Тот, кто воскрешает Microsoft — итоги 2 лет работы Сатья Наделлы

Около двух лет назад, в феврале 2014 Сатья Наделла (Satya Nadella) занял пост генерального директора  Microsoft. Это два года были для него очень непростыми — но чего он смог добиться?

Продукты Microsoft знакомы любому пользователю уже много лет. Однако в последние годы компания потеряла значительную часть своих приверженцев, поскольку пользователи активно переходили на применение мобильных устройств, а Microsoft продолжала «плыть по течению». В 2012 году Vanity Fair сделала вывод, что Microsoft «проспала» целое десятилетие. Через год после этого, Стив Балмер, многие годы занимавший пост генерального директора, ушел в отставку. Очевидцы рассказывали, что для культуры компании того времени были характерны высокомерие, внутренние распри и бюрократия. Будучи ранее одним из основных производителей программного обеспечения для десктоп-компьютеров, в 2010-х компания перешла в разряд догоняющих, пытающихся получить хоть какую-либо значимую долю на рынке мобильных гаджетов. Именно с таким положением дел столкнулся Наделла.

«Я люблю повторять, что залог долговременного успеха — это каждодневная культура построения рабочего процесса в организации», — заявил 48-летний генеральный директор, уроженец Индии. Он очень аскетичен и комуникабелен, и в этом плане сильно отличается от Стива Балмера.

Именно с культурой, оставшейся после Балмера, предстояло бороться Наделле. Однако он не пытался просто обновить культуру, скорее он пытался создать компанию, в которой культура постоянно эволюционирует:

«—Мы не должны придерживаться подхода “давайте возьмем культуру типа А, разморозим ее, изменим и снова заморозим”. Такая модель не будет работать, поскольку она станет нерелевантной уже на следующий день».

Вместо этого Наделла пытается воплотить в жизнь теорию под названием склад ума (mindset), которая фокусируется на постоянной эволюции.

«Та штука, на которой мы пытаемся сфокусироваться как на путеводной звезде, называется growth mindset, — говорит Наделла. Мне нравится такой подход, поскольку он возлагает ответственность на всех нас, начиная с меня. Он подразумевает смену концепции с ‘знаю-все’ на ‘выучу все’».

Такая точка зрения представляет собой полную противоположность высокомерному и совершенно негибкому поведению Microsoft во времена правления Балмера. Под руководством Наделла, в Microsoft провели серьезные реформы, что потребовало списания $8,4 млрд убытков бизнеса Nokia в 2015 году, и проведения двух раундов сокращения персонала, в результате которых было уволено 9000 человек (кстати, в 2014 году Nadella заявил, что Microsoft должна сократить около 18 тысяч рабочих мест в целях реструктуризации бизнеса). И эти сокращения были самым сложным решением, который пришлось принять генеральному директору. Однако у компании не было другого выхода.

Позже Наделла направил максимум ресурсов Microsoft в облачный бизнес, который нацелен на обеспечение оптимального мобильного опыта. То есть, когда вы работаете или развлекаетесь, то в ходе этого процесса сервисы ведут вас от одного экрана к другому. Он подчеркнул различия между мобильным опытом и мобильными устройствами: «Главное, это ваши данные и технология взаимодействия с ними — они всегда с вами, в отличие от тех или иных устройств».

В течение дня все мы используем множество устройств, поясняет Наделла: «Возможно, что вы начинаете с телефона. Но потом вы идете в конференц-комнату, где есть сенсоры, большие и малые экраны. Затем вы возвращаетесь домой к вашим ТВ-системам или приставке Xbox. Идея состоит в том, что ваши приложения, ваши данные, ваш контент мигрирует с устройства на устройство по мере того, как вы передвигаетесь».

Фокус на мобильном опыте оправдан для компании, которая пытается продвинуться в облачные сервисы, поскольку мобильный сегмент стал провальным для Microsoft. Последний отчет Gartner показал, что доля компании на мобильном рынке составляет всего 1,7%. Nadella соглашается, что это недопустимо мало, однако аргументирует, что компания уже сейчас пытается войти в мир, где устройства не так важны, как сервисы.

«—Я думаю, что неправильно оценивать наш успех исключительно по доле рынка. Давайте вернемся к тому, что я говорил о мобильном опыте. Если представить его в качестве графа, то устройства являются узлами. Иногда пользователь будет применять все гаджеты… иногда только два или три, и некоторые другие платформы. Однако мы хотим быть уверенными, что обеспечим оптимальное удобство использования всех этих устройств».

Вместе с тем, за последние годы целое поколение разработчиков переключилось на iOS и Android.  Наделла признает, что Microsoft в значительной мере утратил свойственную ей энергию разработки. Однако он уверен, что благодаря Windows 10 и ее способности работать на разных устройствах, Microsoft получит большую часть этих разработчиков обратно.

«—Разумеется, в сегменте смартфонов мы сегодня занимаем небольшую долю. Но благодаря HoloLens собираемся вернуть обратно большую часть элитных разработчиков. А поскольку Xbox превращается фактически в Windows ПК, мы собираемся вернуть практически всех».

Это сильное заявление, однако пока никто, включая Сатья Наделлу и Microsoft, не может предсказать будущее. Это даже более верно для тех из нас, кто пытается анализировать компанию и прочитать ее будущее изнутри. Особенно потому, что подобно многим топ-менеджерам, Наделла пытается освещать какую-либо тему в общем, но не всегда указывает детали.

Например, на вопрос, какие книги более всего оказали влияние на него и его образ мышления после того, как он стал генеральным директором, он дал следующий ответ:

«— Всё, что мы делаем для заказчиков, усиливает ощущение идентичности с ним и правильности выбранной миссии. Для меня это совершенно очевидно. Некоторые наши конкуренты делают культ из своего бренда , другие гордятся отзывами заказчиков. Но мы ценим то, что с помощью наших технологий заказчики создают свой продукт, который является для них гордостью. Миссия Microsoft — оказать поддержку каждому человеку и организации на планете, чтобы они могли достигнуть большего. Фактически, это главная цель, которая привела меня в компанию 23 года назад. Наша технологическая парадигма  постоянно меняется, поскольку изменяется мир, однако усиление индивидуальности заказчика и есть то, на чем я фокусируюсь более всего».

Что же в итоге? Облачный бизнес Microsoft — как раз то подразделение, которое возглавлял Наделла — быстро движется вперед. Компания снова прибыльна, и самые трудные времена позади. Вендор разработал совершенно прорывные продукты, такие как Outlook и Sunrise, которые являются лучшими в своем классе для электронной почты и календарного планирования, независимо от используемой платформы. Hololens — один из самых необычных технических продуктов. Несмотря на множество прогнозов, предрекающих смерть игровым консолям, Xbox продолжает хорошо продаваться. И, наконец, Minecraft. Именно Minecraft, Карл! По сути, все, что не относится к бизнесу Windows (грядущая смерть ПК, малая доля на мобильном рынке), в Microsoft процветает.

Источник: BuzzFeed Tech