Различные смарт-устройства стали неотъемлемой частью нашей жизни. И хотя уже сегодня мы теряемся от разнообразия «умной» техники на рынке, производители пытаются «научить уму-разуму» всё новую и новую электронику. Но за какими устройствами и технологиями будущее? В рамках конференции ELKO IT TREND FORUM 2017 аналитик компании GfK в докладе «Обзор рынка электроники в Украине. Перспективы новых рынков» попытался ответить на этот вопрос.
Сиутация на рынке
На протяжении 2014 и 2015 годов украинский рынок потребительской электроники сокращался быстрыми темпами, в 2016-м – наметилась стабилизация, но только в этом году аналитики отметили рост практически по всем категориям. Индекс потребительских настроений, который складывается из оценки текущего личного материального положения и оценки целесообразности совершать крупные покупки за последний год существенно вырос, а в июне-2017 был зафиксирован максимальный показатель за последние 2 года.
Анализ динамики роста продаж по секторам (в шт.) свидетельствует, что телекоммуникационный сектор остается лидером по темпам роста. Продажи мобильных телефонов всех типов (включая смартфоны) за 7 месяцев 2017 года выросли на 30%, рост IT-оборудования в целом составил 8%. В текущем году выросли практически все сегменты, кроме фотоаппаратов. Впрочем, сбыт фототехники падает огромными темпами уже третий год подряд, и не только в Украине.
Динамика роста продаж по категориям (в шт.) тоже небезынтересна. Так, носимые гаджеты – уже второй год на пике популярности, хотя здесь надо уточнить, что в 2015 году мониторинг поставок wearable devices аналитиками не производился, а «с нуля расти легко», как известно. Значительный рост показали и SSD-накопители, что вполне логично, ведь цена на них опустилась до приемлемого уровня, а их установка вместо традиционных жёстких дисков в компьютере обеспечивает резкий скачок производительности.
Также существенный прирост продемонстрировали смартфоны – до 25%. А вот продажи планшетов снижаются третий год подряд, притом, как отмечают в GfK – это глобальный тренд. Кроме того, в этом году на 13% снизились продажи обычных кнопочных мобильных телефонов, к которым, в том числе, относятся и так называемые «бабушкофоны». Падение спроса на фототехнику продолжится и далее, очевидно, что всё более совершенные камеры в смартфонах будут вытеснять с рынка категорию компактных фотокамер. Впрочем, профессиональным «зеркалкам» пока ничего не угрожает, но как знать – надолго ли?
Продажи ноутбуков с дисплеем 13”-15” достигли минимума в 2015 году, после чего снова стали расти и сегодня являются наиболее продаваемыми устройствами. Ноутбуки-трансформеры начали завоёвывать сердца покупателей примерно в 2014 году, однако их доля все ещё ничтожно мала. Дешевые и малопроизводительные нетбуки стремительно ворвались на рынок в 2008 году, сумели захватить долю до 12% к 2011 году, но после 2015-го практически исчезли с полок магазинов. Причина этого следующая – те потребители, которые хотели получить устройство для веб-сёрфинга, переключились на планшеты; те, кому нужен был аппарат для работы, осознали, что нуждаются в хорошем полноценном ноутбуке.
Продажи традиционных мобильных «звонилок» последние 8 лет падали стремительными темпами, им на смену пришли смартфоны с экранами до 5 дюймов. Кроме того, в последние года начали быстро расти фаблеты и смартфоны с экраном от 5 дюймов. Главный тренд: большой смартфон выигрывает у небольшого планшета. Продажи обычных мобильных телефонов будут сокращаться и далее, хотя уже не так быстро.
