Беседа с командой украинской платформы городских аудиогидов Guide4Me

Если вы думали, что все возможные туристические стартапы на украинском рынке уже запустились и работают, сегодняшние наши гости намерены избавить вас от этого заблуждения. В гостях у нашей редакции побывали Олег Дегтярёв и Александр Лобунец, СЕО и СТО платформы городских мобильных аудиогидов Guide4Me.

— Расскажите, как всё начиналось: у кого появилась идея создания Guide4Me, как выбирали название и много ли людей стояло у истоков проекта?

Впервые такая идея посетила меня во время романтического отдыха в Венеции в марте 2011 года. Это была поездка в роли свободного туриста (купил билеты и забронировал отель), поэтому программу развлечений пришлось составлять самостоятельно. В их поисках мы и набрели на ларёк с аудиогидами, где взяли в аренду на 2 дня ужасный девайс с бумажной картой и отмеченными на ней точками с рассказом по каждой из них. Сказать, чтобы мы остались недовольны качеством этого аудигида, — не сказать ничего. Тем не менее, он смог скрасить наше праздное пребывание в Венеции, помог ещё лучше ощутить атмосферу и душу этого города. Было забавно смотреть на пробегающие группы туристов в попытке «успеть всё», которые в этой спешке теряли главное — атмосферу города.

СЕО Guide4Me Олег Дегтярёв

СЕО Guide4Me Олег Дегтярёв

В то время я был счастливым обладателем первого телефона на Android — HTC G1. Тогда у меня и появилась идея, что было бы отлично использовать возможности смартфонов для такого рода аудиогидов: есть карты, навигация и уж точно проигрывание аудио. Беглые попытки найти что-то похожее не дали результатов. Идея осталась, зрела, но до реализации так и не дошло. В ту пору я был вовлечён в развитие своего бизнеса, который отбирал все мои ресурсы.

Осенью 2012 года после продажи своего бизнеса меня уговорили поучиться в Польше, в Замосце. Пробыл я там всего 3 дня, и после учёбы не было времени искать гида, чтобы нас познакомить с историей этого городка. Мы прогулялись по центру города, который относится ко Всемирному наследию ЮНЕСКО, но ничего не узнали из этой прогулки. Аудиогидов для столь маленького городка и без обильного потока туристов просто не было. Их невыгодно создавать и поддерживать для таких городков (всё же это не Париж и не Лондон). Ещё один «кирпичик» в построение идеи будущего продукта Guide4.me был заложен здесь.

А дальше Вселенная начала помогать мне в реализации этой идеи — нашлись нужные люди с деньгами, которым понравилась идея и они согласились помочь. А людей, кто был способен разработать такого уровня продукт, я знал давно.

— Где брали первые деньги на разработку: вкладывали собственные сбережения или привлекали инвестора?

Остатки денег после продажи моего бизнеса я вложил в этот проект, но это была капля в море. Потому львиную долю мы привлекли от инвестора, которого заинтересовала идея сразу, но он долго решался на нетипичную для него инвестицию. Но через 3 месяца он решился попробовать что-то новое, а мы получили карт-бланш на разработку продукта.

Download-a-sample_EN

— Как долго работали над проектом, прежде чем представить приложения? Знаем, что первые версии поступили в Apple App Store и Google Play совсем недавно.

Это — первый продукт такого рода не только для инвестора, но и для меня. Команду мы смогли сформировать из отличных специалистов, но, как и я, многие из них оказались перфекционистами. Стремление к идеалу значительно затягивало процесс разработки, пока мы не осознали, что существенно отстаём от графика. Осознав свою ошибку, мы сильно поменяли подход к разработке и решили всё же выпустить минимальную версию продукта, а не тот идеал, который хотелось бы нам всем. Тем более, что наши желания могут сильно отличаться от желаний пользователей.

Решено было ограничиться минимальной функциональностью и далее развивать продукт, основываясь на отзывах пользователей, чтобы понять, нужна ли та или иная из запланированных нами фишек. И мир увидел наш продукт. Пусть и через полтора года разработки, а не через год, как мы планировали изначально.

Impression_EN

— С релизом приложений можем поздравить — что будете делать дальше? Как выглядит на сегодняшний день модель развития Guide4Me?

