капитализироваться. Понятно, что если у некой инновации на украинском рынке отсутствует потенциал, то и капитализация у нее на этом рынке равна нулю, какой бы гениальной она не была. А западный, тем более американский рынок очень приспособлен к внедрению инноваций.

В Украине экономика старого, индустриального типа, а в современном мире это признак государства отстающего, а не передового. Поэтому ничего удивительного в таком отношении в нашей стране к инновациям нету.

А, к примеру, в США экономика уже достаточно давно является пост-индустриальной, при чем процесс постепенного перехода к постиндустриальной модели у них начался не в 90-е и не в 80-е, а в 60-е. Экспорт США в значительной степени составляют либо сами нематериальные активы, либо нечто материальное, что в себя включает в качестве основного элемента стоимости какой-либо нематериальный актив.

Если украинский стартап получает какие-то инвестиции и т.д. – он перестает быть украинским, а становится, обычно, американским. Какие-то деньги с этого Украина конечно получает, к примеру в виде зарплат, но по большому счету эти деньги смешные по сравнению с тем, сколько страна могла бы заработать, если бы эти изобретения были внедрены и капитализированы здесь. А для того, чтоб это сделать нужно пройти очень длинный путь – это не один закон и не какое-то чье-то решение, а большой путь, подразумевающий перестройку всей экономики на новый уровень, и необходимо побыстрее его пройти, поскольку в противном случае в этом направлении можно опоздать навсегда.

Есть ли интернет-фишки, которые вовсю развиваются на Западе, но пока не представлены в Украине?

Таких, чтобы вовсе не были представлены в Украине, нет. Однако происходит другой процесс, который подразумевает, что где-то мы чуть-чуть отстали, например волна популярности социальных сетей накрыла Украину на 2-3 года позже, чем США. На данный момент, таким процессом является то, что я называю всеобщей мобилизацией – переход в стадию, когда основной информационной поток люди получают через мобильные устройства, а не через персональный компьютер. Если в Америке он уже в полном разгаре, то мы запоздаем в этом направлении года на два, а то и на три.

С 1 сентября 2012 года в домене .UA производится поэтапный переход на технологию EPP, которая уже получила широкое распространение в мире. Как это может отразиться на развитии домена?

Сейчас даже малейшие изменения воспринимаются как какая-то революция, на самом же деле речь идет лишь о том, что только-только начались какие-то подвижки. Но хорошо, что хоть какие-то изменения начали происходить, потому что многие механизмы не менялись с середины 90-ых, и уже превратились в посмешище, к примеру регистрация домена по e-mail.

Очень хочется это движение не «спугнуть». Сказать, что мы идем вперед пока нельзя, скорее мы наверстываем упущенное за 12 лет. Но посмотрим, как это все будет внедряться в 2013 году, какой будет темп роста, пока что темп происходящих изменений в домене .UA, не очень большой.

Как Вы оцениваете рекламный рынок Уанета, растет ли он?

В 2011 году мы вступили в фазу быстрого роста, который, как правило, длится около трех лет. Ежегодно рынок онлайн-рекламы растет на 30% и в 2013 году тоже вырастет на 30%. Войдем ли мы в 2014 году в фазу насыщения, или все таки рост продолжится, будет виднее чуть позже.

Конечно, очень быстро растет рынок мобильной рекламы, растет в разы, но абсолютные цифры пока очень маленькие и какого-то существенного влияния на распледеление рекламных бюджетов не оказывает.

А можно сказать, что в Украине существует интернет-торговля?

В Украине нет интернет-торговли, потому что в нашей стране, в отличии от развитых стран ее процесс происходит по другому сценарию – покупатель дистанционно выбирает товар, затем ждет пока товар ему привезут, когда курьер его привозит, покупатель еще раз его осматривает, и удостоверившись, что с товаром все в порядке, платит ему деньги и курьер уезжает. То есть, фактически, вся электронная коммерция сводится к электронным витринам с доставкой товара курьером, то есть к выездной торговле.

То, что так сложилось, является традиционным для стран бывшего СССР. Все дело в плохо развитой платежной инфраструктуре, очень дорогих карточных расчетах, фактическом отсутствии электронных денег, низком уровне доверия к интернет-магазинам. Я не говорю о лидерах рынка, понятно, что к Rozetka.ua уровень доверия зашкаливает, но в среднем уровень доверия к таким торговым организациям низкий.

В парламенте два или три года лежит неплохой закон об электронной коммерции, но тем не менее, он до сих пор там не рассмотрен.

Как можно оценить ситуацию в Украине со свободой в интернете, надо ли ее регламентировать, ограничивать или наоборот – расширять?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, каким образом устанавливается точка равновесия между свободами и правами граждан и ограничениями, которые накладывает государство. Государство по своей сути занимается тем, что ограничивает свободу граждан. Граждане в свою очередь должны заниматься тем, чтобы свои свободы отстаивать через политические процессы и гражданское общество. Вопрос в том, где в этом процессе будет достигнута точка равновесия.

Государство так устроено, что оно само по себе не остановиться, оно отберет все свободы, которые граждане позволят у себя забрать, абсолютно все. То есть, если ему не оказывать некого сопротивления, то мы и до рабовладения быстро дойдем. Таким образом все зависит от того, насколько граждане нашей страны в состоянии через политическую избирательную систему, через общественные организации оказывать сопротивление этому процессу.

В цивилизованных странах устанавливается некое динамическое равновесие, то есть государство по мере возможности свободы граждан пытается забрать, а общество, по мере возможности эти свободы отстоять.

Поскольку у нас в стране гражданские структуры слабы, то нужно понять, что наступление на свободу в том или ином виде продолжится, и не только в Интернете.

Прогноз здесь негативный, я думаю, что в Украине процесс ограничения свобод в сети будет продолжаться и в дальнейшем. Основными инструментами в этом будет запугивание граждан всевозможным негативом, апеллирование к моральным принципам, запугивание ущербом, который наносит детям распространение негативной информации и так далее. Вопрос в том, что обычно государственные деятели, которые апеллируют к таким аргументам почему-то предполагают, что государство сможет это отрегулировать значительно лучше, чем это есть сейчас. Но опыт других стран показывает, что как правило всевозможные ограничения используются не для борьбы с преступниками и не для повышения морального здоровья нации, а для личного обогащения или достижения каких-либо политических целей.

Какие важные события могут произойти на украинском ИТ-рынке в 2013 году?

Каких-то революционных событий, которые могут произойти в 2013 году, я не вижу. Могу сказать, что за последние два-три года очень набрала силу тенденция “утечки мозгов” в том или ином виде. Эту тенденцию нужно каким-то образом побороть, потому что иначе у нас не будет будущего в области информационных технологий. Я думаю, что в 2013 году продолжится работа над законодательством в этом направлении. На мой взгляд, это единственный выход в сложившийся ситуации, ведь нарастить выпуск металла в пять раз невозможно, а нарастить выпуск ИТ-продукции в пять раз – более, чем реально.

(“Українські Новини”, 21.01.2013)

Читайте также:

Як відкривали ювілейний iForum — перше відео вже онлайн

Александр Ольшанский: «Для частного инвестора ICO — это возможности, которых раньше не было»

25 років домену .UA — яке майбутнє у доменної індустрії?

Александр Ольшанский: «Через 5-7 лет признанием суверенитета будет использование технологии блокчейн»