Мир из кубиков для взрослых и детей — как развивалась популярность Minecraft

Осенью 2014 года продажи этой игры на всех платформах превысили 60 млн копий при 100+ млн зарегистрированных игроков. Она не отличается сверхсовременной графикой и каким-то уж совсем невероятным игровым процессом. Может быть, всё дело в кубиках?

Определиться с жанром Minecraft проблематично. Здесь вам и выживание в недружелюбной среде, и соревнования с другими игроками, и большой открытый мир, и отсутствие каких-бы то ни было масштабных задач. После входа на сервер игрок остаётся предоставлен самому себе. «Развлеки себя сам» – наверное, так правильнее всего охарактеризовать Minecraft. Скучновато, не так ли? Но нешуточная популярность этой игры сделала её создателя миллионером.

Шведский программист Маркус Перссон, так же известный как Notch, никогда не мечтал стать знаменитым разработчиком игр. Он больше занимался программированием, а создание игры стало для него чем-то вроде хобби. Опубликовав информацию о первой версии Minecraft на Reddit, Перссон даже не рассчитывал на такой безумный успех. Неожиданно за его не слишком красивый виртуальный конструктор крепко ухватились миллионы людей со всего мира. А в 2014-м корпорация Microsoft выложила за игру $2,5 млрд.

Цифровой конструктор

minecraftbuilding

Сам Notch говорит, что решил создать Minecraft, чтобы отточить свои навыки программирования. Игровой процесс на первых порах был позаимствован из другого похожего проекта – Infiniminer. Прародитель будущего хита был даже чуть более сложный – двум командам игроков предлагалось добывать ресурсы из-под земли на скорость.

Перссон, который не заморачивался с игровой механикой, довольно быстро убрал из своей игры соревновательный элемент. Под начальным названием «The Cave Game» он позволил игрокам развлекать себя самостоятельно. «Кубический мир» игры состоял из огромного количества самых разных материалов. Умело комбинируя их, игроки сумели выстроить в этом виртуальном мире огромное количество самых разных объектов.

notch

Программисту льстила быстро растущая популярность игры среди геймеров, успевших пресытиться глянцевыми «хитами» от гигантов индустрии. Чтобы угодить им, он добавил в игру режим «Выживание». Он-то и сделал Minecraft обожаемой игрой.

Перссон догадался: популярность его детища будет только расти, если он начнёт поддерживать связи с игроками и реально прислушиваться к их мнению. Notch ввёл традицию так называемых «тайных пятничных обновлений». Они привносили в игру что-то новое, но отыскать это в игровом мире должны были сами игроки. Автор регулярно сообщал о своих планах, спрашивая у игроков мнения о целесообразности тех или иных изменений и собирая их идеи. 31 октября 2010 года впервые поток потенциальных геймеров превысил возможности оборудования.

Понимая, что на одном энтузиазме первых фанатов далеко не уедешь, Маркус Перссон в поте лица совершенствовал игру. В 2010 году выходит масштабное обновление, добавляющее в кубический мир Minecraft крепости и деревни. Постепенно игра приобретает привычные сегодняшние очертания.

Раньше в ней был только режим «выживания», в котором игроки должны добывать ресурсы и с их помощью спасаться от монстров, появляющихся в тёмное время суток — да ещё и стараться не умереть от голода и жажды. Теперь же Minecraft пополнился режимом «Творчество». Здесь игрокам предлагают неограниченный доступ ко всем предметам, вещам и строительным блокам – человеку остаётся просто творить всё, что ему захочется. В режиме «наблюдателя» можно любоваться творчеством игроков. А режим «Приключение» предложил решение головоломок с передвижением по картам.

Популярность без границ

Minecraftworldbuild

Постепенно сам Перссон охладел к своей игре и продал её Microsoft. Комментируя сделку, Notch отметил, что хочет и дальше выпускать небольшие игры и не горит желанием работать в большой корпорации.

Детище Перссона продолжает процветать. Шведские инженеры начали использовать Minecraft для перепланировки жилых и муниципальных зданий. В отдельных университетах её берут на вооружение кафедры архитектуры. ООН запустила международный проект Block By Block, ориентированный на молодёжь. Задача его — создание населённых пунктов в Minecraft с их последующей реконструкцией в реальном мире. С 2011 года действует образовательная организация MinecraftEdu – сообщество учителей и программистов, которое использует Minecraft в школьном образовательном процессе.

Что же такого особенного в Minecraft? Почему перед мониторами сидят миллионы людей, судя по всему, не наигравшиеся в LEGO в детстве? Почему каждый второй независимый разработчик пытается выпустить свою «игру про открытый мир и строительство»?

Сегодня, когда жанр игры и сам процесс диктуется бизнесменами от индустрии разработки игр, подавляющее их большинство стали совершенно одинаковыми. Игроки, которые хотят чего-то большего, чем очередная игра в жанре «иди-стреляй», начинают смотреть по сторонам. В век повальной интернетизации талантливому разработчику больше не нужно кланяться корпорациям – если его продукт на самом деле хорош, корпорации сами придут к нему на поклон.

minecraftkingslanding

Чего на самом деле не хватает игроку? Свободы. Ни один «большой» разработчик, занятый финансовыми отчётами и маркетинговыми стратегиями, не замечает такую простую вещь. Игрок хочет получить возможность делать то, что ему вздумается. Не просто бродить по большому, пустому городу, а быть демиургом своего маленького электронного мирка.

Minecraft предлагает как раз такую свободу – от создания модификаций игры до строительства действующих моделей чего угодно в самой игре. Если добавить в свою игру то, что на самом деле нужно людям, она станет шедевром и заработает уйму денег. «Большой» индустрии всё же есть чему поучиться у одиночек.