Доступность сайта — не только для видящих и слышащих. Об инклюзивном usability

Эмма Грант написала колонку для Webdesigndepot о том, что сайт должен быть удобен не только для пользователей, у которых всё в порядке со зрением, слухом и другими органами чувств, но и для тех, у кого есть особые потребности и ограниченные возможности в восприятии информации.

По её мнению, визуальный дизайн и разнообразные «плюшки», прилагающиеся к нему, часто заменяют удобство и функциональность для пользователей даже с полным набором возможностей, не говоря уже о тех, у кого проблемы со зрением, распознаванием цветов, способностью слышать, читать или говорить.

Доступность сайта означает возможность всех групп пользователей взаимодействовать с ним одинаково эффективно. Но компании часто об этом забывают.

Если ваш дизайн не доступен всем сегментам потенциальной аудитории, теряются время и деньги

Согласно результатам исследования CDC, только в США 1/5 взрослых испытывают проблемы со слухом и почти 1/10 — плохо видят. В абсолютных величинах это — 58 млн человек.

Как полагаете, выиграет ваш бизнес или проиграет, если до 20% потенциального рынка не сможет воспользоваться вашими услугами в интернете просто потому, что сайт для них оказался набран слишком мелким шрифтом или содержал слишком мало информации с альтернативным способом передачи сведений (звук, картинка, язык жестов, крупные тексты, субтитры и т.д.)?

В ряде стран удобство использования сайтов закреплено законодательно

Если речь идёт о сайтах государственных структур, фондов и организаций, то они должны быть доступны всем категориям граждан (к примеру, подобные нормы закреплены в инструкциях и положениях о работе госучреждений в Соединённых Штатах).

В Штатах для этого принят целый пакет инструкций и документов, гарантирующих соблюдение прав различных групп населения. В Украине с правами людей с особыми потребностями ситуация, конечно, похуже (посмотрите хотя бы на то, как обстоят дела с безбарьерной средой в наших городах).

Аналогично удобными и универсально доступными должны быть сайты лечебных и учебных заведений, но почему-то все забывают о том, что коммерческие структуры и интернет-магазины тоже используются теми же людьми, которые учатся, лечатся, голосуют и платят налоги.

Инклюзивность веб-дизайна — обязанность моральная и этическая для издателя и владельца

Принцип равных возможностей нарушается, если вы игнорируете доступность сайта. Инклюзивный веб-дизайн, конечно, не прописан как обязательство, и большой процент людей с ограниченными возможностями даже смирится с тем, что не смогут услышать рекламу, прочесть текст, набранный мелким шрифтом, или рассмотреть картинки, выполненные в определённом цвете. Но будут и те, кто расстроится или даже разозлится, и кто-то может даже подать в суд.

Люди с особыми потребностями — не безликое безмолвное меньшинство

Именно с развитием интернета группы тех, кто может заявить о себе и защитить свои права, стали многочисленными. Раньше надо было собирать подписи под петицией на улицах, собирать мирные манифестации и добиваться приёма у чиновников. Сегодня даже инвалид, прикованный к креслу, при помощи ноутбука с подключением к интернету может написать разгромную публикацию в своём блоге — и завтра она попадёт на передовицы всех национальных и международных изданий. Организациям, компаниям и государственным структурам не стоит игнорировать тех, у кого есть самое мощное информационное оружие современности — клавиатура, экран и выход в сеть.

Универсальная доступность сайта повысит доверие и лояльность к бренду

Если у конкурента сайт недоступен для аудитории с особыми потребностями, а у вас есть возможности для тех, кто плохо видит, слышит или ограничен в использовании клавиатуры, — угадайте, кому достанется больше трафика?

К тому же, не забываем о «сарафанном радио» — популярность определённого сайта среди потребителей с проблемами речи, зрения, движения, слуха резко вырастет, если они увидят, что интерфейс и параметры веб-ресурса полностью продуманы так, чтобы учесть их особые потребности.

Опции для универсальной доступности не так уж сложно внедрить

Как бы часто не говорили о том, что запуск отдельной версии сайта для слабовидящих или людей с проблемами двигательного аппарата потребует дополнительных затрат, на самом деле запуск адаптивной версии и отдельного дизайна с учётом потребностей определённой аудитории — не настолько дорогостоящее решение.

Специальные плагины (многие из которых доступны бесплатно для различных CMS), «резиновая» вёрстка, настройка контрастности сайта при помощи CSS-эффектов — минимальный набор решений, которые помогут сделать ваш ресурс доступным для всех сегментов потенциальной аудитории.

Сделать сайт доступным не означает «сделать доступным для слепых» и успокоиться на этом

Современный интернет — одно большое визуально ориентированное пространство, и потому считается, что доступность сайта для «особой» аудитории — это доступность для тех, кто плохо видит или не различает цвета и оттенки.

Но есть проблемы и другого толка: у кого-то плохо со слухом, кто-то не может полноценно использовать набор текста на клавиатуре из-за врождённого дефекта запястий или ограниченной подвижности рук, кто-то вообще парализован и может лишь надиктовывать текст голосом. Как всем им пользоваться поиском, переходить по разделам сайта или пользоваться меню навигации?

Универсальный доступ — это когда управлять разделами сайта, поиском, потреблением контента, просмотром видео можно, используя любые способы: от пальцев рук до голоса.

Адаптивность и доступность — это не только затраты

Удобство просмотра на разных типах устройств и универсальный набор опций — тоже часть инклюзивного веб-дизайна. К тому же, универсальная доступность имеет ярко выраженный экономический эффект, если ваша целевая аудитория включает людей с особыми потребностями (интернет-магазины, которые продают медицинское оборудование или товары для инвалидов; сайты медицинских учреждений и ассоциаций; вузы и школы, где практикуется инклюзивное обучение). Им удобнее пользоваться — и они становятся постоянными потребителями ваших товаров и услуг, а продажи или уровень заказов / оплат начинают расти.

По материалам: webdesignerdepot.com