Чему учит разработка стартапа

Разработка стартапа — комплексный процесс, способный преподнести немало «сюрпризов» начинающему предпринимателю. Лен Кендал, опытный пиарщик и сооснователь стартапа CentUp, поделился своими впечатлениями и уроками, извлечёнными из работы над программным и аппаратным продуктом.

Несмотря на популярность разработки ПО, стартаперов по-прежнему привлекает разработка гаджетов и аппаратных продуктов — чего-то, что можно потрогать руками. Если предприниматель обладает лишь минимальными познаниями в программировании и не имел предыдущего опыта в создании собственных продуктов, ему понадобится не просто команда из минимум нескольких специалистов, но и придётся выучить ряд жизненных уроков.

Исследуйте существующие фреймворки

Кендал советует изучить хотя бы принципы работы основных фреймворков, даже если игру, приложение или hardware-стартап для вас будет создавать команда, а вы сами занимаетесь лишь менеджментом и вопросами продвижения. Изучите, какая механика используется теми или иными успешными проектами, нужно ли загружать данные в полном объёме или приложение использует динамическое подключение и кэширование данных; как устроена механика взаимодействия с аудиторией. Понимание всех этих составляющих поможет разобраться в том, какой фреймворк, тип поведенческого профиля пользователей и механику взаимодействия выбрать для собственного проекта.

Screen Shot 2014-07-22 at 11.15.58

Выучите новый язык программирования

Крайне желательно, чтобы не только программисты, но и менеджмент проектов имел представление об одном или нескольких языках программирования. Никогда не поздно научиться чему-то новому. В частности, не так давно представленный язык программирования Swift подойдёт для мобильной разработки приложений и нативных клиентов для смартфонов и планшетов Apple.

Понятно, что разработчики и руководители команд и так знают язык программирования, на котором создаётся продукт. Но соответствующие знания у менеджмента помогут лучше понимать специфику развития и продвижения продукта, учитывать технические нюансы в работе с целевой аудиторией и в продвижении продукта на новый рынок. Кроме того, так проще находить взаимопонимание с представителями компаний-вендоров и венчурными капиталистами, у которых есть сильная IТ-подготовка и техническое образование.

Не забывайте о минимальных параметрах продукта, который собираетесь выпустить на рынок

Масштабирование цифровых, программных продуктов, по мнению Кендала, — процесс сравнительно несложный. А вот при аппаратной разработке выпуск новых версий требует выпуска новых комплектующих, пересборку схем и плат, добавление новых компонентов на производство, монтаж, тестирование и серийную сборку которых потребуются финансовые, кадровые и технологические ресурсы. Именно поэтому продукт стоит выпускать с минимальными рабочими характеристиками таким, чтобы до следующей версии он мог работать как полноценный, а не «тестовый» продукт (особенно если речь идёт о выпуске гаджетов, устройств, физических аксессуаров).

Screen Shot 2014-07-22 at 11.17.26

Планирование и выпуск завершённого продукта должны включать затраты на прототипирование, тестирование, серийный выпуск образцов и точку маржинальной окупаемости продукта при массовой реализации его на рынке.

Не забывайте собирать отклики и статистику взаимодействия

Используйте такие инструменты аналитики, как Mouseflow, Google Analytics, Optimizely для получения данных о том, как ваша целевая аудитория взаимодействует с приложением, сервисом или стартапом. Цифровой продукт проще поддаётся измерению, чем физический, осязаемый. Поэтому выпуск готового продукта в hardware-стартапе стоит связывать с релизом сопутствующего программного обеспечения, при помощи которого можно собирать статистику использования аппаратного продукта.

Не стоит забывать о том, что гибкая настройка и мониторинг возможны в случае цифровых продуктов и SaaS, но с устройствами так не получится. Именно поэтому разработка «железа» не просто более затратна, но и требует больше инструментов для мониторинга, контроля итераций и выпуска рабочих завершённых версий на рынок массового потребления.

Уделяйте внимание мелочам

Упаковка, сувенирная продукция, символика и единый стиль оформления — все эти детали формируют отношение пользователей к продукту. Старайтесь, чтобы дизайн самого продукта и его маркетинговой «оболочки» представляли собой единое целое, были органично связанными и взаимно дополняли друг друга.

Детали очень важны для hardware-стартапов: внешний вид, форм-фактор, наличие аксессуаров, стикеры, упаковка, дополнительные «плюшки» для заказчиков, которые покупают сразу несколько устройств в одном заказе — все эти приятные «мелочи» формируют общее отношение потребителя к продукту, который он готов (или не готов) приобрести и порекомендовать друзьям. На внимании к мелочам строится «сарафанное радио», которое по-прежнему хорошо работает для продвижения новых проектов на рынке с высоким уровнем конкуренции.

Screen Shot 2014-07-22 at 11.18.21

Используйте различные платформы

Для каждой мобильной или настольной платформы имеет смысл запускать нативное приложение. Так вы получаете полный контроль за версией приложения, а выпущенный продукт соответствует спецификациям платформы и ожиданиям пользователей: «всё ведет себя так, как должно вести на этом смартфоне/ планшете/ устройстве».

С другой стороны, если вы разрабатываете продукт, который сам призван стать платформой (как в случае с SaaS- стартапами), есть риск, что итоговое решение получится чересчур «громоздким» в использовании. Кендал советует избегать подобного сценария по возможности.

Будьте уверены, что всё получится

Даже при нативной разработке и с учётом всех нюансов, которые были изложены выше, фактор уверенности и принятия взвешенных решений продолжает играть одну из немаловажных ролей для того, чтобы стартап стал успешным. Если команда не паникует и движется пошагово к намеченной цели, результат будет именно таким, каким вы хотите его видеть.