Александр Ольшанский: “У госорганов слишком много объектов регулирования. 90-95% того, что регулируется — регулировать не нужно”

Блиц-интервью агентству “Интерфакс-Украина” главы оргкомитета iForum и члена правления Интернет Ассоциации Украины Александра Ольшанского о подготовке к iForum, перспективах развития телекомрынка в условиях кризиса и надеждах на новую власть.

В связи с событиями с «дружественными соседями» и их активностью в Сети. Как Вы видите работу по обеспечению информационной безопасности страны? Речь о сайтах, чей контент призывает к сепаратизму, национальной агрессии, другим «добрососедским» идеям. С одной стороны – свобода слова и выбора, с другой – явные нарушения уголовного кодекса. Где грань, судьи кто?

Здесь важно, чтобы мы под предлогом борьбы с сепаратизмом не потеряли то, ради чего боролись — свободу слова. Я буду говорить о ресурсах украинских, потому что с российскими ресурсами история другая. Здесь должен быть подход примерно такой: если ресурс принадлежит живому человеку, которого можно идентифицировать, то на мой взгляд, до тех пор, пока не доказано, что существование этого ресурса финансируется или другим каким-то образом обеспечивается спецслужбами другого государства, мы вынуждены будем применять к нему действующую в нашей стране норму о свободе слова. То есть этот ресурс может писать все, что он хочет. До тех пор, пока а) он явно не нарушает закон, б) его можно найти — владелец его легко идентифицируется и с) не доказано в суде, что он каким-либо образом связан со спецслужбами другого государства.

Другая сторона медали: хакерская активность во время военной агрессии со стороны РФ. Не секрет, что атакам подвергались ведущие СМИ, государственные веб-ресурсы, провайдеры. Но официальных заявлений от гуру не было. Интересно Ваше мнение – это специалисты из Москвы или «фатальное» совпадение? Готова ли страна к виртуальной агрессии?

Я не знаю – специалисты ли это из Москвы или фатальное совпадение, но очевидно одно: в 21 веке методы «несанкционированного вмешательства в работу компьютерных сетей» могут использоваться в террористических, военных и других подобных целях. Готова ли страна к такой агрессии? Наверное, целенаправленно не готова. Но в принципе это тема для изучения и подготовки.

Вопрос о будущем рынка связи в Крыму. Что будет с украинскими предприятиями телекома, которые имеют там филиалы? Как вообще решать подобный вопрос? Будут ли там закрываться филиалы или будут переформатироваться, или какие вообще прогнозы?

Не знаю.

Чего Вы ждете от новой власти. Считаете ли Вы, что эта власть будет более благосклонна к рынку? Какие шаги именно от государства должны быть сделаны, чтобы улучшить работу отрасли?

Здесь я бы разделил то, что я ожидаю, и какие у меня надежды – это разные вещи. Надеюсь я на то, что новая власть возьмется за ум, обеспечит законодательство, которое сделает возможным рост экономики, обеспечит дерегуляцию в стране, сократит количество государственных чиновников и других людей, неявным образом занятых в управлении государства – которые по закону чиновниками не является, а по сути — да. Повысит зарплату чиновникам примерно в 10 раз — за счет их сокращения в 10 раз, и то же самое сделает с правоохранителями, и увеличит финансирование вооруженных сил. (И вообще отнесется к безопасности государства должным образом). Закрепит основные свободы граждан в законах и Конституции, наконец введет в стране суды присяжных и приведет в порядок судебную власть. Возможно, что нужно перейти к выборности не только органов местной власти, но и выборности местных начальников силовых структур. Например, в США существует прекрасный опыт выборных шерифов. Я очень упрощаю, но идея понятна. Закрепит в Конституции право граждан Украины на владение зарегистрированным оружием и использование этого оружия в целях защиты государства и своей жизни. И еще много другого. Теперь я скажу, чего я ожидаю. Поскольку уже прошел месяц, то совершенно понятно, чего стоит ожидать – в большей части областей государственной жизни. И я не буду утверждать, что не происходит ничего хорошего. Например колоссальный положительный сигнал (наверное, самый положительный за все время) — это принятие закона «О восстановлении доверия к судебной системе Украины». Которым единомоментно были уволены руководители судов всех уровней и введена процедура тайного голосования и выборов судьями соответствующих руководителей. Но, к сожалению, такие сигналы очень одиноки. Особенно меня пугает отсутствие сигналов именно в области обеспечения прав граждан, сознательная волокита с обсуждением и принятием закона о гражданском обороте оружия. Вместо того, чтобы дать людям возможность легально регистрировать оружие, ВР порождает какие-то призывы о его сдаче. Понятно, что это ни к чему не приведет, никто ничего сдавать не будет, нелегальное оружие существовало в стране и до революции в количестве 2-6 млн стволов. Необходимо принять закон, дать возможность законопослушным гражданам его зарегистрировать, после чего со всеми, кто его не зарегистрирует — бороться. Потому что бороться с 6 млн стволов – задача бесполезная. Отсутствуют также какие-либо подвижки с введением судов присяжных. За все время из радикально положительных вещей я бы оценил две вещи: закон про судей и назначение руководителя национального канала. Но назначение хорошего руководителя — это отнюдь не изменение процедуры. Сегодня назначили хорошего, а завтра — плохого. Необходимо изменить процедуру, и не только назначения руководителя, но и управления государственным телеканалом.

