ИТ-льготы в Украине откладываются

Как мы уже сообщали, 24 мая сего года Верховная Рада во втором чтении приняла законопроекты № 8267 и № 9744, направленные на развитие ИT-индустрии. Законы направлены на «формирование благоприятных условий для развития индустрии программной продукции Украины, создания высокопроизводительных рабочих мест, привлечение инвестиций, увеличение объёмов выпуска высокотехнологичной продукции, стимулирование наукоемкого экспорта и импортозамещения, реализации научно-технического потенциала Украины». В течение 10 лет ставку налога на прибыль и подоходного налога для ИТ-предприятий планировалось уменьшить до 5%.

Однако законы так и не были подписаны главой державы. Президент отправил их на доработку в ВР со своими предложениями. Замечаний у Гаранта несколько. Прежде всего, он предлагает исключить из закона пункт о том, что единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование будет уменьшен практически в 10 раз. Поскольку введение предлагаемого Законом механизма приведёт к потере Пенсионным фондом Украины до 6 млрд гривен в год, в связи с чем возникнет насущная необходимость в оказании Пенсионному фонду Украины дотаций из Государственного бюджета Украины на соответствующую сумму.

Во-вторых, президент предлагает исключить из законопроекта пункт о том, что ставка налога на доходы физических лиц составит 5 %, поскольку это приведёт к недоплатам в местные бюджеты, так как подобное введение льготной ставки налога на доходы физических лиц для определенной группы граждан по профессиональному признаку противоречит статьи 24 Конституции Украины, согласно которой граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.

В-третьих, президенту не понравилось положение по расчёту с 1 января 2013 года по 31 декабря 2022 единого социального взноса, исходя из количества дней, отработанных работником в отчетном периоде. По его мнению, Закон, который поступил на подпись, приведет к существенному ограничению существующих по действующим законам возможностей соответствующих граждан в реализации принадлежащего им права на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, безработицы по независящим от них обстоятельствам.

Кроме того, в действующем Налоговом кодексе Украины, равно как и в Законе, который поступил на подпись, отсутствует определение термина “программная продукция”. При таких обстоятельствах невозможно и четко очертить круг операций, на которые распространяется предлагаемая налоговая льгота. Президент предлагает четко определить термин  «программная продукция».

Помимо прочего, гаранта настораживают предлагаемые в законе процедуры администрирования устанавливаемого режима налогообложения субъектов индустрии программной продукции, которые являются сложными для бизнеса и содержат коррупционные риски.

И наконец, президент считает, что помимо прямых потерь местных бюджетов, снижение в три раза ставки налога на доходы физических лиц для сотрудников ИТ-компаний может создать прецедент для инициирования соответствующих изменений в налоговое законодательство для работников других отраслей, которым будет предоставляться государственная поддержка.

Сегодня ветированный законопроект с предложениями президента был направлен на повторное рассмотрение в комитет ВР.

К чему это приведёт сказать пока трудно. В лучшем случае, Верховна рада сможет преодолеть вето президента (для этого потребуется не менее 300 голосов) или как минимум учесть его рекомендации и проголосовать повторно (хотя в этом случае условия деятельности ИТ-индустрии заметно ухудшатся). В самом худшем случае закон будет отложен на неопределенный срок, что приведет к весьма плачевным последствиям для ИТ-индустрии.

Читайте также:

Тыква из «добрых бояр»

Taxify вместо Uber, 9 тыс. курсов от LinkedIn, Minecraft для учёбы и другие новости

8 нюансів в законі про електронне декларування доходів

Денис Довгополый, GrowthUP: «Украина входит в ТОП-5 разработчиков ПО в мире»