Дальше мы планируем дорабатывать продукт, как я говорил ранее. Но главная задача и проблема на данный момент — это маркетинг. Как оказалось, создать продукт — это даже не половина работы. Сейчас начинается самое сложное: продвижение продукта. И самое интересное, поскольку здесь для меня и большинства команды это — неизведанное поле, где нужно многому учиться и много экспериментировать. Также планируем развивать продукт и для использования музейных гидов, но это чуть более поздние планы.

— Сколько городов покрывает своими аудиогидами Guide4Me на сегодняшний день? Есть ли планы по расширению базы и когда примерно их ждать?

На данный момент наши партнёры опубликовали через нашу платформу гиды для более 80 городов мира на русском, английском, немецком и французском языках. К нашей радости, это число растёт. Мы создаём не просто аудиогиды, а именно платформу, посредством которой любой желающий может сделать и опубликовать свой гид абсолютно бесплатно. Именно благодаря этому я надеюсь, что мы сможем увидеть гиды для небольших городков, как Замосць, где есть история и легенды, но не было ресурсов всем этим поделиться в удобной и доступной форме.

Marketplace-with-search_EN

— Расскажите о технологической стороне проекта. Какие технологии, платформа и методы доставки аудиоконтента используются? Насколько платформа защищена от нежелательного воздействия?

Тут у нас не самое обычное сочетание технологий. Бэк-энд написан на Go, веб-клиент использует CoffeScript в сочетании с React.js, с мобильными приложениями чуть более стандартная ситуация, но там тоже есть свои «чудеса».

Контент мы пока не шифруем, но планируем генерацию защищённых пакетов с сервера на устройство, используя асинхронные алгоритмы шифрования (под отдельного пользователя). При желании, сломать можно всё: для этого достаточно джейлбрейкнуть телефон, и ты получаешь полный доступ — зависит только от наличия свободного времени и упорства.

Ну и пароли в открытом виде не храним, конечно (смеется). А если пользователь нам не доверяет, то спасёт авторизация с аккаунтами Facebook или Google.

Notification-about-POI_EN

— Вы используете собственную платформу или адаптировали какие-то открытые технологии?

Сделали свою платформу, ничто из существующего не подошло под идеи, которые мы реализовали и планируем дальше реализовывать. Конечно, мы используем открытые технологии, open-source, программные библиотеки и инфраструктурные сервисы, но всё, что касается продуктовой части — свои разработки.

— Насколько знаем, украинских аналогов вашего стартапа нет — кого вы считаете своими конкурентами и почему? Если будете выходить на зарубежный рынок аудиогидов, как собираетесь конкурировать?

Да, украинских аналогов нет. Но наше приложение не фокусируется исключительно на украинском рынке, его концепция позволяет быть глобальным. И перечень уже существующих гидов в нашей платформе — яркое тому доказательство.

Что же касается конкурентов, то на рынке есть немало продуктов, которые предоставляют аудиогиды, но которые не могут похвастать большим выбором вне ТОП-20 популярных туристических мест. Недавно мы нашли очень близкий по концепции продукт — izi.travel. У ребят уже реализованы и музейные гиды. Но рынок этот очень молод и растёт быстро, чему способствуют и наши конкуренты в немалой степени.

Потому сейчас мы больше партнёры по его развитию, а благодаря росту рынка место есть для всех. Конкурентами мы станем лишь тогда, когда рост остановится или значительно снизится, и нам придётся бороться за размер своего пирога. Но, к счастью, это не вопрос ближайших нескольких лет. К тому же, для большинства наших «конкурентов» мы выступаем дополнительной площадкой для продаж их продукта и дополнительной монетизации их контента. Провести чёткую границу «конкурент или партнёр» для нас затруднительно. Или, по крайне мере, это за нас решает их руководство, мы же открыты к сотрудничеству.

Player_EN

— Аудиогиды Guide4Me могут создавать только администраторы проекта или предусмотрена возможность для пользовательских кастомных экскурсий? Что нужно будет сделать пользователю, чтобы создать и выгрузить свою звуковую дорожку и фото для экскурсии?