В области экономики, к сожалению, я ожидаю невероятного количества глупостей, которые уже начали совершаться. Де-факто в один день были приняты законы, где пособия на ребенка были сокращены с 1400 до 800 грн. И в тот же день был принят закон, где написано, что плата за использование недр повышена вдвое, а де-факто плата за недра (добыча полезных ископаемых) была отменена полностью. Да, путем законодательной казуистики, путем исправления определений в этом законе, было сделано так, что в Украине плата за использование добычи полезных ископаемых взыматься не будет. Это значит, что предприятия, которые занимаются добычей полезных ископаемых перестанут платить налоги. Я вот не понимаю, зачем надо забирать крохи у детей — реально в масштабах бюджета это крохи – и одновременно освобождать от налогов целую отрасль. По-прежнему не слышно никаких движений про борьбу с НДС-сом — налогом, который и создал всю коррумпированную систему власти в этой стране. Да, я считаю, что НДС — является основой коррупции в этой стране. В моем понимании, первым экономическим указом новой власти должен быть запрет на НДС. А один мой товарищ добавил, что этот закон должен содержать еще и пункт об уголовной ответственности за его пропаганду 🙂 К сожалению, ничего этого не происходит.

Г-н Ольшанский один из разработчиков законопроекта об электронной коммерции. Он зарегистрирован от партии УДАР, которая теперь уже по сути провластная. Что Вы думаете по поводу того, когда может быть вынесен на голосование законопроект?

Я не знаю, когда законопроект об электронной коммерции будет поставлен на голосование. С учетом происходящего в стране, вынужден признать, что этот законопроект сегодня не на первом месте по актуальности. С другой стороны, он полностью готов и «вылизан», и его можно было бы проголосовать практически мгновенно. Думаю, он бы оживил экономику в этой области.

В свете глобальных реформ интересный вопрос про электронное правительство. У нас годами только заявляли об этом и по сути ничего не было реализовано. Как Вы считаете, в какие сроки можно реализовать в Украине полноценную систему электронного правительства? Что для этого нужно законодательно? И сколько нужно финансов?

Я скажу непопулярную вещь: я не верю в то, что электронное правительство — это панацея. Не может электронное правительство изменить систему. При введении электронного правительства в старой системе будут обманывать электронное правительство — только и всего. То, что говорят, будто бы нельзя обмануть — неправда. Как технический специалист я утверждаю, что всегда можно перехитрить техническую систему. Как правило, тот кто технические системы создает, тот и будет эксплуатировать их в нужном направлении. А в каком направлении они будут эксплуатироваться – это не зависит от их «электронности». Конечно, электронное правительство помогает бороться с коррупцией. Но лишь помогает. И никак не заменяет этот процесс. В противном случае электронное правительство будет использовано ровно в обратную сторону и только затруднят доказательство этой коррупции. Это всего лишь инструмент.

Не знаете ли Вы, когда сменится состав комиссии (НКРСИ) и не предлагали ли Вам туда войти? И возможно Вы знаете будущих членов комиссии?

Мне не предлагали, и никогда, думаю, не предложат, потому что, если бы мне предложили войти в состав НКРС, то я бы первым делом внес на рассмотрение вопрос о ее самороспуске и принятии нового закона, который бы урезал ее полномочия раз в 10 (а то и в 50). Вообще моя точка зрения такая. (И это касается не только НКРСИ и – не касается персонально людей, задействованных в структурах подобного рода). Речь об устройстве нашего государства. Оно устроено так, что у государственных органов слишком много объектов регулирования. На мой взгляд, 90-95% того, что регулируется — регулировать не нужно. Соответственно, избыточное государственное регулирование является вторым после НДС источником коррупции в этой стране.