Носимые гаджеты бьют рекорды
Носимая электроника, которая как отдельная группа устройств появилась всего несколько лет назад, сегодня превратилась в целую индустрию со множеством подкатегорий. Аналитики выделяют следующие категории:
- смарт-часы с SIM-картой и без (Smart watches),
- подключённые часы (Connected Watches),
- фитнес-трекеры (Health & Fitness Trackers),
- спортивные наручные трекеры (Wrist Sport Computers),
- устройства для определения местонахождения человека (Locators). Как правило, локаторы содержат SIM-карту, что позволяет с них звонить. Обычно используются детьми или пожилыми людьми, требующими ухода.
Рынок носимых устройств в Европе в 2016 году вырос на 45%, при этом Великобритания остаётся самым крупным рынком в регионе. Всего в Европе было продано 13 млн шт. носимых гаджетов, из них: Smartwatches – 32%, Health & fitness trackers – 53%, Wrist sport computers – 13%, а устройства типа Connected Watches и Locators – всего 2%.
В Украине другая специфика: в 2016 году здесь были проданы 200 тыс. штук носимых устройств, за первые 7 месяцев 2017 – 190 тыс. штук. 75% продаж пришлось на трекеры Health & fitness, на смарт-часы – 16%, при этом локаторы получили долю 9%, что больше, чем в среднем на европейском рынке.
Среди основных причин покупки фитнес-трекеров большинство (55%) респондентов называют желание поддерживать или улучшать свою физическую форму, улучшить сон или сбросить вес. 22% считают, что это интересно и оригинально.
Важный глобальный тренд – популяризация устройств виртуальной и дополненной реальности (VR & AR). Аналитики GfK разделяют следующие категории VR-устройств: очки или шлемы виртуальной реальности; дисплеи, фиксируемые на голове; игровые манипуляторы, камеры 360° и дроны. В последнем квартале 2016-го в 10 странах Европы объём продаж устройств виртуальной реальности достиг суммы €211 млн. Успешный запуск PlayStation VR в октябре 2016-го стал драйвером роста рынка.
Опрос показал, что 70% потенциальных покупателей планируют приобрести VR для игры в этом году, 65% респондентов намерены использовать VR для просмотра видео, 52% – для образования. Среди факторов, сдерживающих покупку VR, можно отметить высокую цену таких устройств (73%), дороговизну дополнительной гарнитуры (64%), проблему безопасного использования VR вне дома (61%), и даже головокружение во время использования (33%). Аналитики также назвали наиболее популярные VR-устройства: Playstation VR (51%), Oculus Rift (26%), HTC Vive (14%).
В отчёте также прозвучала оценка мирового рынка ключевых растущих категорий 2016 года: экшн-камеры – 9 млн штук (из них камеры 360° – 0,3 млн), дроны – 10 млн, очки VR – 14 млн, носимые гаджеты – 122 млн, смартфоны – 1,4 млрд.
«Умный» дом
Телевизоры Smart TV стали отправной точкой развития рынка «умных» устройств и до сих пор пользуются большой популярностью. Однако по темпам роста этот рынок в Европе показал небольшой спад в 8%. Сейчас второй по величине рынок – «умная» крупная бытовая техника. Сюда входят стиральные машины, микроволновые печи и музыкальные центры, которыми можно управлять через смартфон. Так, рост смарт-стиралок в первом квартале текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 58%.
Кроме того, в категорию устройств для смарт-жилья входят устройства для безопасности и автоматизации: смарт-розетки, смарт-лампы, устройства коммуникаций внутри дома и т.д. Особо следует отметить смарт-кофеварки, которыми можно удалённо управлять через смартфон. Их рост был просто ошеломляющий – 1159% за минувший год.
Электротранспорт
Компания GfK начала мониторить рынок электротранспорта недавно, однако уже собрала интересные данные. Всего за 3 месяца мониторинга было продано 14 тыс. шт. электроустройств на сумму 123 млн грн. Пока этот рынок представлен в основном гироскутерами, но растут и остальные категории. По всей видимости, далее такие устройства будут оснащаться различными смарт-функциями. Если сейчас это максимально простые аппараты, которые просто ездят, то в будущем их начнут оборудовать GPS-датчиками и прочими современными технологиями.
БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНОГО: