Пол Грэм, Y Combinator: «Забывать прочитанное — нормально»

Люди читают по разным причинам: чтобы получить знания, чтобы развлечься и скоротать время или для того, чтобы быстрее уснуть. Кому-то важно запомнить прочитанное, кому-то — нет. Тем, кто относит себя к первой категории, эта статья станет настоящим бальзамом на душу, ведь теперь можно перестать отчаиваться, если не удаётся запомнить весь прочитанный материал.

465350

Нечего пересказывать

Один из самых популярных вопросов, которые задают себе читающие люди, звучит так: «Какой смысл читать, если я всё равно это забуду?» Пол Грэм (Paul Graham), эссеист и основатель стартап-инкубатора Y Combinator, задаётся тем же вопросом в своём эссе How You Know:

«— Я читал летопись Виллехардуина о Четвёртом Крестовом походе, по меньшей мере, два раза, а возможно, и три. Тем не менее, если бы мне пришлось написать всё, что я запомнил из прочитанного, сомневаюсь, что получилось бы больше страницы. Эта неловкость возрастает в разы, когда я смотрю на свои книжные полки. Какой же смысл читать все эти книги, если я запоминаю так мало?»

Многие из нас чувствуют почти экзистенциальный страх того, что мы можем «потерять» ту мудрость, которую извлекаем из прочитанного. Но подобные опасения необоснованны. Прежде всего, если вы любите книги, память запоминание никогда не является проблемой. Если вы читаете ради удовольствия, какой вред может причинить забывчивость? Можно снова и снова наслаждаться замечательной книгой, а ведь для любителя чтения — это даже здорово. Но есть большая аудитория тех, кто читает прицельно для того, чтобы вынести что-то из книг. О запоминании прочитанного написано немало (обратите внимание на это, суммируйте то, заучите и т.д.), но у Пола Грэма есть новое и более интересное решение. Давайте посмотрим.

Забывчивость – вовсе не забывчивость

Размышляя о забытых страницах «Хроники Крестовых походов» Вильярдуина, Грэм приходит к интересному выводу. Хотя он забыл отдельные факты, даты и события, он запомнил нечто гораздо более важное:

«— Думая о том, что вынес из летописи Виллехардуина, я осознал, что не столько важны конкретные детали, как ментальные модели крестовых походов, Венеции, средневековой культуры, осадной войны и т. д… «Урожай» знаний оказался не таким мизерным, каким мог сперва показаться».

То, что мы выносим из книг — это не просто коллекция имен, дат и событий, хранящихся в голове, как файлы на компьютере. С помощью ментальных конструкций книги также меняют реальность, которую мы воспринимаем. Вы можете рассматривать ментальные конструкции как психологические объективы, которые окрашивают и формируют то, что мы видим. Некоторые из них обусловлены генетически или культурно (американцы обращают внимание на одни части картины, японцы — на другие), но большая часть нашего восприятия определяется опытом, а опыт включает книги, которые мы читаем.

«— Чтение и опыт тренируют модель мира конкретного человека. И даже если вы забудете что-то из прочитанного, оно, так или иначе, повлияет на вашу модель. Наш ум подобен скомпилированной программе, источник которой утерян. Это работает, но вы не знаете как».

Возьмём Шерлока Холмса, например. В памяти всплывают небольшие фрагменты (пятнистые полосы, кокаин и большие собаки), а ярые почитатели творчества сэра Артура могут похвастаться и другими подробностями. Можно не помнить, кто кого убил, что делал или говорил Шерлок (кроме избитой фразы «Элементарно, Ватсон!»), но вынести из этих историй нечто большее — научиться мыслить. Теперь давайте сделаем ещё один шаг. Как эта идея ментальных моделей помогает нам лучше читать?

Читайте, чтобы формировать ментальные модели

Не все книги одинаковы, как и не все страницы этих книг. Когда мы читаем, некоторые значимые фразы, понятия и идеи (то, что Флобер называл «эрекцией ума») выделяются чётче других. Наши «психологические линзы» фильтруют книги, которые мы читаем, выделяют и выбирают то, что наиболее актуально для нас в настоящий момент.

Хотя глаза воспринимают все слова, а руки перелистывают все страницы, мы никогда не воспринимаем книгу полностью — ментальные модели подтверждают это. Многие люди доверяют своей интуиции: если какая-то информация в буквальном смысле наваливается на них, значит, это важно. Вы можете делать пометки или выписывать фразы из книг — своеобразный акт разговора с автором. Это создаёт связь в сознании, которая обновляет ментальные модели. Конечно, такая практика не нова. Маркировки называются маргиналиями, и читатели оставляют их на страницах со времён появления книг.

Перечитывайте

«— Хорошая книга становится лучше при втором прочтении. Отличная книга — при третьем. Любую книгу, которую нет смысла перечитывать, нет смысла и читать», — считает Нассим Талеб (Nassim Taleb).

А теперь второй совет. Если мозг постоянно «модернизирует» свои собственные ментальные модели, значит, он никогда не воспринимает реальность одинаково. Это также означает, что ни одна книга не является такой же, когда вы читаете её снова. Грэм (используя более сложные, компьютерные метафоры) продолжает: «Чтение и опыт обычно «компилируются» в то время, когда происходят, используя состояние вашего мозга в этот момент. Та же книга будет восприниматься по-разному в разные моменты жизни. Это означает, что следует неоднократно перечитывать важные книги. Я всегда испытывал некоторые опасения по поводу перечитывания книг. Я бессознательно сосредотачивался на чтении как на работе, в которой необходимость повторять что-то снова — это признак ошибки».

Возможно, стоит прислушаться к мудрому совету Сенеки, который две тысячи лет назад писал следующее:

«— Отведывать от множества блюд признак пресыщённости, чрезмерное же разнообразие яств не питает, но портит желудок. Потому читай всегда признанных писателей, а если вздумается порой отвлечься на другое, возвращайся к оставленному. Каждый день запасай что-нибудь против бедности, против смерти, против всякой другой напасти и, пробежав многое, выбери одно, что можешь переварить сегодня».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Источник: Medium

Читайте также:

Що почитати на вихідних? Огляд книги «Штучний інтелект: перезавантаження» Гері Маркуса та Ернеста Девіса

Новые технологии улучшат образование вашего ребёнка, но не его творческий потенциал

Про бото-фермы и фейковых инфлюенсеров

Как компании используют технологии для отслеживания работников