Развитие широкополосного домашнего интернета и появление программных технологий типа «удалённый рабочий стол» привели к появлению целой армии удалённо работающих сотрудников. В самом деле, если специалист может подключиться дистанционно к корпоративным программным системам, поддерживать связь с головным офисом посредством различных мессенджеров и решений для видеоприсутствия, то зачем ему тратить время и деньги на ежедневные поездки в офис и обратно, а самой компании — оплачивать офисное рабочее место, мебель, оборудование и прочие накладные расходы?
Далеко не все виды деятельности можно перенести в режим «удалёнки», но даже те предприятия, которые могли бы себе это позволить, всё же предпочитают держаться в стороне от подобных технологий. В чём причины такой осторожности? Какие мнимые страхи испытывают руководители этих организаций и каковы реальные риски дистанционной занятости? Поиском ответов на эти вопросы озаботилась компания «1С-Битрикс» и исследовательский центр GfK Ukraine, которые провели первое в Украине исследование в данной сфере.
Напомним, что согласно определению, к дистанционной относится форма занятости, при которой работодатель и наёмный работник находятся на значительном расстоянии друг от друга, передавая и получая техническое задание, результаты труда и оплату при помощи современных средств связи (преимущественно интернета).
Тренд: по возрастающей
В рамках исследования компания GfK Ukraine опросила свыше 1 035 предприятий, в основном руководителей или собственников предприятия, а также HR-менеджеров. В результате оказалось, что 21% предприятий уже используют дистанционную занятость как минимум для одного сотрудника, остальные 79% — не поддерживают. По проникновению дистанционной занятости наиболее прогрессивным оказался Киев: около 33%. Регионы более консервативны, там этот показатель составил от 13% до 21%. Кстати, среди промышленных предприятий, IT- и телекомкомпаний данная цифра достигла 30%.
На тех предприятиях, где практикуется «удалёнка» средняя доля дистанционных работников составляет 33% от общего количества офисного персонала. В малых предприятиях (до 10 человек) доля таких сотрудников выше и достигает 37%.
Около 14% опрошенных компаний, в которых сейчас не используется дистанционная занятость, планируют внедрить её до 2017 года, ещё 10% планируют это сделать после 2017 года. Таким образом, к концу 2017 года доля предприятий с дистанционной занятостью составит около 35%.
Риски дистанционной занятости
Согласно опросу, основными недостатками дистанционной занятости для всех опрошенных компаний является ухудшение информационной безопасности компании и сложность контроля рабочего времени подчинённых со стороны руководителя.
При этом ранжирование недостатков дистанционной занятости по своей значимости идентично как у компаний, использующих дистанционную занятость, так и остальных, хотя у первой группы согласие с недостатками выражено гораздо меньше. Что интересно, оба типа компаний практически не сомневаются в продуктивности дистанционной занятости. Об этом говорит и тот факт, что 88% руководителей не контролируют рабочий день дистанционных сотрудников, а 44% директоров лишь иногда используют ПО для постановки задач и контроля. Что касается возраста удалённого сотрудника, то в этом режиме работают специалисты любых возрастов, хотя чаще всего — от 25 до 42 лет.
Преимущества дистанционной работы
Как и следовало ожидать, среди плюсов удалённой работы — серьёзный экономический эффект. Во-первых, меньше затрат на содержание сотрудника, например, можно сэкономить на аренде офиса и оснащении рабочего места. Во-вторых, на управление дистанционными сотрудниками у руководителя уходит меньше времени, чем на управление офисным персоналом. В-третьих, есть возможность расширить географию найма работников, ведь если они работают удалённо, их физическое местоположение не играет собой роли — то ли на соседней улице, то ли в другом городе или даже в другой стране.
В-четвёртых, и это очень важный пункт, у предприятия появляется возможность нанимать высокопрофессиональных исполнителей для работ, потребность в которых возникает эпизодически. Не случайно доля сотрудников высокой квалификации среди удалённых работников заметно выше: 73% в сравнении с 58% среди остальных сотрудников. Это обусловлено тем, что квалифицированные сотрудники получают более высокую зарплату, поэтому не всегда предприятия могут оплачивать их полную занятость. Зато у менеджмента появляется возможность нанять специалистов высокой квалификации для выполнения разовых проектов в режиме удалённой работы. Кстати, это одна из причин того, что удалённые сотрудники иногда получают зарплату выше, чем офисные работники.
Для организации эффективной удалённой работы используется разнообразное программное обеспечение – от набора инструментов для решения отдельных задач до комплексных систем, позволяющих в одном сервисе объединить все необходимые функции. Такие решения зачастую разрабатываются самостоятельно либо заказываются компаниями под свои нужды.
По популярности среди участников опроса разновидности софта распределяются так: системы работы с почтой и документами онлайн (56%), IP-телефония (24%), хранилище данных (16%), корпоративная социальная сеть (15%), мессенджеры (15%), далее идут системы управления проектами и CRM. Также на рынке есть ряд комплексных сервисов, дающих возможность получить аналогичный набор возможностей для любых компаний.
Исследование показало, что 93% опрошенных удовлетворены существующими IT-инструментами. Говоря о потенциальных направлениях улучшения решений для дистанционной работы, респонденты, в первую очередь, называли надёжность и защищённость хранения и передачи данных, а также производительность.
Дистанционная работа — это минимум 17 тыс. грн экономии в год
Согласно подсчетам GfK каждый сотрудник, который перешёл на удалённую занятость и имеет всё необходимое программно-аппаратное обеспечение, будет экономить компании минимум около 17 тыс. грн за год.
Основными источниками экономии являются: оснащение рабочих мест офисным оборудованием и ПО (около 10 тыс. грн на одного сотрудника в год); аренда рабочих мест (около 7,2 тыс. грн на одного сотрудника); снижение затрат на оплату труда за счёт расширения географии найма и оптимизации налогов.
По мнению аналитиков GfK, текущий уровень экономии для украинского бизнеса за счёт применения дистанционной занятости составляет 1,7 млрд грн в год. С учётом ближайших планов внедрения дистанционной занятости до конца 2017 года уровень экономии достигнет примерно 3 млрд грн в год.
При подсчёте аналитики исходили из следующих параметров: стоимость аренды рабочего места из расчета 4 м2 на сотрудника в год по ставке около 150 грн/м2 (усреднённая ставка по данным опроса предприятий о текущей ставке), расходы на офисное оборудование из расчета ≈ 10 тыс. грн в год на сотрудника. Данные по среднему уровню экономии на одно предприятие были рассчитаны по кластерам «отрасль * размер предприятия» и масштабированы на общее количество предприятий с учётом проникновения дистанционной занятости.
Стоит отметить, что с появлением концепции мобильного сотрудника грань между офисной и удалённой работой всё более стирается, а присутствие на рабочем месте становится всё менее важным. Менеджмент компаний задумывается о том, чтобы сотрудник мог работать в полную силу без привязки к офису, из любого места и в любое время. А это значит, что число дистанционных работников будет стабильно расти в течение ещё многих лет.