Принятием решений в отрасли связи в целом находится сейчас как минимум в 4-5 разных ведомствах. Не считает ли Вы что должно быть создано единое ведомство или министерство связи, которое аккумулирует в себе все госуправление отраслью?

Вообще, если проследить историю этого вопроса, то можно увидеть, что мы находимся в некой синусоидальной кривой: связь то концентрируют в одних руках, то размывают по разным ведомствам. Но это ничего не меняет (и не изменит!) без решения предыдущего вопроса. Смысл не в том, чтобы сконцентрировать ее в одних руках, а в том, чтобы дерегулировать ее на 90-95%, повторюсь – там сегодня слишком много всего регулируется. Более того, законы, принятые 16.01 (и отмененные) следует понимать не как случайный всплеск во время революции, а как давно подготовленную базу. ИнАУ имеет опыт общения с людьми, которые пишут подобные тексты. Такие тексты следует рассматривать как программу действий государственных органов в области интернета и телекоммуникаций. И если мы этой программе действий ничего не противопоставим, то эти законы рано или поздно будут приняты. Просто это будет сделано медленно, постепенно, через различные другие законодательные акты, так что мы сразу не заметим, но через 10 лет окажемся ровно в том месте, куда нас хотели загнать 16 января. Если мы не изменим общую политику и не возьмем курс на дерегуляцию этой области.

Что Вы думаете о запуске национальных соцсетей? Ведь это не первый опыт, предыдущие попытки сложно назвать удачными.

Время для создания большой социальной сети прошло несколько лет назад. И сейчас нужно говорить о том, что раз в 3-5 лет в интернете появляется какое-то большое новшество и хорошо бы Украине к появлению очередного новшества успеть. Хочу сказать, что в свое время на рождение социальных сетей Украина успеть могла, потому что социальная сеть Infostor занимала одну тысячную мирового интернет-трафика во времена, когда о Фейсбуке, например, в Украине и не слышали. Таким образом, я хочу сказать, что успеть мы могли. Но не успели классическим образом. Точно так же, как «не успела» Украина на свою платежную систему, свои голосовые сервисы и т д. Непонятно, почему, например, скайп или вайбер не были созданы в Украине – это вполне можно было осуществить. Но причина этому одна и та же — как только у нас появляется хоть сколько-нибудь заметная компания или проект, наше государство начинает ее «мочить». Под самыми разными предлогами — начиная от распространения детской порнографии, заканчивая какими-то очень слабыми аргументами, что компания действует не в правовом поле Украины (я имею в виду Вебмани).

Вопрос, который задаем из года в год. При этом актуальность его не пропадает. Речь об упрощении процедуры регистрации в доменной зоне .ua без торговой марки?

Когда отменят регистрации доменов верхнего уровня по ТМ в .UA— не знаю. По-моему, это уже давно превратилось в какой-то никому не нужный фетиш, гиря на ногах украинского интернета. Кто возьмет на себя смелость эту гирю отпилить и выбросить — заслужит благодарность украинского интернет-сообщества. Опыт с доменом УКР показал, что грейс периода в несколько месяцев достаточно для обеспечения интересов владельцев ТМ. Зачем растягивать этот период на 12 лет я не знаю. По-моему, это вредительство.

Рынок ждет Iforum. Чем удивите в этом году?

Часто отвечаю: у iForum’a нету задачи удивлять, у него есть задача создать площадку для обмена идеями. Эта функция будет соблюдена. Что же касается самого мероприятия — на нем будет много докладов посвященных работе в кризисных условиях, работе с бюджетами при острой нехватке денег. Надеемся услышать на конференции нового министра экономики, он обещал доклад о том, как правительство видит развитие ИТ. В остальном надеемся, как обычно, на интересные доклады от компаний, которые быстро развиваются и не только в нашей стране, будет много докладчиков из России, из стран дальнего зарубежья. Будут представлены все новые тенденции. Я бы еще отметил среди важных тенденций – прорыв мирового масштаба — это появление нового медиа формата на примере проектов Громадське ТВ, Эксперссо ТВ, Спильно ТВ. Вот вам, кстати, и новшество, на которое Украина может «успеть». В этом вопросе мы сейчас впереди планеты всей.

Читайте также:

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога

Місто Майбутнього на iForum 2019

Сергей Замикула, LEKORNA: «Рынок эко-продуктов растёт с каждым годом»

Максим Наконечный, основатель Neoven: «Мы хотим стать серьезным игроком на рынке потребительской электроники»