Алексей Мась: Стратегия информационных войн и iForum. Кому нужны информационные войны?

Алексей Мась, руководитель “Украинской баннерной сети” и ответственный за составление программы крупнейшей в Восточной Европе интернет-конференции iForum, рассказал о стратегии информационных войн в наши дни, изюминках в программе iForum и основных трендах на рынке интернет-рекламы.

– Алексей, вы отвечаете за формирование программа конференции в целом. До начала мероприятия не так уж много времени. Когда планируете заполнить все «белые» пятна в расписании?

Алексей Мась: Мы всегда стараемся финализировать составление программы буквально за пару дней до форума, когда сам документ нужно отдавать в печать. Я сторонник того, чтобы все происходило динамично. Ведь много докладчиков появляются в последний момент, поэтому пустые места в программе – это резерв для самых лучших спикеров.

Мы уже зарезервировали время для выступлений журналиста Громадського ТВ Романа Скрыпина, министра экономического развития и торговли Украины Павла Шеремета, ведем переговоры с другими яркими спикерами, в частности с послом США в Украине. Наше правило – приглашать самых лучших экспертов из тех, кто может выступить на русском или украинском языке, так как синхронный перевод не всегда оптимален и удобен. Например, два года назад выступал представитель Google, на его выступление собралось больше тысячи человек, и мы потратили полчаса на раздачу устройств синхронного перевода, потом еще полчаса на то, чтобы их забрать. Притом у Google было достаточно формальное выступление … ради этого возиться с организацией перевода не имеет смысла.

– По какому принципу вы подбираете спикеров?

А.М.: Основной принцип – все спикеры выступают бесплатно, мы не платим им деньги за доклады, в то же время они не могут купить у нас право на выступление. Если это докладчики из соседних стран или из регионов, то мы им разве что оплачиваем дорогу и отель. Даже для спонсоров определенных потоков мы не даем квоту на выступления, они должны пробиться через фильтр оценки полезности докладов наряду со всеми.

С другой стороны, мы каждый год рассматриваем возможность пригласить кого-либо из суперизвестных интернет-гуру за деньги, но пока что не видим подходящих кандидатур. Единственная звезда, которую мы хотели бы видеть – это Ричард Брэнсон. Да, он просит много денег за выступление, но здесь его хорошо знают и ценят.

– Каковы кардинальные отличия программы нынешнего iForum’а от прошлогоднего?

А.М.: Как я ранее говорил, у нас появились новые интересные спикеры с Украины: Роман Скрыпин и Павел Шеремета. Еще одна интересная особенность нынешнего форума – наши партнеры обещают поставить в холле ИТ-намет с Майдана.

С другой стороны, в этом году почти не будет «российского десанта». Кое-кто просто боится приезжать, другие не поддерживают те события, которые происходят в Украине. Тем не менее, в этом году снова приедет российский блоггер и стартап-менеджер Антон Носик, который активно поддерживал в своем блоге наш Евромайдан.

А вот кого точно не будет в этом году, так это Игоря Ашманова, директора компании «Ашманов и партнеры». В прошлом году И. Ашманов читал доклад, посвященный информационным войнам и защите страны от внешнего информационного воздействия. Сегодня российский интернет огражден «железной» стеной, а сама Россия быстрыми темпами движется полному тоталитаризму, благодаря, в том числе, и способностям Ашманова и его партнеров. С моей точки зрения, это странная стратегия, потому что Рунет в результате превращается в некую пародию. Более всего удивило, что в РФ заблокировали веб-ресурс, это фактически сердце российского интернета, куда массово писали независимые блогеры и журналисты. Правда, у некоторых провайдеров доступ к этим сайтам до сих пор открыт. Вообще Россия – не Китай, там нормально веб-ресурсы заблокировать не смогут.

– Будет ли подниматься тема информационных войн и того, как оградить страну от вредного информационного воздействия извне, на iForum?

А.М.: Запланирован круглый стол, на котором будет обсуждаться вопрос организации подобной защиты, в том числе и от DDoS-атак. Отмечу, что российские спецслужбы несколько раз применяли такую тактику, атакуя Censor.net, «Украинскую правду» и другие наши ресурсы. Вообще, мы планируем раскрыть тему построения высоконагруженных систем. Потому что за счет способности сайта выдержать высокую нагрузку можно решить множество проблем. Ведь если ваш веб-ресурс выдержал нагрузку, а ресурсы ваших врагов упали, то вы – «на коне».

– Но если идет самая настоящая информационная война, то может-таки имеет смысл поставить железный занавес в интернете для защиты от вражеской пропаганды?

А.М.: Я либерал. Я считаю, что интернет должен быть открыт, чтобы «дурь каждого была видна». Все должно быть максимально открыто, и на каждую провокацию нужно делать разоблачающий видеоролик, который показывает, где искривлена информация. Его можно распространять через интернет. Например, в Крыму российские тоталитаристы заблокировали все ТВ, поэтому пробиться к аудитории можно только через интернет. Активисты пытаются довести правильную информацию до крымчан через социальные сети. Делать это нужно очень постепенно, нельзя сразу сходу заявить, что у них сложилось абсолютно неверное мнение о ситуации в Украине. Тем не менее, процесс идет.

– Ваш доклад на iForum называется «От классического интернет к Google Glass». О чем намерены рассказать?

А.М.: Это доклад на футуристическую тематику, который непосредственно связан с моей нынешней деятельностью. В настоящее время я веду разработки для мобильных платоформ под iOS и Android. Наш новый кросс-платформенный проект для США связан с реализацией банковских услуг, в том числе и через Google Glass. Пользователь сможет просматривать и подтверждать платежи прямо через очки Google. Хотя на сегодня Google Glass – это скорее концепция, чем законченное решение. Я ходил с ним два дня и могу заявить, что в ряде случаях ими очень неудобно пользоваться.
Тем не менее, нательная электроника – смарт-очки, смарт-часы – это свидетельство еще большей интеграции человека и устройства. Наверное, следующий этап – когда мобильный гаджет будет вживлен в мозг, но это уже больше из области фантастики, не думаю, что такое кому-то нужно.

Мой доклад посвящен будущему всех нательных устройств, и тому, как бизнес должен к этому подготовиться. Скажем, как реагировать, если заказчик из-за рубежа заказывает проект по таким устройствам как Google Glass.

– Пару лет назад вы запустили в рамках форума мобильное приложение для iPhone, которое позволяло отмечать наиболее интересные доклады и, таким образом, формировать расписание. Планируется ли что-то подобное в этом году?

А.М.: Пока еще не решили. Основная проблема таких приложений состоит в том, что для их работы требуется интернет, но когда собирается слишком много людей, а в прошлом году на iForum было свыше 7 тысяч посетителей, то WiFi не выдерживает нагрузки. Хотя в принципе за такими приложениями, которые предоставляют не только функцию планирования, но и знакомства с другими посетителями – будущее. Однако здесь требуются и средства геопозиционирования внутри помещений, которые позволяет понять, где находится нужный человек, а также надежный интернет, и многое другое. Да и сами мобильные технологии к этому пока не готовы. Тем не менее, в будущем вряд ли хоть одно крупное и значительное мероприятие обойдется без таких приложений.

– На iForum есть отдельный поток, посвященный интернет-рекламе. С вашей точки зрения, рынок рекламы в этом году будет расти или падать? И какие тренды вы можете отметить на этом рынке?

А.М.: Я думаю, что можно рассчитывать на хороший рост. После подписания соглашения с ЕС ожидаются масштабные западные инвестиции, которые должны привести к резкому росту стартапов. По своему опыту знаю, что даже незначительное сокращение инвестиций приводит к снижению числа стартапов, в то время как повышение – к их резкому росту. С начала года уровень инвестиций был стабильным, но на сегодня есть небольшое проседание, обусловленное опасениями инвесторов и нестабильной политической обстановкой. Как только наступит стабилизация – сразу начнутся инвестиции. Хотя обычно проходит 2-3 месяца, прежде чем рынок ощутит подъем.

На рынке интернет-рекламы сегодня наблюдается очень много трендов, например, поведенческий таргетинг, который отслеживает сайты, которые посещает пользователь. Есть также система RTB, когда информация о пользователях собирается на всех уровнях, а затем идет рекламный синергетический удар. То есть, когда одни компании знают, что ранее посещал юзер, вторые компании знают, что ему показать, и так выстраивается целая цепочка из компаний, которые показывают ему рекламу. В прошлом году это был большой хит в РФ, но в этом году подобная технология запущена и в Украине.
Мобильный маркетинг, то есть реклама на мобильных устройствах, только завоёвывает рынок и пока не очень актуален. Здесь основная проблема – отсутствие 3G-интернета. Однако к этому тренду надо уже присматриваться. Если в ближайшие полгода удастся решить проблему 3G-интернета, то на следующем iForum мы уже будет преподавать практические кейсы по мобильному маркетингу, а не теорию.

Читайте также:

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога

Місто Майбутнього на iForum 2019

Сергей Замикула, LEKORNA: «Рынок эко-продуктов растёт с каждым годом»

Максим Наконечный, основатель Neoven: «Мы хотим стать серьезным игроком на рынке потребительской электроники»