Следует ли сделать программирование обязательной дисциплиной в общеобразовательных школах? Несмотря на очевидную рациональность, эта инициатива имеет свои подводные камни. Мы предлагаем читателям адаптированный перевод статьи об американском опыте внедрения науки написания кода в школы.
История Code.org
В конце июня в Белом доме собрались титаны техноиндустрии: Тим Кук (Timothy D. Cook), исполнительный директор Apple, прямо сказал президенту Дональду Трампу (Donald Trump) о том, что государственные школы могут и должны в большей степени соответствовать потребностям страны. По его словам, чтобы помочь преодолеть «огромный дефицит навыков, которые необходимы нам сегодня», правительство должно сделать всё возможное и внедрить изучение программирования в школах.
«— Программирование должно быть обязательным предметом в каждой государственной школе, — сказал Тим Кук президенту США.»
На самом деле, в основе этого посыла — инициатива самой компании Apple по продвижению курсов программирования в школах. Но даже без поддержки Трампа Кремниевая долина уже развивает эту идею, во многом благодаря маркетинговой стратегии Code.org — некоммерческой организации, которую поддерживает сама IT-индустрия.
Code.org была основана в 2012 году Хади Партови (Hadi Partovi), одним из первых инвесторов Facebook и Airbnb, и его братом-близнецом Али Партови (Ali Partovi), который инвестировал в Zappos и Dropbox. Организация впервые получила известность благодаря использованию вирусного видео с целью вызвать массовый интерес людей к программированию. Теперь цель Code.org — внедрить изучение программирования в каждую государственную школу в Соединённых Штатах.
В мире, основанном на технологиях, информатика стала столь же важной для учеников, как чтение, письмо и математика. «Знание шифрования так же важно, как и знания о фотосинтезе» — утверждает Хади Партови. Кроме того, компьютерная наука важна для американских технологических компаний, которые в значительной степени зависят от иностранных инженеров. Усилия Трампа по ограничению иммиграции делают программу обучения американцев кодированию ещё более привлекательной для индустрии.
За несколько лет Code.org собрала более $60 млн от Microsoft, Facebook, Google и Salesforce, а также отдельных руководителей предприятий информационных технологий и фондов. Это помогло убедить два десятка государств изменить свою политику и законы в области образования, одновременно создавая бесплатные вступительные уроки программирования под названием «Час кода», в которых приняли участие более 100 млн учеников по всему миру, включая и Украину.
По сути, Code.org стала новым прототипом реформы образования в Кремниевой долине: это организация, ориентированная на социальную среду, которая подталкивает к изменениям в образовательной сфере, разрабатывает учебные программы, предлагает уроки онлайн и обучает даже учителей, затрагивая почти все аспекты образовательного процесса. «У них многопрофильный подход», — говорит Эми Клемент (Amy Klement), партнёр в Omidyar Network, благотворительной инвестиционной организации, созданной основателем eBay Пьером Омидьяром (Pierre Omidyar) и его женой Пэм, которые предоставили Code.org сумму в $5,5 млн.
Но система многоуровневого влияния Code.org также поднимает следующий вопрос: не пытается ли Кремниевая долина использовать государственные школы для удовлетворения своих собственных интересов — в данном случае, потребности в инженерах-программистах?
«— Если бы я была членом законодательного собрания штата, я бы определённо интересовалась мотивом», — заявила Сара Рекхоу (Sarah Reckhow), доцент кафедры политологии Мичиганского государственного университета.
Интересы Долины vs. интересы учащихся
Партови говорит, что хочет дать ученикам возможность развивать те же навыки, которые в своё время помогли ему и его соратникам добиться успеха. В детстве он иммигрировал с семьёй из Ирана в Соединённые Штаты, изучал компьютерную науку в Гарварде, а затем продал стартап по распознаванию речи Microsoft за $800 млн. Но он признаёт некоторые интересы отрасли в проекте: «Если вы управляете технологической компанией, очень сложно нанимать и удерживать инженеров». Сегодня Code.org — один из крупнейших поставщиков бесплатных онлайн-уроков программирования и других комплексных учебных программ. Программа даёт доступ к учебным семинарам более чем 57 тыс. учителей. Взлёт Code.org совпадает со стремлением техногигантов переделать американские начальные и средние школы, внедрить использование компьютеров и обучающих приложений к 2020 году, когда рынок достигнет $21 млрд (если верить прогнозам обозревателей).
В прошлом году Apple выпустила бесплатное приложение под названием Swift Playgrounds, предназначенное для обучения программированию на языке Swift, который компания представила в 2014 году. В мае текущего года Apple запустила ежегодную учебную программу для средних школ и колледжей по обучению дизайну приложений в Swift. Apple также поддерживала Code.org и предоставила помещения в своих магазинах для проведения «Часа кода».
До появления Code.org Национальный научный фонд (National Science Foundation), отраслевые эксперты и специалисты из сферы образования долгое время работали над разработкой и внедрением компьютерных наук в школах. В 2009 году, например, инженер Microsoft запустил программу под названием Teals (для технологического образования и грамотности в школах), которая направляла волонтёров из IT-компаний в школы, чтобы помочь процессу обучения.
