Борьба за интернет-приватность: удаление контента

Должны быть действительно существенные основания для удаления поисковиком какого-то контента из Интернета по запросу частного лица или госоргана. Но нужен ли вообще такой способ защиты приватности?

 
 
 
Недавно Google обнародовал традиционную статистику заявок, поступивших от государственных органов разных стран, касаемо удаления определенного контента. Как госорганы, так и частные лица, направляют запросы на удаление контента, руководствуясь различными мотивами: клевета, конфиденциальность, критика правительства, выдача себя за другое лицо, контент «для взрослых», дискриминационные высказывания, пропаганда насилия, авторские права, нацбезопасность и т.п. Кстати, полностью или частично Google удовлетворяет около 60-75 % таких обращений.

В данном отчёте (за первое полугодие 2012 года) статистики относительно Украины нет – возможно, наши чиновники еще не добрались до такого популярного решения проблемы утечки компрометирующей информации в Сеть. Но вот Министерство внутренних дел соседней России ходатайствовало об удалении с YouTube 160 видеороликов, содержащих экстремистские материалы, и доступ к этим видео на территории РФ ограничен.

Нужны действительно существенные основания для удаления какого-то контента!

Руководитель холдинга Internet Invest Group Александр Ольшанский, с которым ЮРЛИГА обсудила данную тему, считает невозможной ситуацию в Украине, при которой чиновники «дорвутся» до вышеуказанной процедуры и начнут систематически зачищать информпространство. А вот частные лица наверняка могут и будут обращаться в Google с требованием убрать незаконный (по их мнению) контент: «Как быстро будет обработан этот запрос в Google – неизвестно, но исходя из того, что те же США чрезвычайно уважает приватность, такое удаление контента возможно».

Как рассказал эксперт, существуют два вида запросов, которые получают интернет-компании:

1) на раскрытие некой информации (например, кому принадлежит аккаунт, информация о пользователе и его переписке и т.п.);
2) на удаление нежелательной информации из различных сервисов (Ютуб, соцсети, блоги и т.п).

«Если говорить о США, то в отличие от нашей страны, первая поправка к Конституции США о свободе слова представляет не декларацию, а юридически очень действенный механизм, и даже саму основу мышления людей, живущих там. Нам это тяжело представить. Меня часто спрашивают – так что, каждый может написать что хочет? Да, представьте себе, может, и там это уже происходит уже двести лет, и это было задолго до Интернета. Поэтому нужны действительно существенные основания для удаления какого-то контента – призывы к терроризму, насилию, явное нарушение морально-этических норм», – разъяснил А.Ольшанский.

А нужен ли вообще такой способ защиты приватности? Ведь мир сильно изменился: когда-то вся информация была сложнодоступна, потом механизмы распространения информации стали совершенствоваться, и как следствие – сокращаться «зона секретности», рассказывает А.Ольшанский.

На сегодня обеспечить (в отношении государства или физлица) какую-то зону секретности и приватности – чрезвычайно затратно. Поэтому содержать в секрете можно очень мало информации. Как только пытаются расширить эту зону секретности – происходит прорыв по типу Вики-ликс. То же самое касается и приватной жизни. «Люди пересмотрят свое отношение к данной теме, – считает эксперт,- и я думаю, что зона приватности и дальше будет сокращаться. И касаемо государства тоже».

Если ваша информация уже «утекла» – конечно, можно куда-то обращаться. Но главный вопрос к вам самим – значит, вы либо плохо ее защищали, либо слишком расширили зону секретности, объяснил А.Ольшанский.

«В этом американцы впереди нас – у них такое понимание произошло давно, и они лучше понимают, что нельзя пытаться законодательно защитить то, что незащитимо по сути. Нельзя издавать закон, который невозможно исполнить, – это и подрывает уважение к законам, и приводит к трате ресурсов на невыполнимые задачи, – рассказал А.Ольшанский. – Поэтому когда наши законодатели пишут всевозможные законы о защите информации, персональных данных, правильно будет подходить к этому с такой точки зрения: насколько нужно сократить зону защиты, чтобы это было выполнимо в реальной жизни? Это проблема не только Украины, европейский законодатель тоже часто пытается урегулировать и защитить то, что защитить невозможно в современном мире».

—————-
Александр Ольшанский – соорганизатор и идеолог самой большой IT-конференции Украины iForum, который в этом году состоится 24 апреля в Киеве.

Читайте также:

Як відкривали ювілейний iForum — перше відео вже онлайн

Александр Ольшанский: «Для частного инвестора ICO — это возможности, которых раньше не было»

25 років домену .UA — яке майбутнє у доменної індустрії?

Александр Ольшанский: «Через 5-7 лет признанием суверенитета будет использование технологии блокчейн»