1-2 июня 2010 г. в Москве прошел форум «Мир ЦОД 2010», организованный агентством корпоративных коммуникаций OSPCON. Количество участников мероприятия свидетельствует о растущей актуальности вопросов, связанных с функционированием, управлением и дальнейшем развитием технологий ЦОД.
Проблемы центров обработки данных, а точнее их ближайшего будущего – это дефицит площадей, питания, возможности охлаждения. Нарастают трудности при разводке линий питания и охлаждения в больших помещениях, оборудование устанавливается с высокой плотностью размещения. Решение проблем, перечисленных выше, по мнению экспертов, заключается в таких технологических решениях, как консолидация, рационализация, виртуализация, оптимизация и вывод из эксплуатации незадействованного оборудования.
В предстоящие три года, по прогнозам Gartner, основные трудности, связанные с ЦОД, вырастут в ряд проблем. Высокая загрузка полосы пропускания создает проблемы с вводом-выводом, чтобы перейти к виртуализации потребуются новые архитектуры. Усложненность кабельной системы создает трудности при эксплуатации, централизация ЦОД порождает проблемы с распределением и производительностью. Кроме того, необходимо обеспечить гибкость и быстрое реагирование бизнеса на возникающие ситуации, осуществлять контроль расходов.
«Архитектура и технологии центров обработки данных претерпевают стремительные изменения из-за появления необходимости оказывать услуги корпоративным заказчикам на базе облачных решений», – отметил Пол Хупер (Paul Hooper), Chief Marketing Officer, Extreme Networks.
При облачных вычислениях динамическое распределение ресурсов делать сложнее, чем при традиционном подходе. «Когда ресурсы виртуальны, их видимость минимальна», – пояснил Бернард Голден (Bernard Golden), CEO HyperStratus. Но, несмотря на это, все ресурсы должны быть хорошо управляемы. Для пользователя важно, чтобы ресурсы для его задачи можно было получить быстро. Управление здесь осуществляет провайдер услуг, которому заявка может поступать через web, а пользователь получает необходимые ресурсы нажатием одной кнопки.
На уровне инфраструктуры такое управление организовывать уже научились, хотя приходится решать проблемы доступа к ресурсам, безопасности информации (что провайдер должен гарантировать «по умолчанию»). Сложнее с приложениями. Они должны быть специально разработаны с учетом возможного масштабирования, иначе никакая инфраструктура здесь не поможет.
По словам Бернарда Голдена, заказчику, пользующемуся cloud computing, важно дать возможность понять, сколько он ресурсов использует, чтобы он знал, за что платит. То есть для пользователя всё должно быть просто и понятно.
Руководитель направления HP BladeSystem, департамента технологических решений, HP Россия Сергей Члек считает, что построение ИТ-инфраструктуры ЦОДа следует делать по принципу конвергенции технологий. То есть, предпочтение должно отдаваться тем решениям, которые являются строительными блоками концепции конвергентной инфраструктуры. Традиционные подходы грешат тем, что они неизбежно влекут появление разрозненных архитектур «островного типа», ограничивающих способность ИТ к быстрому повышению эффективности и качества обслуживания. Приходится контролировать множество различных процессов. Уровень стандартизации ИТ-среды низок, вследствие чего автоматизация и масштабирование оказываются крайне сложными и дорогостоящими. Возможности управления жизненным циклом обычно ограничены. Проблемы приводят к тому, что на реализацию прикладной задачи или повышение производительности нового сервиса уходят недели и месяцы.
Виктория Лившиц, CEO, Grid Dynamics, отметила, что для того, чтобы организация могла начать использовать все то, что облака могут предложить, необходимо значительно больше, чем просто создание или внедрение облачной инфраструктуры в собственном ЦОД. Необходимо понимать процессы и ИТ-практики, окружающие концепцию облачных вычислений. По словам Виктории Лившиц, успешная стратегия миграции требует аккуратно спланированного подхода, учитывающего варианты развертывания облачной инфраструктуры, управление рисками, управление ожиданиями конечных пользователей, выбор фокуса на правильные системные приложения и многое другое.
Александр Корсунский, ведущий эксперт компании «Современные Телекоммуникации» рассказал, что рынок коммерческих дата-центров – один из немногих сегментов инфокоммуникационного рынка РФ, который даже в условиях мирового экономического кризиса продолжает свое развитие. Только в Московском регионе в четвертом квартале 2009 года было введено в эксплуатацию более 2 тысяч кв.м технологических площадей. Качество инженерной инфраструктуры коммерческих дата-центров становится важным конкурентным преимуществом его оператора, а также одним из основных критериев выбора конкретного центра потенциальными клиентами, особенно корпоративными.
На форуме был представлен как опыт построения центров обработки данных в различных компаниях, так и решения, предлагаемые для этого разработчиками.
P.S. Спасибо изданию mskit.ru за материалы форума