Любой желающий может создать свой аудиогид, точнее даже — мультимедиа-гид. Вся соль в том, чтобы человек, которому есть что рассказать, который любит и знает свой город или даже район, мог поделиться своими знаниями с другими. Для этого ему стоит зайти на наш сайт и путём несложных манипуляций создать свой гид.

— Пользователи смогут зарабатывать на контенте? Если да, то как будет это происходить?

Да, сможет, если создаст хороший и интересный гид. В некоторых случаях мы даже будем вынуждены «заставлять» его зарабатывать, исключив возможность бесплатного распространия гида.

Возможно, у кого-то будет альтруистическое желание поделиться бесплатно своими знаниями. И он создаст действительно отличный продукт, невольно демпингуя на этой локации. Это может отбить желание других стараться и создавать новые качественные, но платные гиды, поскольку люди предпочтут халяву.

Так что оплата за гид — это не жажда нашей наживы на всём и вся, а инструмент регулирования и стимулирования, хотя и первое не исключается совсем.

— Кстати, поделитесь, как будете модерировать качество материала? Ведь кто-то будет писать дорожку на качественном оборудовании, а кто-то — на простой гарнитуре…

Новый гид, который публикуется автором, сначала проходит поверхностную премодерацию, чтобы исключить попадание в каталог откровенного «шлака». Далее гид должен получить рейтинг от пользователей, для чего он предоставляется бесплатно ограниченому количеству пользователей, оценивается ими и комментируется.

Уже исходя из этой оценки, система разрешает платную публикацию либо возвращает автору на доработку и исправление ошибок. В дальнейшем пользователи могут опираться на рейтинг и на комментарии при принятии решения о покупке этого гида, а не какого-то другого.

Автор, если хочет заработать, будет вынужден прислушиваться к отзывам пользователей и вносить изменения, иначе его гид ждёт забвение. Это позволяет «дёшево и сердито» модерировать многоязычные гиды и даёт возможность получить людям бесплатно продукт в обмен на оценку.

К сожалению, этот механизм модерации в минимальную версию не вошёл, но в процессе разработки. Сейчас мы ограничились премодерацией и надеемся, что китайские гиды не посыпятся к нам рекой до момента запуска системы «народной модерации».

Screen Shot 2014-09-25 at 11.36.58

— На чём планируете зарабатывать, как будет монетизироваться Guide4Me? Реклама, какие-то кобрендинговые проекты для туризма?

Вопрос с монетизацией предельно прост: комиссия с проданного гида. Это — основной способ монетизации и на этом этапе единственный. О рекламе и кобрендинге можно говорить лишь тогда, когда пользовательская база будет интересна для такого рода партнёров.

— Проект неоднозначный, но интересный. Инвесторы интересовались уже? Предлагали купить или вложить в вас много денег?

Инвесторы про нас не знают. Мы крайне непубличны были до выхода продукта. Это опять же связано с нашим грехом перфекционизма, и возможно, здесь он тоже играет не самую позитивную роль. Но для начала мы должны проверить несколько гипотез, чтобы определиться с наиболее эффективными из них. И лишь тогда мы сможем оценить наши потребности под конкретные задачи. Искать миллион-два, потому что это — красивые числа или «должно хватить на первое время», нам претит.

— Какие советы вы могли бы дать по итогам разработки запуска своего продукта тем, кто только начинает работу над собственным стартапом?

Не думаю, что имею моральное право чему-то учить, поскольку не считаю сам факт разработки продукта успехом проекта. Но маленький совет дать смогу. Если вы не готовы многому учиться и менять свои взгляды на многие вещи, не начинайте даже — поберегите силы, нервы, время, свои и не-свои деньги!

— Напоследок несколько пожеланий нашим читателям.

Чтобы не заканчивать разговор «запугиванием», добавлю чуть позитива. Смотрите внимательней по сторонам. Возможно, судьба подкидывает вам одну возможность за другой, чтобы у вас был шанс реализовать свою идею. Не проходите мимо! «Just do it!» — как велит нам слоган Nike.

Читайте также:

Большие надежды низкотехнологического смартфона

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Штучний інтелект змінить сферу туризму раз і назавжди

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога