Mobile Broadband Ukraine 2011. Мобильный ШПД: спрос, развитие, перспективы

14 июня в Киеве состоялась международная конференция «Mobile Broadband Ukraine 2011», собравшая специалистов из Украины, России, Великобритании, Германии и Италии. Участники обсудили вопросы связанные с развитием и перспективами технологии мобильного широкополосного доступа как в Украине, так и в мире в целом, а также поделились практическим опытом развертывания сетей.

Бурный рост потребления мобильного трафика – миф или реальность? По некоторым прогнозам годовые темпы роста мобильного трафика превысят 100%, что приводит к проблеме серьёзной перегрузки беспроводных сетей. Но что на практике происходит в мобильных сетях в странах Европы и каковы реальные объемы потока трафика, как он влияет на развертывание сетей и оценку частотного ресурса? Про это рассказал Президент компании Telemates, г-н Стюарт Шэррок (Stuart Sharrock) (скачать презентацию).

Про эволюцию мобильного широкополосного доступа, технологические возможности и аспекты современного развития сетей говорили Боско Фернандес (Bosco Eduardo Fernandes), руководитель отдела корпоративных исследований Европейского Центра Исследований, Huawei Technologies (скачать презентацию) и Георгий Муратов, менеджер по техническим решениям отдела сетей мобильного широкополосного доступа компании Эрикссон (Украина) (скачать презентацию). А Александр Тимошенко, генеральный директор компании Нокиа Сименс Нетворкс (Украина), попытался заглянуть в будущее и сделал свой прогноз эволюции технологии и бизнеса на 2020 год (скачать презентацию).

Про требуемый частотный ресурс для развития мобильного ШПД, возможную частотную стратегию развития и оптимальную бизнес-модель, про особенности развития в городской и сельской среде, также про стимулы и сдерживающие факторы для развития мобильного ШПД в Украине рассказал ведущий инженер отдела Систем радиосвязи ГП УНИИРТ и ответственный секретарь технического комитета “Радиотехнологии” Андрей Севостьяненко. В частности он отметил, что с учётом интеграционных процессов Украины с Европой и общих перспектив развития бизнеса весьма важно придерживаться европейской стратегии развития LTE (скачать презентацию).

В Украине уже развернуты сети мобильного WiMAX, национальное покрытие ожидается в течение ближайших двух лет. но каковы результаты работы на сегодняшний день, и какие возможны пути миграции WiMAX сети к технологии LTE? Своим опытом развертывания сетей WiMAX поделился начальник отдела планирования компании FreshTel (Украина) Сергей Веретюк (скачать презентацию), который уверен, что технология WiMAX – качественное, быстрое решение для организации ШПД, а WiMAX – технологическая база для перехода к IMT Advanced.

Развёртывание мобильного широкополосного доступа в сельской местности на базе любой из технологий неизбежно приведет к потребности в надежной и быстроразвертываемой опорной сети. Однако неоднозначность экономической модели и высокий риск вложений в построение такой опорной сети на базе оптоволоконных линий скорее всего приведут к массовому использованию беспроводных backhaul-сетей, работающих в Ku- и Ka- диапазонах, где за счёт широких полос частот возможно обеспечить, соизмеримую с оптоволокном, пропускную способность базовых узлов концентрации трафика. Про это говорил главный конструктор ООО «Интер-барс 4С» Владимир Савастьянов, который рассказал про построение беспроводной backhaul-сети для мобильного широкополосного доступа в сельской местности на базе технологии БАРС.

В рамках конференции поднимался вопрос возможных путей миграции существующих сетей операторов стандарта GSM, CDMA и WiMAX к технологиям 3G и 4G и какая частотная стратегия наиболее рациональна в Украине говорили представители компаний Alcatel-Lucent, Huawei Technologies, Эрикссон и Нокиа Сименс Нетворкс.

Также во время конференции был проведён небольшой блиц-опрос среди её участников. Были заданы следующие вопросы:
Какова, по их мнению, роль мобильного ШПД? Для каких услуг используется технология мобильного ШПД? На какую аудиторию рассчитан мобильный ШПД?

Георгий Муратов, Менеджер по техническим решениям отдела сетей мобильного ШПД, Эрикссон, Украина
– В Украине не будет существенных отличий от тех тенденций, которые происходят сейчас в мировом масштабе. За прошедшее время сети мобильного ШПД уже доказали свою состоятельность. Развитие этих сетей опережает развитие любых других телекоммуникационных сетей, будь-то фиксированный ШПД или голосовая связь. Причем, опережение происходит как по показателям трафика и по количеству абонентов, так и по доходам операторов. Это все говорит о том, что технология востребована и востребована, прежде всего, конечными потребителями. Я думаю, что Украина здесь не будет исключением. Просто в Украине все будет происходить гораздо быстрыми темпами.

Александр Тимошенко, Генеральный директор Нокиа Сименс Нетворкс Украина
– По сути, сегодня ШПД нужен для того, чтобы абонент мог попасть в Интернет. В основном, это необходимо для загрузки файлов, посещения страниц, он-лайн игр, просмотра он-лайн контента. Но сейчас в Украине еще нет такой потребности, которая, например, уже возникла в Беларуси, где ШПД также используют для передачи очень большого потока данных. Сюда относится необходимость передавать большие потоки информации при осуществлении хирургических операций, медицинских исследований, для работы железнодорожного транспорта и т.д. и т.п. Конечно же, это придет и в Украину, но пока мы отстаем в этом даже от стран СНГ, не говоря уже о Европе. В принципе, основные усилия компаний, которые сегодня представлены в программе конференции, направлены на то, чтобы объяснить как всем этим пользоваться и как предоставлять эти услуги. Маркетинг – это то, что сейчас выходит на первое место. Потому что население даже не догадывается о новых возможностях и здесь необходима именно просветительская работа.

Сергей Веретюк, Начальник отдела планирования, FreshTel, Украина
– Мобильный ШПД в Украине переживает период бурного роста, о чем ярко свидетельствуют данные о росте трафика в сетях операторов ШПД. В Украине беспроводной мобильный ШПД играет существенную роль, которая имеет несколько составляющих – социальную, культурную, развлекательную, познавательную. Задача операторов мобильного ШПД – соответствовать и отвечать тем высоким требованиям, которые ставит перед ними рынок.
Технология мобильного ШПД находит свое применение в обеспечении разнообразных услуг, от простого «классического» доступа в сеть до корпоративных услуг, например, М2М.
Аудитория мобильного ШПД – это преимущественно проактивные люди, у которых есть значительная потребность в доступе к качественному высокоскоростному интернету. Конечно же, реальная сегментация определяется детализацией спроса на конкретные продукты и услуги, например, молодой аудитории необходим доступ к социальным сетям, e-mail, видеопорталам, в то время как деловой аудитории необходим качественный доступ и дополнительные услуги, такие как: VPN, Layer2, Web-browsing, M2M.
Конференция прошла на высоком уровне, участники получили возможность обменяться мнениями и видениями. Были затронуты и рассмотрены актуальные вопросы и задачи, которые ставит рынок перед операторами и производителями оборудования. Что немаловажно, состоялась реальная плодотворная дискуссия.

Владимир Савастьянов, Главный конструктор ООО «Интер-барс 4С», Украина
– Для начала, хотел бы сказать, что существует такой индекс, который показывает влияние уровня развития ШПД на валовый национальный продукт страны. Этот индекс демонстрирует, что Украина очень отстает от европейских стран. Географически мы относимся к Европе, а по уровню развития технологий занимаем позиции списка развивающихся стран и далеко не в первой десятке.
В целом, динамика развития средств связи показывает, что пользовательский сегмент в Украине очень активный и основной подъем в Украине мобильного ШПД может произойти именно благодаря обычным пользователям.

Сергей Портной, Региональный директор WiMAX Forum по СНГ
– Непосредственно в России мобильный ШПД очень развит. Это не только WiMAX, это и 3G. Сейчас эти технологии развиваются чрезвычайно быстрыми темпами, они востребованы и ими пользуется большая часть населения.

Нужно отдельно отметить, что такие конференции, прежде всего, помогают изучить опыт тех стран, которые активно развивают технологии. Беда нашей страны в том, что мы не развиваем свои собственные технологии и вынуждены искать источники, которые помогают получать всю необходимую и достоверную информацию о внедрении и развитии той или иной технологии. И польза конференции в этом смысле неоценима. Она сделана на высоком профессиональном уровне и, безусловно, имеет смысл проводить такие мероприятия ежегодно.
Организовали мероприятие Украинский научно-исследовательский институт радио и телевидения, компания «ТЕХЭКСПО» и UMTS Forum.

Читайте также:

Дослідження індустрії MarTech в Україні

GfK о рынке Украины: smart и wearable-устройства — растут, фотоаппараты с планшетами — падают

8 шляхів, як машинне навчання вдосконалить робочі процеси компаній

Карточный домик Хастингса — переживёт ли Netflix 2016 год