Рынок дата-центров Москвы 2009/2010 год

Объем ввода новых площадей в коммерческих дата-центрах Московского региона во 2–4-м кварталах 2010 года будет находиться в диапазоне 4,5–4,9 тыс. кв. м, а прирост общего предложения за 2010 год в целом составит 5550-5950 кв. м, считают в исследовательской компании «Современные телекоммуникации». Это почти в три раза ниже заявленных планов на текущий год.

При этом, как отмечается в аналитическом отчете компании, в 2009 году операторам коммерческих дата-центров в Москве также удалось реализовать планы по вводу новых площадей лишь на 30%. Игроки рынка не берутся оценивать реалистичность заявленных планов дата-центров, однако считают, что анализировать новые ЦОДы только по площади некорректно, потому что уровень оценки в таком случае может на порядок отличаться от действительности.

«В 2009 году на рынке коммерческих дата-центров темп прироста общего предложения в Московском регионе составил 46%, – говорят в «Современных телекоммуникациях». – Вместе с тем, анонсированные планы операторов по вводу новых площадей удалось реализовать лишь на 30%. В условиях экономического кризиса и недостаточного спроса в 2009 году значительная часть этих планов была перенесена на 2010 год, что предопределит в текущем году существенный рост общего предложения на рынке коммерческих дата-центров».

По данным «Современных телекоммуникаций», доля 10 основных игроков сегмента коммерческих дата-центров Московского региона составляет 53,4%, доля второй десятки – 17,6%. «На долю остальных участников рынка (42 оператора) приходится 29% площади залов, то есть менее трети, – отмечает ведущий эксперт компании «Современные Телекоммуникации» Александр Корсунский. – Общее количество коммерческих дата-центров в Московском регионе (в том числе, технологических площадок одного собственника) составляет 82».

В отчете «Современных Телекоммуникаций» указывается, что в 2009 году наибольшее число дата-центров (в том числе, новых залов в действующих дата-центрах) введено с площадью 100–300 кв. м (50%), но наибольшая площадь дата-центров введена в классе «более 300 кв. м» (56%). Из 26 новых дата-центров только у 5 площадь составляет менее 100 кв. м (19,3%). Доля дата-центров с площадью более 300 кв. м составляет 55,8% (по занимаемой площади). «Средняя площадь коммерческого дата-центра, введенного в эксплуатацию в 2009 году в Московском регионе, составляет 278 кв. м», – округляет статистику г-н Корсунский.

«Современные телекоммуникации» проанализировали объявленные дата-центрами планы на 2010 год и начало их фактической реализации в 1-м квартале 2010 года и пришли к выводу, что за счет ввода в эксплуатацию новых коммерческих дата-центров или новых технологических залов в действующих дата-центрах за период со 2-го квартала 2010 года по 4-й квартал 2010 года общее предложение должно увеличиться на 15 тыс. кв. м. «Однако, по результатам экспертной оценки реализуемости этих планов, можно утверждать, что объем ввода новых площадей в этот период времени будет находиться в диапазоне 4,5–4,9 тыс. кв. м, а прирост общего предложения на рынке коммерческих дата-центров Москвы в целом за 2010 год составит 5550-5950 кв. м», – считает Александр Корсунский.

«Последние два года рынок ЦОД в Московском регионе находится на стадии активного развития. По нашим оценкам, в Москве в 2008-2009 годы открылось не менее 25 новых площадок, было анонсировано к открытию (расширению существующих мощностей) еще более 10», – приводит свою оценку ситуации на рынке дата-центров начальник отдела маркетинга телекоммуникационной компании «Караван» Наталья Белозорова. – Для 2009 года было характерно влияние на рынок кризисной ситуации. Снизились темпы роста спроса, приоритеты клиентов (особенно в малом бизнесе) сместились от требований к надежности в сторону экономической эффективности. Как следствие, произошло некоторое смещение спроса в сторону ЦОДов более низкой категории надежности, повысилась важность ценового фактора и обострилась конкуренция в низком ценовом сегменте. Поэтому, вполне логично, что анонсированные ранее планы по открытию новых (расширению существующих) площадок были перенесены».

«Новые площадки запускаются, клиентов на них не прибавляется, – согласен и генеральный директор ЦОД «Славянский» Павел Савранский. – К величайшему сожалению, предложение значительно выше спроса, в 2008-2009 годах рынок был перегрет частично самими операторами ЦОД, частично клиентами (увы, это так), что привело к перенасыщению рынка предложениями на любой кошелек и на любой вкус, от простейших серверных до современных ЦОДов. К сожалению и кризис сыграл злую шутку с рынком ИТ в целом: как правило, серверное и сетевое оборудование (а именно это оборудование размещается в ЦОДах) очень дорогое, и бизнес не всегда в состоянии приобрести его без посторонней помощи, а с кредитами и лизингом не все так просто, как кажется».

В целом же игроки рынка полагают, что оценивать построенные ЦОДы только по площади не совсем корректно, а вернее, совсем не имеет смысла.

«Надо оценивать по количеству стоек/кВт, так как можно анонсировать зал на 1 тыс. кв. м, в котором будет 300 стоек по 3 кВт, и практически ничего толкового в них не разместить, – уверен Павел Савранский. – Естественно, игроки рынка завышают площадь своих площадок, либо, не вдаваясь в подробности, озвучивают «округленные» цифры».

«При подходе к анализу только по площади уровень оценки может на порядок отличаться от действительности, – отмечает Наталья Белозорова. – Для получения объективной картины надо принимать во внимание, как минимум, факторы введенной в эксплуатацию энергетической мощности и категории надежности».

Что касается спроса на услуги дата-центров, то, по оценке «Каравана», он имеет хороший потенциал для роста, особенно в сегменте высоконадежных ЦОДов (Tier III и Tier IV).

«Оценить реалистичность планов введения в эксплуатацию новых коммерческих ЦОД или новых технологических залов в действующих ЦОДах довольно сложно, – говорит Наталья Белозорова. – Открытие/расширение каждой конкретной площадки зависит от ряда факторов: наличия инвестиций, уровня затрат на строительство ЦОД выбранной категории надежности, уровня спроса в целевом сегменте, ценовой политики и пр.».

Читайте также:

Як і навіщо Facebook обігріває житлові будинки

Перший в світі плавучий дата-центр

Переход в онлайн: освоение технологий для пожилых

Про бото-фермы и фейковых инфлюенсеров