Электронно-цифровая подпись: пришло время перемен

С января 2004 года вступил в действие принятый Верховным Советом Украины закон  «Об электронной цифровой подписи», в котором определены понятие, сферы применения и юридическая сила электронной цифровой подписи (ЭЦП). Одной из основных задач ЭЦП является упрощение обмена документацией с государственными учреждениями. Согласно законодательству Украины, государственные учреждения обязаны работать исключительно с усиленными Сертификатами открытых ключей, то есть такими, которые выдаются аккредитованными Центрами сертификации ключей, и формируются с использованием надежных средств ЭЦП, регламентируемых законодательством Украины.

На сегодня в Украине действует около 20 аккредитованных Центров сертификации ключей. Но есть одна проблема. С 2004 года в законодательство не вносились никакие изменения, отчасти по причине безразличности государства к этому вопросу, отчасти — из-за низкой востребованности ЭЦП среди государственных учреждений и населения. Именно поэтому разработчики Центров сертификации решали вопросы, четко не оговоренные в законодательстве, самостоятельно, на свое собственное усмотрение.

В результате на рынке появилось определенное число программных разработок, которые качественно выполняют функции по работе с ЭЦП, но оказались не совместимы друг с другом. По этой причине, отмечает Иван Наливайко (Министерство юстиции Украины), на рынке сложилась ситуация с некоторыми признаками монополии: «кто первым сумел добежать до заказчика, то и занял рынок». Другие поставщики не могут ничего предложить заказчику, поскольку его системы документооборота уже настроены под первого контрагента.

Министерство Юстиции пришло к выводу, что законодательство в сфере ЭЦП необходимо менять, поскольку применение электронной подписи в стране начало активно расти и многие нерешенные вопросы ставят под угрозу самое её функционирование. В ближайшее время будут внесены изменения в постановление, которое регулирует вопросы корневого сертификата Центрального удостоверяющего органа. Если оно будет принято и будут реализованы те положения, которые там прописаны,  то такие меры помогут качественному функционированию ЭЦП в Украине. В Минюсте полагают, что этот вопрос будет уже закрыт до конца июня.

Кроме того, чтобы обеспечить интероперабельность всех цифровых ключей, Министерство Юстиции совместно с администрацией Госспецсвязи разрабатывает новую техническую спецификацию. По словам Юрия Козлова (Державне підприємство «Інформаційний центр» Міністерства юстиції України), именно с целью выведения «общего знаменателя» касательно спорных вопросов в сфере ЭЦП с 16 по 18 мая в Украине пройдет «Перший міжнародний форум з електронного цифрового підпису «PKI-FORUM Україна 2012». Новая спецификация позволит обеспечить равные условия для всех участников рынка и снять вопрос монополизации рынка. Все системы по работе с ЭЦП будут доработаны под единые технические условия.

А вот бесплатного предоставления услуг ЭЦП не будет, поскольку в законе четко указано, что данный сервис предоставляется на договорной основе. На сегодняшний день стоимость Сертификата ЭЦП для юридического лица на 2 года обойдется в 150 грн.

В настоящее время ЭЦП, в основном, используют бухгалтеры для сдачи финансовой отчетности в электронной виде в Налоговую администрацию. Кстати, этот государственный орган уже несколько лет принимает цифровую отчетность, заверенную ЭЦП. А вот Таможенная служба Украины перешла на использование ЭЦП при подаче документов от заказчиков в электронном виде совсем недавно.

В перспективе государство намерено реализовать сдачу любой отчетности в электронном виде через единое окно. Также стоит задача взаимодействия госорганов между собой через  электронные документы, предполагается, что такие меры позволят уменьшить коррупцию.

Сделаны определенные шаги и в направлении электронного правительства. Уже проведено два пилотных проекта по обмену документами между Одесской и Днепропетровской госадминистрациями. На данный момент «Держинформнауки» проводит работу по опытной эксплуатации системы, которая обеспечит взаимодействие всех центральных органов власти на первом этапе. На втором этапе предполагается взаимодействие между госадминистрациями различных уровней.

А вот для выборов ЭЦП пока что вряд ли будет использоваться, поскольку для этих целей необходимо полноценное электронное удостоверение, аналогичное, например, тому, что используется в Эстонии.

Напомним, что электронная подпись предназначена для идентификации лица, подписавшего электронный документ и является полноценной заменой собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законом. Для построения цифровой подписи, как правило используется схема асимметричного шифрования. На данный момент именно такие схемы ЭЦП наиболее распространены и находят широкое применение. В схемах цифровой подписи подписывание производится с применением закрытого ключа, а проверка — с применением открытого.

Отметим, что в общемировой практике генерация ЭЦП контролируется и обеспечивается исключительно государством и государственными предприятиями, является бесплатной и финансируется из государственного бюджета. Подобная схема применяется в развитых европейских странах, например, в Великобритании или Дании. Такие меры увеличивают доверие пользователей к системе и позволяют значительно ускорить упростить все процедуры, требующие идентификации при осуществлении операций в электроном виде.

Читайте также:

Київстар запустив послугу Mobile ID. В чому переваги для абонентів?

В Украине появится национальная система электронной цифровой подписи

Электронная подпись в качестве инструмента в судебных спорах