Эволюция аватарок — от религии до видеоигр и соцсетей

Впечатление, которое мы производим на собеседников, сказывается не только на личной жизни, но и на карьере. Психологи, тренеры и рекрутеры нередко подчёркивают важность внешнего вида и манеры общения в своих аналитических статьях. В виртуальном мире  за нас «говорит» аватарка, наша фотография профиля.

То, как изменялась трактовка слова «аватар» в течение столетий, зависит от многих факторов и нюансов. Технологическая эпоха оказала особое влияние не только на значение термина, но и на позиционирование человека в целом.

Слово «аватар» берет своё начало в индуизме, где оно использовалось для обозначения божества, снизошедшего на Землю в телесной форме. В индуистской теологии бог Вишну принимает различные земные аватары (среди которых – рыба, черепаха, полу-человек-полу-лев), чтобы восстановить порядок на земле после того, как человечество погрузилось в хаос. Сегодня мы сами стали «богами», пытающимися переосмыслить себя в онлайн-мире и навести порядок в областях, которые сложно держать под контролем.

c_QqMQKpEvg

Наши аватарки представляют образ собственного «Я», раздробленный между десятком сайтов, облаков и цепочек писем. Мы по-разному презентуем себя в Twitter, Tumblr и Slack, основывая выбор на нормах поведения, характерных для каждого из этих пространств. В Facebook это будет фото на подоконнике с книгой, в Twitter – анимационный герой, а в сервисах Google – студийный портрет в деловом стиле. Перемещаясь по просторам интернета, мы ежедневно видим множество фотографий профиля, пополняем свой визуальный ряд,  идентифицируем знакомые лица и составляем мнение о незнакомом человеке, подсознательно считывая определённую информацию с его аватарки.

До того, как аватарки стали технологической, и в чём-то даже бюрократической формой самопрезентации, «аватар» использовался для описания более редких форм культуры и искусства. Когда Великобритания колонизировала Индию в XIX веке, индуистское слово стало модным метафорическим выражением в среде британских литераторов. В «Жизнь Джона Мильтона» («The Life of John Milton»), семитомном труде, опубликованном с 1859 до 1894, литературный критик Дэвид Мэссон (David Masson) употреблял «аватар», чтобы возвеличить поэтов, воплощающих дух времени, и представить их чем-то сродни богов среди людей. Спустя столетие, слово перешло от писателей к гикам, совершающим то же самое действие.

Технологическое употребление слова «аватар» появилось в период спонтанного бума неологизмов в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, на заре персональных компьютеров. Оно появлялось в видеоигре Ultima IV: Quest of the Avatar в 1985; в интернет-сообществе с удалённым доступом Habitat в 1986; в настольной ролевой игре Shadowrun в 1989 и в книге Нила Стивенсона (Neal Stephenson) «Лавина» (1992): произведение в жанре киберпанк рассказывает об анархо-капиталистическом Лос-Анджелесе, в котором люди проецируют себя на виртуальную городскую площадь.

Многие американские авторы видеоигр, книг в жанрах фэнтези и sci-fi, позаимствовавшие идеи из основ индуизма, говорят о необходимости чётко описать действительно новое явление. Как сказал Стивенсон:

«— В то время люди имели более идеалистические представления о том, как цифровые технологии повлияют на нас, и иногда эти умозаключения граничили с чем-то мистическим».

Виртуальный мир мог бы помочь социально неадаптированным фанатам научной фантастики и компьютерным гикам наслаждаться уровнем их социального статуса и признания, которого они не получали дома. Благодаря компьютеру у них появляется богоподобная сила и навыки, которых не хватает обычным людям. В рекламе Habitat интернет-сообщество представлялось, как «полное драм и приключений место», а каждый пользователь мог воспользоваться редкой возможностью «создать свой собственный образ с головы до пят». Пользователь мог в буквальном смысле отрезать голову своему аватару и приделать взамен ей новую.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В оригинальном мифе об аватаре он помогает высшему существу взаимодействовать с низшей сферой, которую он или она контролирует. При этом сохраняется идея о задаче аватара нести праведность и справедливость миру, погрузившемуся в беззаконие. Ричард Гэрриот (Richard Garriott), создатель игр Ultima, рассказывал о том, что он натолкнулся на индуистскую концепцю, когда искал способ поощрять нравственное поведение в играх. Он волновался из-за игроков, которые избирали самый простой из возможных маршрутов, чтобы выиграть игру. «Они не поступали, как герои», — расстраивался Гэрриот. —« Они были готовы убить всех местных жителей, если бы это помогло получить достаточно сил для ликвидации “плохих парней”». Поэтому Гэрриот и начал обозначать героя, как «аватар» (светлый и позитивный образ), а не как «герой».

В знаменитой картине «Аватар» Джеймса Кэмерона (James Cameron) другой аватар привносит человеческую эмпатию в виртуальное взаимодействие. По сюжету фильма бывший морской пехотинец послан на планету Пандора в теле гибрида человека и местного жителя из расы на’ви:

ecfbe2b145bbb1927f3535615f82aaef

Но если раньше аватар был своеобразной проекцией человеческого тела и человеческих ценностей, то теперь, по мере роста популярности интернета, он превратился в маску. Аватар стал стандартным термином для простого изображения, которое сопровождает имя пользователя в чате или дискуссионной группе. В дискретных игровых мирах системы ценностей были необычайно аутентичными: каждый создавал свое «мини-я» в той же самой системе, и играл по тем же самым правилам. Однако, в многофункциональных просторах интернета, в которых кто-то играл самого себя, а кто-то попросту дурачился, аватары утратили однозначность. Вместо того чтобы поддерживать порядок, аватары стали распространять хаос.

Когда возникли социальные сети, гигантские платформы вроде Facebook и Linked­In решили снять маски. Идея аватарок не укладывается в их концепции, а сам термин не употребляется.  Они – «платформы» с «профилями» и «аккаунтами».  Предполагается, что на Facebook вы будете «собой», и для этого вам не нужны особые умения или специальный аватар, чтобы представить себя для нового общества.

Но это, по сути, лишь подмена понятий. Наши фотографии профиля на Facebook также являются аватарами: символами нашего успеха, красоты и безоблачного счастья. По сути, множественные онлайн-платформы побудили нас создавать всё больше и больше концепций самих себя.

Хорошо выглядеть, быть умным и демонстрировать интерес ко всем этим площадкам – всё это напоминает самый сложный уровень видеоигры, за исключением того, что у вас в запасе всего одна жизнь. В санскрите «аватар» имеет отношение не только к слову «нисхождение», но также означает «появляться». Ваш аватар – неимоверно податливое существо и готов взять на себя нужную роль.

Источник: The New York Times