Тогда Партови и пришла идея использовать вирусное видео, чтобы вызвать массовый интерес к курсам. Он начал с того, что убедил Билла Гейтса (Bill Gates) и Марка Цукерберга (Mark Zuckerberg) появиться в короткометражном фильме, продвигающем программирование среди студентов. За первую неделю на YouTube ролик под названием «Чему не учит большинство школ» (What Most Schools Don’t Teach), собрал почти 9 млн просмотров. Партови рассказал, что в течение двух недель с ним связались около 20 тыс. учителей:
Партови сравнил подход Code.org с такими стартапами, как Airbnb и Uber:
«— Airbnb влияет на сам процесс путешествия, но сама компания не владеет гостиницами. У нас похожая модель, мы совершаем переворот в образовании, но не управляем школами и не нанимаем учителей».
Вскоре после выхода видео Партови случайно встретился со своим соседом Брэдфордом Л. Смитом (Bradford L. Smith), который позднее стал президентом Microsoft. На тот момент Смит как раз опубликовал отчёт, в котором призывал разработать федеральный план подготовки студентов к карьере в области информатики и техники. Партови, со своей стороны, надеялся, что его послание об улучшении карьерных перспектив благодаря изучению программирования станет вирусным. Он предложил Смиту посмотреть видео, и в результате Microsoft стала крупнейшим спонсором Code.org. Смит приравнял их с Партови работу к образовательной инициативе в конце 1950-х годов. Тогда СССР только что выиграл космическую гонку, запустив спутник, и в США приняли закон о финансировании курсов физики и других наук.
Партови рассказал, что вместе с активистами Code.org и Microsoft им удалось убедить руководство 24 штатов обеспечить компьютерным наукам финансирование, необходимое для тематического образования в рамках средней школы. Наряду с такими группами, как Black Girls Code, Girls Who Code и Latina Girls Code, Code.org работал над тем, чтобы предмет был доступен для разнообразных групп учащихся. Но движение получило поддержку и на законодательном уровне, что могло бы дать компаниям огромное влияние в государственных школах, начиная прямо с детского сада.
Закон и наука
В прошлом году Microsoft и Code.org помогли выдвинуть законопроект об образовании в штате Айдахо, который, как предупреждают исследователи в области образования, может поставить интересы индустрии выше интересов студентов. Также он может повлиять на то, что школы будут обучать конкретным языкам программирования, которые необходимы определённым компаниям, а не более общим подходам к решению проблем, которые пригодятся ученикам в жизни.
В законопроекте Айдахо, в частности, говорится: «Необходимо, чтобы усилия по расширению обучения в области компьютерных наук были обусловлены потребностями индустрии и развивались в партнёрстве с индустрией». Когда репортёр проинформировал Смита об этой формулировке из законопроекта, он, похоже, был ошеломлен и заявил, что не одобрял этого. «Общее государственное образование не должно основываться на потребностях какой-либо конкретной отрасли — или на потребностях промышленности в целом», — сказал президент Microsoft.
Партови отметил, что Code.org выступал против «более экстремального» законопроекта о программировании во Флориде, который требовал бы от студентов получения отраслевой сертификации. Тем не менее, он добавил: «Мы действительно думаем, что компании, которые работают в отрасли технологий, должны играть определённую роль».
Закон штата Айдахо вступил в силу в прошлом году. Одним из первых его результатов была новая, разработанная совместно с Oracle программа для обучения учителей школ тому, как преподавать популярный язык программирования Java. Другие компании, в том числе производитель микропроцессоров Micron Technology, участвуют в разработке стандартов информатики для школ Айдахо. «Некоторые люди полагают, что индустрия будет двигать нашу систему образования вперёд, но это абсолютно не так», — сказала Анджела Хемингуэй (Angela Hemingway), исполнительный директор Idaho STEM Action Center, которая курирует инициативу в области информатики в штате. Конечно, многие родители и сами ученики хотят, чтобы в школе изучали компьютерные науки. Но что, если какой-то другой предмет — скажем, наука о данных, которая включает в себя вычисления — окажется более важной и широко применимой в их последующей жизни и карьере? Привилегированность компьютерных наук нивелировала более широкую дискуссию о том, могут ли школы лучше подготовиться к обучению современным предметам. Это также затмило спор о том, будет ли полезнее изменить традиционные математические классы, чтобы увеличить акцент на статистие и т.д.
Смит убеждён, что IT-компании и филантропы пытаются открыть двери для своего предмета. «— Нам действительно нужна национальная дискуссия о широком спектре интеллектуальных дисциплин, которые будут иметь фундаментальное значение для будущего американских студентов. Такие дисциплины не замыкаются на одном предмете». Партови согласен: «У нас в стране ведётся много споров о том, как учить, и недостаточно дискуссий о том, чему».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Источник: Nytimes