Для предыдущего поколения умение использовать IT было нишевым навыком. Сегодня это – ключевая компетенция для достижения успеха в большинстве сфер жизни. Именно поэтому цифровые навыки – это неотъемлемая часть комплексной системы образования. Без национальной программы цифрового образования контроль и доступ к технологиям будет распредёлен неравномерно, что в дальнейшем усугубит неравенство и будет препятствовать экономической мобильности. Что же делать подрастающему поколению, чтобы избежать проблемы отставания от своих сверстников в странах, которые лучше развиты технологически?
Каков ваш DQ?
Задача для педагогов — не ограничиваться пониманием IT как инструмента или «образовательных платформ». Вместо этого воспитывайте в учениках умение пользоваться ІТ и уверенность в своих знаниях. Такие черты пригодятся, чтобы преуспевать и онлайн-, и оффлайн — в мире, где цифровые медиа везде. Как IQ или EQ, которые используются для оценки общего и эмоционального интеллекта, индивидуальную восприимчивость человека к цифровым медиа тоже оценивается. Этот показатель называется DQ — цифровой интеллект.
DQ делится на три составляющих:
- цифровое гражданство — безопасное, сознательное и эффективное использование цифровых технологий и медиа;
- цифровое творчество — возможность стать частью цифровой экосистемы путём совместного создания контента и воплощения идей в жизнь при помощи цифровых инструментов;
- цифровое предпринимательство — использование цифровых медиа и технологий для решения глобальных задач.
Больше внимания цифровому гражданству
Из этих трёх уровней цифровому творчеству уделяют больше внимания. Школы пытаются приобщить детей к медиаграмотности, навыкам программирования и робототехнике. Это напрямую связано с будущим трудоустройством и созданием новых рабочих мест. Также сегодня существуют важные образовательные инициативы (по типу американской code.org и африканской IamTheCode.org), которые расширяют доступ к изучению программирования.
Поощряется и цифровое предпринимательство. Особенно это касается среднего и высшего образования. Университеты внедрили и разработали новые курсы, например – «технопредпринимательство» (technopreneurship) и предпринимательские хакатоны для поддержки культуры инноваций. Видны глобальные тенденции, цель которых – привить детям навыки социального предпринимательства. Над этим работают менторские программы (Mara Foundation) и школьные инициативы (Ashoka Changemaker School).
А вот цифровое гражданство часто остаётся без должного внимания со стороны педагогов. Хотя оно имеет основополагающее значение для способности человека использовать технологии и жить в цифровом мире. Ребёнку стоит изучать цифровое гражданство как можно раньше. В идеале в то время, когда дети начинают играть в игры, использовать социальные медиа или цифровые устройства.
Цифровые навыки, которые следует усвоить детям
Педагоги склонны считать, что дети усвоят эти навыки самостоятельно или что их стоит формировать дома. Из-за цифрового разрыва в случае с поколением Z, которое выросло в эру смартфонов и социальных медиа, ни родители, ни учителя не знают, как правильно дать детям эти навыки.
Маленькие дети часто подвергаются зависимости от технологий, кибербуллингу (интернет-травле) и склонению к развратным действиям через интернет. Также они впитывают деструктивные поведенческие нормы, которые влияют на способность общаться с окружающими. К сожалению, большинство детей сталкивается с такими проблемами. И пагубному воздействию подвержены уязвимые группы, к которым относятся дети со специальными потребностями, представители национальных меньшинств и дети из малоимущих семей. Эти категории чаще подвергаются риску и сталкиваются с серьёзными последствиями.
Так каким же навыкам обучать детей в рамках цифрового гражданства? Можно выделить 8 таких навыков:
- Личность цифрового гражданина — создавать и контролировать здоровую личность онлайн и оффлайн в согласии с собой.
- Организация экранного времени — самостоятельно организовывать время, проведённое за экраном, мультизадачность и вовлечённость в онлайн-игры и социальные медиа.
- Умение справляться с онлайн-травлей — способность выявлять подобные ситуации и умело решать их.
- Организация кибербезопасности — защищать информацию, создавая надёжные пароли и справляясь с кибератаками.
- Управление приватностью — осторожно обращаться с персональной информацией, распространяемой онлайн, чтобы оберегать свою и чужую приватность.
- Критическое мышление — различать истинную и ложную информацию, хороший и вредный контент, надёжные и сомнительные контакты в интернете.
- Цифровые следы — понимать суть цифровых следов и их значение в реальном мире, а также умение с ними справляться.
- Цифровая эмпатия — проявлять сочувствие как к своим, так и к чужим нуждам и чувствам в интернете.
Как выглядит качественное цифровое образование
Изучение цифрового гражданства включает анализ и обратную связь. Инструменты анализа должны быть комплексными и адаптивными , чтобы оценивать профессиональные и коммуникативные навыки. В конечном итоге такие оценки — это средство обратной связи, дающее детям понимание слабых и сильных сторон и помогающее найти путь к успеху.
Национальным лидерам надо осознать цифровое гражданство как фундамент цифрового интеллекта. Участники национальной сферы образования должны запустить программы цифрового гражданства в рамках общей структуры DQ-образования.
Главное, чтобы люди вводили цифровое образование в своих сферах влияния: родители – дома, учителя – в классах, лидеры – в сообществах. Не стоит откладывать. Нет времени ждать. Дети уже погружены в цифровой мир и влияют на будущее. И только от нас зависят необходимые навыки и поддержка.
Доменный регистратор №1 в Украине imena.ua
Больше о цифровом образовании вы можете прочесть в наших материалах:
- Как меняется образование в постиндустриальную эпоху
- Как получить высшее образование через интернет
- 11 кардинальных изменений в мире будущего
Источник: WeForum